Архив   Авторы  

"Титаник" в наследство
Общество

Владелец знаменитого "Титаника" - американская компания R.M.S. Titanic Inc. - отказался от своих прав на затонувший лайнер. Теперь его собственником станет тот, кто первым поднимет со дна моря любой фрагмент погибшего судна. В желании заполучить эту "подводную легенду" подозревают и Россию

Сувенир огромного водоизмещения

Первое погружение к "Титанику" организовал сам Боб Бэллард в 1986 году. Тогда его экипаж сфотографировал лайнер и прикрепил табличку с надписью, что останки судна оставлены нетронутыми как памятник 1523 погибшим. Но уже на следующий год "Титаник" превратился в высокодоходный коммерческий проект. Извлеченные в 1987 году фарфор, драгоценности и украшения с бешеным успехом экспонировались на выставке в Париже, на которую народ шел валом. А буквально на днях в Шотландии завершилась выставка "Титаник-2002", куда организаторы пригласили Милвину Дин, оказавшуюся самой юной пассажиркой, спасенной с "Титаника" (в апреле 1912 года ей было 9 недель). По утверждениям устроителей выставки, всего за 2 дня ее посетило около 9 тысяч человек. По данным "Итогов", одна только экспозиция артефактов, поднятых с затонувшего лайнера, приносила и приносит организаторам стабильный доход - порядка 10-12 миллионов долларов в год. Кстати, за предоставление права на проведение выставок в разных странах владелец "Титаника" - компания R.M.S. Titanic Inc. - получал от фирмы SFX Entertainment по 8,5 миллиона долларов ежегодно.

Немало прибыли приносила и продажа сувениров с "Титаника". Личные вещи, фрагменты интерьеров и даже обломки корпуса суперлайнера уже который год выставляются на крупнейших аукционах мира. Достаточно упомянуть золотые наручные часы, проданные с молотка в Саутгемптоне (Англия) весной этого года за 28 464 доллара. Основная их ценность заключается в том, что они остановились 15 апреля 1912 года ровно в 2 часа 17 минут ночи, то есть в тот момент, когда судно окончательно скрылось под водой. Старинная ваза, извлеченная из каюты лайнера, 29 мая этого года ушла на аукционе Sotheby's за 13 138 долларов. А совсем недавно,12 сентября, компания Henry Aldridge&Sons установила мировой рекорд, продав на торгах в Великобритании открытку, написанную на "Титанике", за 17 097 долларов. Так дорого не стоила еще ни одна открытка в мире. Более того, даже куски угля из топки корабля продаются как сувениры по 25 долларов за штуку.

Еще один источник дохода - продажа прав на фото- и видеопродукцию по "титанической тематике". К примеру, кадры, снятые на месте гибели судна, использовались Джеймсом Кэмероном при монтаже крупнобюджетного фильма "Титаник". После выхода фильма на экраны лайнер стал в прямом смысле объектом паломничества. Так, в 2001 году пара молодоженов давала свадебный обет, находясь в батискафе, приводнившемся на палубу судна. Всего "Титаник" в его подводной могиле посетили порядка ста человек, и лишь единицы из них были исследователями. Кстати, за недельный тур с одним "погружением в легенду" каждый турист платит 33 тысячи долларов США. Каждое погружение занимает в среднем 10 часов. 2,5 часа уходит на спуск, столько же - на подъем. Оставшиеся 5 часов - экскурсия по дну. Организацией туров к "Титанику" занимается британская компания WildWings. Туристы прибывают на Ньюфаундленд, откуда выходят в море на российском научно-исследовательском судне "Академик Мстислав Келдыш". Само погружение происходит на российских глубоководных обитаемых аппаратах "Мир".

По закону моря

Первый сувенир с "Титаника" компания R.M.S. Titanic Inc. подняла в 1987 году. А в 1994 году грянула сенсация: в соответствии с решением окружного суда Норфолка (штат Вирджиния) фирма стала "эксклюзивным обладателем прав" на проведение поисковых работ на "Титанике", а также "единственным владельцем всех артефактов, которые уже были подняты или будут подняты в будущем". У многих юристов возник вопрос: каким образом "Титаник", затонувший в международных водах и принадлежавший компании White Star Line, основным владельцем которой был американский магнат Дж. П. Морган, оказался в безраздельной собственности неизвестной компании с небольшим оборотом? По версии самой R.M.S. Titanic Inc., это стало возможным исходя из норм международного морского права. В соответствии с ним владелец судна (в данном случае - Дж. П. Морган или его наследник) признается владельцем судна до тех пор, пока он сам не откажется от прав на него. Однако если владелец по прошествии "необычайно долгого времени" (термин, использующийся в морском праве), минувшего с момента кораблекрушения, не заявляет о правах на затонувшее судно, Адмиралтейство вправе назначить иного "эксклюзивного владельца" при условии, что тот сам заявит о своем желании. И не просто заявит, но и предъявит поднятые со дна артефакты. Правда, чтобы сохранить это право за собой, новому обладателю необходимо время от времени проводить работы по обследованию судна и подъему предметов с его борта. R.M.S. Titanic Inc. обязалась устраивать подводные экспедиции раз в два года. Поскольку первые трофеи эта компания достала со дна океана еще в 1987 году, возражений со стороны американского суда не последовало. Правда, критики этого решения напирали на экстерриториальность вод, в которых затонул корабль. Их оппоненты ссылались на Статью III конституции США, в соответствии с которой власть суда распространяется на все случаи адмиралтейской и морской юрисдикции. А адмиралтейское и морское право якобы издавна распространяется не только на территориальные, но и на международные воды. По заявлению апелляционного суда США, данное правило используется в морской практике на протяжении более чем 3000 лет. Вот в соответствии с этой практикой у "Титаника" и появился новый владелец.

Сплошное разорение

Всего с 1987 по 2000 год R.M.S. Titanic Inc. организовала 6 экспедиций, затратив при этом 11 миллионов долларов. Было поднято порядка 6 тысяч предметов. Такая активность не всем пришлась по душе. Вот мнение на сей счет Боба Бэлларда: "Печально видеть, как быстро пустеет судно. Можно ли представить, чтобы то же самое происходило с "Аризоной", лежащей на дне Тихого океана". ("Аризона" - линкор ВМС США, потопленный японцами 7 декабря 1941 года.) С Бэллардом согласен и Эдвард Камуда, президент исторического общества "Титаник": "Останки на дне - это кладбище, к тому же действующее. Например, похоронить себя на "Титанике" завещал Франк Голдсмит, чей отец в апреле 1912-го не сумел спастись с тонущего суперлайнера. После смерти Франк вернулся к отцу..."

Впрочем, у Дика Бартона, вице-президента R.M.S. Titanic, другой взгляд на вещи. "Мы организовали три выставки в США, - говорит он, - и наша цель - оживить историю "Титаника", дать людям почувствовать масштаб трагедии". При этом Бартон утверждает, что компания не разрешает продавать ничего из поднятого, за исключением кусков угля. Однако во время последней экспедиции компании, состоявшейся в 2000 году, водолазы собирали явно не уголь. Узнав, что уже подготовлено оборудование для разрезания обшивки "Титаника", федеральный суд США вынес запрет на продолжение работ. Цель, впрочем, была многообещающей - бриллианты, золотые кольца, монеты. Все это руководство R.M.S. Titanic квалифицировало как "предметы, не представляющие особой исторической и археологической ценности". От продажи драгоценных камней компания рассчитывала выручить порядка 300 миллионов долларов. Учитывая, что уже в то время в R.M.S. назрел финансовый кризис, начавшийся еще в конце 1999 года, можно предположить, что компания надеялась таким образом поправить свои дела. Подчинилась ли компания решению суда, покажет только будущее, так как с тех пор и по сей день "Титаник" больше никто детально не исследовал.

Как бы там ни было, а из кризиса R.M.S. Titanic не выбралась. Обещания главы компании Арни Геллера снарядить экспедицию вначале в 2001-м, потом в 2002 году так и не были выполнены, хотя в контракте зафиксировано обязательство устраивать погружения каждые два года. За два с половиной года акции компании упали с 4 долларов до 15 центов. Убытки достигли без малого миллиона долларов. А в августе этого года "эксклюзивный обладатель прав" положил на стол окружного суда Норфолка документы, в которых отказался от проведения дальнейших работ на "Титанике". Но еще в начале 2002 года группа акционеров подала на R.M.S. Titanic Inc. в суд, обвиняя ее руководство в мошенничестве и незаконном обогащении за счет инвесторов.

Теперь же лежащий на дне лайнер стал окончательно бесхозным. 26 сентября этого года R.M.S. Titanic Inc. официально отказалась от своих прав на корабль и от снаряжения экспедиций в будущем. Но суд решил, что этого мало, и постановил, что компания является не "единственным и исключительным владельцем" всех поднятых артефактов, а только их "хранителем". Возмущенная R.M.S., которая, по слухам, владеет находками на сумму 11,2 миллиона долларов, подала иск в верховный суд США. По последним сведениям, этот иск 7 октября был отклонен.

Право первого погружения

Оставшиеся на борту ценности не дают покоя многим. Теперь, когда R.S.M. Titanic Inc. вышла из игры, все ждут объявления нового владельца "Титаника". Им, согласно тому же морскому праву, станет тот, кто первым поднимет со дна новые артефакты. Из-за плохих погодных условий в Северной Атлантике достичь места гибели "Титаника" можно будет только следующим летом. Но страсти накаляются уже сейчас. Тем временем власти США, Канады, Франции и Великобритании пытаются выработать международное соглашение, запрещающее заниматься какими-либо "спасательными работами" на погибшем лайнере. Правда, работа над этим проектом идет уже на протяжении 16 лет, но пока без особого результата. Впрочем, старший советник Офиса по морским делам Госдепартамента США Роберт Блумберг заверил, что документ вот-вот появится. "Последнее время мы работаем над согласованием языковых разночтений между английским и французским текстами", - говорит он.

Плохо верится, что на протяжении полутора десятков лет стороны не сумели согласовать языковые разночтения. Скорее дело в том, что страны никак не могут определиться, следует ли объявлять затонувший лайнер неприкосновенным или нет, учитывая неослабевающий интерес широкой публики к "Титанику". А тем временем "кладоискатели" готовятся к летней гонке. Кстати, реальные возможности стать новыми хозяевами легенды имеют всего четыре страны: США, Россия, Япония и Франция. Именно они обладают глубоководными аппаратами для погружения. Два таких аппарата есть у России, два у США, по одному у Франции и Японии.

Что любопытно, среди главных претендентов на "Титаник" западные СМИ называют именно Россию. Вот их аргументы. Во-первых, у русских есть подходящее оборудование (глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2"). Во-вторых, район гибели лайнера русскими изучен досконально ("Миры" не раз спускались на дно Ньюфаундлендской банки в 1991-2001 годах). И, в-третьих, российское океанографическое судно "Академик Мстислав Келдыш" имеет право на легальный заход в эти воды, привозя туристов. Правда, как сообщил "Итогам" глава лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич, возглавлявший все погружения аппаратов "Мир" на "Титаник", "об участии России в этом проекте говорить пока не приходится. Причина в отсутствии средств. Зная, какие суммы требуются для участия в соревновании "на приз "Титаника", можно однозначно заявить, что мы это не потянем".

В качестве другого претендента на "Титаник" называют кинорежиссера Джеймса Кэмерона. Он спускался на корабль летом прошлого года и снял там документальный фильм, который должен увидеть свет в апреле 2003 года. Подозревают, что режиссер планирует заняться поиском артефактов. Правда, сам Кэмерон такого желания пока никак не выказал.

Некоторые эксперты считают, что надо торопиться: остов "Титаника" разрушается. Такого мнения придерживается вице-президент R.M.S. Titanic Дик Бартон: "Мы полагаем, что носовая часть вскоре полностью перестанет существовать". Однако канадские химики, исследовав структуру металла, пришли к выводу, что все не так страшно и процесс разрушения идет достаточно медленно.

Что же касается проектов по подъему "Титаника", то они, похоже, малореальны. Николай Айбулатов, заведующий лабораторией шельфа Института океанологии РАН, считает, что об этом не может быть и речи: "Кормовая часть представляет собой груду металлолома, в носовой нет ничего интересного. Думаю, что его останки надо превратить в морской музей". А Боб Бэллард, нашедший лайнер в 1985 году, в свою очередь предлагает установить вокруг корабля мощные прожекторы и постоянно включенные видеокамеры, которые будут передавать изображение в Интернет. Таким образом, каждый сможет виртуально посетить "Титаник". Команда Бэлларда собирается вначале опробовать свою идею на другом морском гиганте, "Британике", который лежит у побережья Греции на более доступной глубине.

Константин Волков

Врез 1

НА ДНЕ

Остов сокровищ

Коллекция бриллиантов на сумму 300 миллионов долларов - это только часть тех ценностей, которые, согласно накладным, перевозились на "Титанике". Кроме драгоценностей, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы, которую английский археолог лорд Кантервиль вез в США. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности. Так что, помимо бриллиантов, считают романтично настроенные "морские археологи", на борту находились и другие ценности стоимостью порядка 250 миллионов долларов. Обнаружить сокровища пытались не раз. Для этой цели использовались роботы небольшого размера, которые изучили останки судна вдоль и поперек. Однако, кроме фарфора и личных вещей, пока ничего найти не удалось. К тому же поиски сильно затрудняют ил и песок, скопившиеся за 90 лет во внутренних помещениях. После каждого движения робот вынужден останавливаться и пережидать, пока взвесь осядет. Однако даже если сокровища будут найдены, могут возникнуть проблемы с их наследниками. Наверняка найдутся претенденты, которые будут утверждать, что драгоценности принадлежали их предкам, погибшим на злополучном судне.

К. В.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера