Архив   Авторы  

Львиная доля
Искусство

Мостра N 59: немцы не сдаются, русские идут, а корейцы продолжают пугать

Другой вопрос - финальный призовой расклад, на который даже де Хадельн повлиять не мог. Когда очаровательная Гун Ли, председатель жюри Мостры-59, своим ангельским голоском объявляла победителей, половина зала оглушительно улюлюкала, правда, другая половина одобрительно аплодировала. Выяснилось, что далеко не все согласны с вручением Питеру Муллану "Золотого льва", высшей награды смотра, за картину "Сестры Магдалены". Антиклерикальная поэма о замученных в монастыре юных девочках, провинившихся в миру, - далеко не самая сильная картина фестиваля. Как и "Дом дураков" Андрея Кончаловского (Гран-при жюри) - напористый и эклектичный китч, действие которого происходит в психушке на границе с Чечней во время военных действий. Обе картины небезупречны с точки зрения вкуса, языка кино, сюжета и прочих составляющих. Главная из которых - обновление стиля.

Восторженные киноманы и циничные профессионалы сошлись на сей раз в одном - "Куклы" Такеши Китано не только стяжали восхищенные отклики в прессе, слезы и аплодисменты в зале, но и до самого последнего момента, пока Гун Ли не вскрыла заветный конверт, считались претендентами на главную награду. В результате немногословный Такеши, "последний самурай", не получил не только главного приза - он вообще ничего не получил. Газеты всего мира тут же запестрели заголовками типа "Дураки обошли кукол", "Куклы остались ни с чем" и так далее и тому подобное.

Российская делегация, в этом году необычайно многолюдная (в Венецию приехали и чиновники высокого ранга, и журналисты, и режиссеры), попала в несколько двусмысленное положение. Среди русских, приехавших на фестиваль, у картины Кончаловского оказалось мало поклонников (в нашей прессе отзывы о ней тоже довольно резкие), но все же было приятно, что отечественное кино наконец вырвалось на мировые просторы. "Победителей не судят", - пожав плечами, сказала одна русская критикесса, за день до закрытия прочившая Кончаловскому полный провал.

Как ни странно, нынешняя Мостра вообще проходила под знаком России. Помимо того, что в конкурсе было много русских картин, помимо того, что две из них, "Дом дураков" и "Клоун" Ирины Евтеевой получили серьезные награды, дотошные отечественные журналисты не поленились подсчитать, в скольких западных фильмах проскальзывает так или иначе русская тема. Скажем, у Фриды Кало, главной героини фильма Джули Теймор "Фрида", роман с Львом Троцким; в "Грязных мелочах" Стивена Фрирза швейцар в лондонском отеле - русский; во "Власти прошлого" Пьер-джорджио Гэя герой с ужасом узнает, что его отец - агент КГБ по имени Аркадий. Не говоря уже о "К-19", где Харрисон Форд и Лиэм Ниссон соревнуются друг с другом в изображении сурового русского характера в тяжелых условиях подводной драмы. А "Лиля навсегда", новый фильм Лукаса Мудиссона, вообще целиком снят на русском языке, с русской актрисой Оксаной Акиньшиной в главной роли. "Русскости" добавило и сообщение из Монреаля, где в это же время проходил международный фестиваль, - Алексей Чадов, сыгравший главную роль в фильме Алексея Балабанова "Война", получил приз за лучшую мужскую роль.

Но хотя фестивальный вектор Мостры-59 был явно направлен в сторону России и главный приз отхватил западной, а не восточный фильм, надо признаться, что китайские, корейские и японские картины негласно лидировали и в этом году. Во-первых, уже упомянутый Такеши Китано со своим безупречным, стильным и медитативным шедевром, где переплетаются три истории любви, все - трагические, где в финале безумные влюбленные, сорвавшись со скалы, повисают на ней, как куклы театра "Бунраку", магией которого Китано увлекается с детства. Во-вторых, китайцы - тот же Тиань Чжуань-Чжуань, снявший в этом году высококультурную, изящную картину "Весна в маленьком городе", простую человеческую историю о невозможности любви, о том, что обстоятельства всегда против нее. В третьих, корейцы - как всегда, радикальные и неутомимые в изобретении патологических ситуаций и странных человеческих привязанностей. То Ким Ки Дук, певец насилия, пугал нас своими жестокими драмами, теперь вот Ли Чанг-Донг снял "Оазис" - картину о любви обаятельного оболтуса и больной церебральным параличом девушки. Бедняжке Мун Со-Ри, очень симпатичной в жизни, пришлось нещадно уродовать себя, немыслимо выворачивая конечности, перекашивая лицо и ползая по полу, словно насекомое. Оказывается, девушка не напрасно старалась - "Оазис" отхватил сразу два основных приза (за режиссуру и приз ФИПРЕССИ), а Мун Со-Ри получила награду как лучшая молодая актриса. Когда она вышла получать своего "Льва", все даже несколько удивились - Мун Со-Ри оказалась вовсе не инвалидом, а хорошенькой молодой особой.

Как ни странно, в этом году американцы тоже не посрамили славу Голливуда, идущую на убыль. Конечно, никто и не подумал бы включить в конкурс коммерческую "К-19", у Европы иные приоритеты, но в конце концов американцы были довольно широко представлены в основном соревновании. Разумеется, у "Проклятого пути" с Томом Хэнксом в главной роли не было ни малейшего шанса, это даже он понимал, но зато картине Тодда Хэйнеса "Далеко от рая" всерьез пророчили победу. В результате "Кубок Вольпи" за лучшую женскую роль получила Джулианна Мур, сыгравшая идеальную американскую домохозяйку в этой стилизованной под пятидесятые мелодраме. Она, кстати, приехала в Венецию с четырехмесячной дочкой Лив - во время съемок "Далеко от рая" Джулианна была беременна. "Хорошее развлечение во время беременности, иначе я бы сдохла со скуки", - сказала актриса. В пересказе сюжет "Далеко от рая" может показаться уныло-политкорректным: обнаружив, что муж гомосексуалист, героиня Мур влюбляется в садовника-негра. На дворе же, как было уже сказано, мрачные пятидесятые, когда в стране окончательно победившей демократии чернокожих еще линчевали и в киосках продавали в качестве сувениров открытки с изображением повешенных. Но Тодд Хэйнес снял глубокое, трогательное, благородное кино, очень стильное, с музыкой и костюмами тех времен, где сквозь стилизацию и киноманскую игру сквозят глубокие чувства. И героев, и самого автора.

Да и "Фриду" Джули Теймор, продукцию знаменитой студии Miramax, нравы которой высмеял Стивен Содерберг в своем новом фильме "Вид спереди", представленном в Венеции в одном из параллельных конкурсов, тоже нельзя назвать типичной голливудской продукцией вроде "Проклятого пути" или "К-19". Сальме Хайек в роли Фриды Кало, художницы с трагической судьбой, сумевшей преодолеть боль, преследовавшую ее всю жизнь после чудовищной автокатастрофы, личные неурядицы и измены мужа, удалось возвыситься над голливудскими штампами "биографического" фильма. В этой картине действительно есть магия - и не только кино как такового, но и магия латиноамериканского континента, где до сих пор витают духи древних сказаний, индейские сказки и мексиканская витальность, пронизывающая живопись Кало.

Вообще-то фестивали для того и существуют, чтобы развеять некоторые устоявшиеся мифы и, возможно, создать новые. Нынешняя Венеция опрокинула иные догмы. Например, что Голливуд уже ни на что решительно не способен или что французское кино никому, кроме самих французов, не интересно. Во всяком случае, "Человек из поезда" Патриса Леконта (на нашем ММКФ когда-то был отмечен его фильм "Вдова с острова Сен-Пьер"), элегантная и насмешливая притча о двух пожилых мужчинах, авантюристе (Джонни Холлидей) и тихом пенсионере (Жан Рошфор), которые хотели бы поменяться местами, - отнюдь не скучное повествование. Показанный почти в конце фестиваля, "Человек из поезда" был серьезным претендентом на одну из главных наград.

Но что случилось, то случилось. В конце концов и Канн в этом году зарекомендовал себя не с лучшей стороны, вручив "Золотую пальмовую ветвь" Поланскому с его холодным, архаичным и безумно занудным "Пианистом". По крайней мере "Сестры Магдалены" сделаны с большей страстью. Впрочем, Такеши Китано в ответ на сочувственные реплики - ах, ах, как вы пережили поражение? - мужественно отвечал, что призы ему безразличны. Впрочем, то же самое он говорил еще задолго до финала. Если он не лукавит, то это и есть самая что ни на есть достойная позиция - во всяком случае, "Куклы" сделаны без всякого прицела на фестивальную конъюнктуру.

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера