Архив   Авторы  

Записки о подполье
Искусство

Савицкий С. Андеграунд История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 224 с.

О том, что книга Станислава Савицкого посвящена именно ленинградской ветви неофициальной литературы, говорит даже ее название. В Москве английское слово underground всегда было принято транскрибировать "фонетически (андерграунд), а в Ленинграде несколько иначе: андеграунд".

По признанию самого автора, его работа нарочито неисторична. Речь идет не о дотошном летописании, а о "классическом понимании культурного мифаЙ" - именно как культурный миф рассматривается подпольная словесность 60-80-х годов. Для начала автор восстанавливает историю некоторых слов-концептов, соответствующих этой литературной эпохе: "несозвучная литература", "самиздат", "неофициальная литература", "вторая литература", "нонконформизм", "анде(р)граунд". Лишь затем под стекло его микроскопа попадает сама литературная популяция.

Однако разложить все по полочкам - не единственная задача книги. По ходу дела развенчиваются некоторые стереотипы по поводу литературного подполья. Главный из них - привычка отождествлять неофициальную литературу с "политическим сопротивлением советской власти". Но неприятие идеологии и государственности далеко не всегда вели к политизации литературы. "Ни И. Бродский, ни С. Довлатов, ни Горожане, ни ВЕРПА, ни Хеленукты, ни многие другие официальные авторы не связывали свои литературные занятия с политикой и не участвовали в диссидентской деятельности". И Бродский совсем не случайно был судим именно за тунеядство, а не за антигосударственные намерения. Станислав Савицкий обозначил действительно тонкую грань недавней истории. В 90-е годы было принято ставить чуть ли не знак равенства между андеграундом и диссидентством. В принципе эта практика отражала стремление новой бюрократии сузить явление и вменить ему ограниченную историческую задачу - так было проще обосновать свою близость к якобы возвращенным гуманитарным ценностям.

В последней части книги на первый план выходят приметы интеллектуальной моды, которая была распространена в среде ленинградских писателей. Прежде всего это философия абсурда, извлеченная из романов и философских сочинений Альбера Камю и Жана Поля Сартра (главка "Посторонний в Ленинграде"), а также увлечение духовными практиками буддизма, индуизма, экуменистическими доктринами и историей катакомбной церкви ("Иллюзорная реальность и реальная иллюзия"). Очевидно, что все это и рядом не лежало ни с подготовкой государственных переворотов, ни тем более с задачами социального строительства. Автор ограждает ленинградцев и от постмодернистской эклектики, характерной для литературной Москвы. Биографии лидеров питерского андеграунда - прежде всего Бориса Иванова и Виктора Кривулина - свидетельствуют о том, что Ленинград 60-х представлялся им своеобразным Парижем, городом духовных бунтарей и эстетов.

В самом изложении выводы иногда преобладают над фактами, что придает ему оттенок лекционности. Это осознается и самим автором, но пока, по его мнению, мы имеем дело лишь с "негативом недавней истории. Снимки будут готовы намного позже".

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера