Архив   Авторы  

Настоящая Джульетта
Искусство

В Большом театре впервые выступит балет театра "Ла Скала". Миланцы покажут "Ромео и Джульетту" в постановке Кеннета Макмиллана

Миланский театр "Ла Скала" отождествляется, как правило, с великой оперой, где пели Энрико Карузо и Мария Каллас. Балет "Ла Скала", чья труппа прибыла в российскую столицу, известен меньше, хотя этот танцевальный коллектив считается одним из самых старых в мире. История труппы насчитывает около 200 лет, то есть практически она известна с тех самых времен, когда придворные бальные ансамбли стали превращаться в танцевальные коллективы, развлекавшие знать изысканными спектаклями. Именно эти роскошные постановки и дали в конце XVIII - начале XIX века жизнь классическому балету. За долгую историю балета "Ла Скала" с ним работали многие знаменитые хореографы, в их числе Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин и Джордж Баланчин. Впрочем, для своих первых гастролей в Москве итальянцы выбрали совсем не русского хореографа - четыре вечера подряд на сцене Большого театра они будут исполнять балет "Ромео и Джульетта" на музыку Прокофьева в постановке англичанина Кеннета Макмиллана. Для такого выбора у балета "Ла Скала" были свои резоны.

В 1956 году молодой британский хореограф Кеннет Макмиллан стал очевидцем русского балетного чуда - в старейшем лондонском театре "Ковент-Гарден" впервые выехавший на гастроли в Англию балет Большого театра показывал "Ромео и Джульетту". Англичане не ожидали, что в стране коммунистов, пережившей войну и репрессии, есть настоящая высокая культура, что в далекой от цивилизованного мира заснеженной Москве живет хрупкая, ранимая русская Джульетта по имени Галина Уланова, что там все еще есть великие композиторы, способные создавать музыку, равной которой по совершенству техники и силе духа нет больше нигде.

Именно тогда Макмиллан решил во что бы то ни стало сделать свою версию шекспировской трагедии на музыку русского композитора Сергея Прокофьева. На протяжении всей своей карьеры Кеннет Макмиллан славился как смелый стилист и экспериментатор. Свою первую работу "Сомнамбулизм" (1953 г.) он посвятил миру снов и ночных кошмаров, годом позднее в "Дурнушке" он вывел на сцену юную маргиналку, которая никак не может приспособиться к жизни в обществе. Макмиллан неоднократно рисковал карьерой, расширяя возможности языка балета за счет частого использования исторических источников, религиозной музыки и иногда - словесного диалога. К примеру, в основу балета "Анастасия" (1967 г.) он положил историю болезни душевнобольной, утверждавшей, что она - пропавшая наследница дома Романовых. Макмиллан в этой работе смело противопоставил разные эпохи, музыкальные стили, использовал кинохронику. До заветного 1965 года, когда он создал свой первый большой многоактный балет "Ромео и Джульетта", балетмейстер успел прославиться своими работами на музыку Игоря Стравинского: "Агон" (Agon, 1958 г.), "Жар-птица" (The Firebird, 1960 г.) и "Весна священная" (The Rite of Spring, 1962 г.).

Спектакль "Ромео и Джульетта", поставленный в "Ковент-Гардене" в 1965 году, стал первым большим балетом Макмиллана, который превратил его в классика современного танца. Немалую роль в успехе премьеры сыграла и самая необычная звездная пара за всю историю балета: Рудольф Нуреев танцевал с Марго Фонтейн. Дело было даже не в том, что Нуреев в те времена почти вдвое был моложе Фонтейн, - они представляли две совершенно разные школы танца. Вот как описывала эту пару Нинетт де Валуа, бывшая тогда художественным руководителем британского Королевского балета: "В эмоциональном, физическом, техническом плане они были созданы друг для друга. Учитывая разные школы, это представлялось невозможным. У Нуреева была замечательная школа с двухсотлетней традицией; и чем больше она проявлялась, тем больше можно было взять от нее для школы британской, еще нуждавшейся в совершенствовании. Это были две противоположности, составлявшие единое целое".

От мягкого и сдержанного Ромео в английском балете не осталось и следа. Ромео - Нуреев казался неистовым, обезумевшим от любви молодым львом, тогда как Фонтейн - воплощение мудрой уравновешенности и элегантности. "Ромео и Джульетта" Макмиллана завоевали весь мир.

Но свою лепту в легенду балета внесли и итальянцы. В этом году Веронский клуб выбрал приму миланского балета Алессандру Ферри официальной Джульеттой. Словно российский официальный Дед Мороз из Великого Устюга, Алессандра Ферри теперь должна отвечать на письма влюбленных, адресованные шекспировской Джульетте. Рассказывают, что именно она в последние годы жизни Макмиллана (он умер десять лет назад) была музой балетмейстера и именно ей он завещал главную партию своего спектакля.

Тридцативосьмилетнюю балерину нисколько не смущают ее нынешние обязанности: "Я танцую Джульетту уже восемнадцать лет, это персонаж, с которым я отождествляю себя больше, чем с любым другим", - говорит госпожа Ферри. Впрочем, роль Джульетты не помешала танцовщице вопреки официальной легенде обзавестись мужем по имени Фабрицио и парой очаровательных дочерей, которых зовут Матильда и Эмма. Возможно, они также прибудут с г-жой Джульеттой в Москву. Официальным Ромео для нынешних гастролей "Ла Скала" в Москве выбрана другая звезда балета - Хулио Бокка. Спектакль "Ромео и Джульетта" Кеннета Макмиллана станет своеобразным эхом легендарных гастролей Большого театра в Лондоне 37 лет назад.

Аркадий Кадиев
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера