Архив   Авторы  

Без царя в СНГ
В России

Россия больше не нуждается в формальном подтверждении своего лидерства в СНГ. Именно поэтому Владимир Путин подал в отставку с поста председателя Совета глав государств Содружества

Некоторые наблюдатели восприняли этот жест как знак признательности украинскому лидеру со стороны российского президента за заключенное на саммите газовое соглашение. Ведь Путин уломал Кучму буквально за несколько часов, вынудив согласиться на российскую формулировку ключевого пункта договора. Речь идет о термине "паритетные начала" в определении хозяина газового консорциума. Как известно, украинская сторона до последнего стояла на том, чтобы контрольный пакет предприятия принадлежал ей. Однако история на этом далеко не закончилась. Подписанное соглашение - рамочное, детали еще утрясать и утрясать. В общем, благодарить Кучму по большому счету пока не за что. Да и разменивать стратегический козырь - документально закрепленный статус страны как лидера СНГ - на пусть важные, но тактические выгоды - это не переговорный стиль Путина. На самом деле желание российского президента сдать свой пост в Содружестве мотивировано другим: отношения России с соседями по СНГ подошли к определенному качественному рубежу, требующему их кардинального пересмотра и обновления.

С самого начала своего существования СНГ рассматривался как мягкая форма развода некогда братских советских республик. Последующие события раз за разом только подтверждали это. Вспомним: на первом этапе были и единые Вооруженные силы, и общая валюта, а на футбольном чемпионате Европы 1992 года играла сборная СНГ. Причем на словах все вроде бы ратовали за сохранение такой суперинтеграции. Но трещины, побежавшие по одной шестой части суши, не только не затягивались, но и множились и углублялись. Поделенными оказались и армия, и валюта, и футболЙ

После этого главным атрибутом былого единства "республик свободных" являлось то, что, как и во времена СССР, их по-прежнему скрепляла "Великая Русь". Все 11 постсоветских лет председательский пост в Содружестве неизменно занимала Россия. И, похоже, роль вечного "дежурного" по СНГ перестала устраивать российскую сторону. И в самом деле: хлопот много, дивидендов же практически никаких. Председательский статус превращал Россию в эдакую няньку при непоседливых "младших братьях", стремившихся к максимальной свободе при минимуме ответственности за вроде бы общее дело (по свидетельству экспертов, из более чем 1200 всевозможных документов, подписанных в рамках Содружества, выполняются не более 60).

Это в свою очередь серьезно связывало руки России, заставляя нередко жертвовать собственными интересами ради сохранения единства (или видимости такового). И выслушивать при этом обвинения в "имперских амбициях". Пока Россия позиционировала себя как полюс силы, альтернативный Соединенным Штатам и ее союзникам, эта стратегия еще имела смысл. Теперь же, со сменой вех, длинный обоз СНГ может стать ощутимой обузой для задуманного марш-броска в европейское политическое и экономическое пространство.

Формальное (официально закрепленное) лидерство в СНГ зачастую ставило Россию в парадоксальную ситуацию. Мол, что позволено Юпитеру - не позволено быку, что позволено, например, Туркменбаши, который ввел визовый режим со всеми странами СНГ, то никак не может быть повторено записным "оплотом дружбы народов". Положение обязывает. Между тем объявленное недавно Владимиром Путиным намерение создать безвизовый режим на территории от Лиссабона до Владивостока как минимум требует закрытия южных и восточных рубежей России. Уже одно это ставит вопрос о новом статусе России в СНГ.

Этот новый статус можно назвать "неформальным лидерством", которое, как известно, куда эффективнее лидерства номинального. Уволившись из "нянек", Россия при желании не только не потеряет, но и усилит свое влияние на постсоветском пространстве, ибо сможет действовать сугубо в своих интересах, перестав делать свою политику заложником разношерстных позиций "братских республик". Ничто так не заставляет уважать страну, как четкое представление о своих национальных интересах и последовательность при их реализации. Тем более, если у этой страны есть все возможности - и экономические, и политические, и военные - для отстаивания своего места под солнцем.

Собственно, новая манера общения России с соседями по СНГ видна уже невооруженным глазом. Это и известное размежевание с Лукашенко по форме интеграции с Белоруссией. Это и жесткий ультиматум Грузии, заставивший Эдуарда Шеварднадзе признать правомерность российских интересов в регионе. Это и соглашение о создании российско-украинского газотранспортного консорциума. Ноу-хау Путина в диалоге со своими коллегами по Содружеству независимых государств - это четкое разведение двух понятий: дружбы и национальных интересов. Делая вполне искренне заявления о горячей дружбе между народами СНГ, Россия сопровождает их холодным душем предупреждений в адрес лидеров: невыполнение обязательств незамеченным не пройдет. Если Россия будет "чувствовать себя сопричастной" проекту создания газотранспортного консорциума, говорит Путин, сибирский газ будет идти на Запад через Украину. Если нет - "тогда будем искать другие выходы, строить другие трубопроводы". Сентябрьские жесткие заявления относительно панкисской проблемы не воплотятся в силовые акции лишь при условии, "если будут реализовываться договоренности с президентом Грузии". Как ни печально, только такой язык оказался единственно понятным для "содружников". Но как раз это и есть адекватная нынешнему климату международных отношений политическая практика. А предшествовавшие ей призывы "жить дружно", видимо, стоит приберечь для будущего, более совершенного общества.

Доживет ли до этой чудесной поры СНГ - уже не принципиально. Ведь уже сейчас Содружество трансформируется в президентский клуб, а саммиты - во встречи на нейтральной территории, чрезвычайно удобной для переговоров и зондажа намерений. И в этом качестве у СНГ, пожалуй, неплохие перспективы. Но вряд ли более того. Тем более, что свою главную задачу - развод "по-эсэнговски", без войн и революций, - Содружество выполнило.

Сильная страна всегда найдет себе союзников, ну а с проявляющими слабость или непоследовательность, как показывает практика, перестают церемониться даже, казалось бы, закадычные друзья.

Андрей Камакин, Кишинев-Москва

Врез 1

ДОСЛОВНО

Итоги кишиневского саммита

Среди наиболее важных для России событий кишиневского саммита - двусторонние переговоры Владимира Путина с Леонидом Кучмой и Эдуардом Шеварднадзе. Их итогом стало российско-украинское "газовое" соглашение и обязательства, взятые на себя президентом Грузии.

Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли:

"Кишинев, Молдавия

7 октября 2002 года

Правительство РФ и Кабинет Министров Украины, далее именуемые Сторонами, ... в целях дальнейшего развития системы магистральных газопроводов Украины, а также осуществления бесперебойного транзита природного газа в европейские страны по территории Украины согласились о нижеследующем:

...Создать на взаимовыгодных условиях международный консорциум в форме хозяйственного общества (далее Консорциум), к сфере деятельности которого относится:

- транспортировка газа и обеспечение надежности, безопасности и стабильности функционирования газотранспортной системы Украины, увеличение объемов транзита природного газа через территорию Украины;

- создание новых конкурентоспособных газотранспортных мощностей на территории Украины;

- экономически обоснованное использование и эксплуатация магистральных мощностей газотранспортной системы и подземных хранилищ;

- привлечение необходимых инвестиционных ресурсов для модернизации и развития газотранспортной системы Украины.

Уполномоченными организациями по созданию Консорциума назначаются:

с Российской Стороны - Открытое акционерное общество "Газпром";

с Украинской Стороны - Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины".

...Консорциум создается на паритетных началах. Порядок формирования и размер уставного капитала Консорциума определяются в учредительных документах.

Участники Консорциума совместно на основе консенсуса определят условия участия в Консорциуме европейских газовых компаний.

Уполномоченные организации при создании Консорциума предусмотрят участие представителей Сторон в органах управления Консорциума.

...Консорциум будет создаваться, регистрироваться и действовать в соответствии с законодательством Украины. Головной офис Консорциума и его органы управления будут размещаться в г. Киеве (Украина).

Стороны в соответствии с законодательством своих государств оказывают поддержку деятельности Консорциума.

Каждая Сторона предоставляет другой Стороне имеющуюся в ее распоряжении информацию по всем вопросам, связанным с развитием сотрудничества в газовой отрасли, при условии, что ее предоставление не противоречит законодательству государства Стороны, предоставляющей такую информацию.

...Споры между Сторонами относительно толкования и применения положений настоящего Соглашения будут разрешаться путем проведения консультаций и переговоров.

...По согласованию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены дополнения или изменения, которые оформляются отдельными межправительственными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

...Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует в течение 30 лет. Оно автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за два года до истечения очередного пятилетнего периода не уведомит Другую Сторону о своем намерении прекратить его действие".

Владимир Путин о встрече с Эдуардом Шеварднадзе:

"...Был откровенный, заинтересованный разговор. Заинтересованный в том смысле, что и Россия, и Грузия намерены и хотят решить основную проблему наших отношений, а именно: наладить эффективное взаимодействие в борьбе с терроризмом. При этом мы не исключаем... интенсификации контактов между нашими специальными службами... Второе: по предложению президента Грузии будут даны соответствующие указания нашим пограничным службам улучшить взаимодействие, вплоть до совместного патрулирования государственной границы. Одновременно министерства иностранных дел займутся проблемами самой границы. И наконец, последнее. Эдуард Амвросиевич заверил меня, что остающиеся в распоряжении правоохранительных органов задержанные на территории Грузии террористы будут в ближайшее время выданы Российской Федерации... Остаются ли в силе те заявления, которые я сделал 11 сентября?.. Эти заявления, надеюсь, не будут никак реализовываться, если будут реализовываться наши договоренности с президентом Грузии".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера