Но разведка доложила точно...
Общество

Российские ученые нашли уникальный способ заглянуть в недра нашей планеты. Новая технология геологоразведки открывает перед человечеством небывалые перспективы по освоению скрытых под землей богатств

Взгляд из космоса

По большому счету традиционные методы разведки полезных ископаемых уже давно не отвечают потребностям крупных добывающих компаний. Требуется свежее решение, новая технология или даже новая философия изысканий.

Поиском такого решения еще в середине 70-х начал заниматься молодой московский географ Владимир Жуков, выбравший сферой своих интересов математико-картографическое моделирование. На ту пору в СССР пришелся самый расцвет космических исследований, на твердый фундамент был поставлен мониторинг земной поверхности из космоса и систематизация полученных данных. Имея доступ к такого рода информации, Жуков решил ее направить в русло исследований, для той эпохи просто фантастических. Сколотив вокруг себя группу единомышленников, он начал искать теоретическую возможность разведки полезных ископаемых из космоса. Потребовалось почти 30 лет, прежде чем была доказана не только теоретическая, но и практическая состоятельность этой технологии. Сам Жуков ныне уже член-корреспондент Российской академии естественных наук, а созданная им некогда исследовательская группа сегодня составляет костяк Научно-исследовательского центра геоинформационного анализа Земли.

Сокровища Сахары

Есть ли вода в пустыне Сахара? До последнего времени этот вопрос по своей риторичности был сопоставим разве что с вопросом "Есть ли жизнь на Марсе?", пока за дело не взялись сотрудники вышеназванного научного центра. Для них это была хорошая возможность проверить свое открытие. Данные, полученные при помощи космической съемки и проанализированные по специальной методике, указывали, что на территории Мавритании есть богатый водой подземный канал. Предстояло выдержать экзамен на практике, для чего снарядили экспедицию в Африку. И вот что из этого вышло. "У города Атар, - рассказывает сотрудник центра профессор Виталий Гох, - на глубине 20-30 метров нам удалось зафиксировать небольшой водоток, а уже на глубине 230 метров - большой объем воды. Пока бурили мощный слой гранита, сломали три алмазных бура. Геологи спорили, что под гранитом по всем классическим теориям воды быть не может. Однако на глубине 240 метров все-таки был обнаружен сильнейший водоток, из которого сейчас на поверхность поднимается несколько тонн воды в сутки". Для этого региона такая находка - настоящая сенсация. По словам директора Научно-исследовательского центра геоинформационного анализа Земли Валерия Тутыхина, этот проект был совершенно бесплатной акцией для правительства Мавритании, а для самих ученых носил исключительно имиджевый характер - заявить о своем изобретении миру.

Впрочем, практических проектов, которые заинтересованные компаниии могут взять в разработку хоть завтра, в арсенале центра сегодня предостаточно. Для примера: перспективные регионы для изыскательских работ в России - Сахалин и Пензенская область, где обнаружены запасы нефти примерным объемом в 90-95 млн. тонн.

География новых районов, потенциально богатых полезными ископаемыми, весьма обширна. Это и Африка, и Ближний Восток, и Северная Америка, где, по прогнозам ученых, залегают богатые запасы углеводородного сырья, полиметаллов, золота и алмазов. Буквально на днях учеными получены сенсационные прогнозные данные о наличии около 1,5 трлн. кубометров газа и до 1 млрд. тонн нефти на территории Таиланда, Вьетнама, Индонезии и Китая. Если эти данные подтвердятся, у нефтяных и газовых месторождений Персидского залива появится весьма сильный конкурент.

При изучении скрытых потенциалов Балтийского, Каспийского, Желтого, Японского морей и акватории Мексиканского залива наши ученые первыми в мире сумели заглянуть из космоса в глубь воды на 100-150 метров. И нашли, например, на дне Мексиканского залива россыпи алмазов. И это только начало.

След взят!

Методика, разработанная российскими учеными, сегодня не имеет мировых аналогов. Хотя попытки заглянуть с высоты в глубь Земли и предпринимаются. Один из лидеров в этой области - американская компания NXT Energy Exploration Technologies - использует только аэрофотосъемку, что не дает возможности делать прогнозы на масштабных территориях. Валерий Тутыхин вообще утверждает, что американская технология - это вчерашний день. Что же придумали наши ученые?

Они научились "читать" на поверхности планеты следы, формируемые излучением ядра Земли. "Представим себе, - объясняет Валерий Тутыхин, - что где-то на глубине трех километров плещется нефтяная "лужа", которая окружена твердыми породами. Под воздействием ядра они вибрируют и излучают энергию. Эти сложные физические процессы приводят к изменению земных ландшафтов, пусть невидимому обычному глазу, зато хорошо заметному для точных приборов, установленных на космических спутниках. Помимо ландшафтных изменений, можно уловить также перепады температуры или влажности. Эти признаки также несут в себе немалую информацию. Спектральный анализ и обобщение всех полученных данных позволяют делать выводы об аномалиях той или иной местности, то есть составлять прогнозы о наличии месторождений".

Можно пойти и от обратного, например, задав на спутник программу поиска тех или иных ископаемых по их волновым характеристикам. В таком случае из космоса уже будет вестись целенаправленный поиск, скажем, нефти или золота. Даже трудно себе представить, какие перспективы открываются перед добывающими компаниями!

После того как в распоряжении ученых оказывается космическая съемка, она подвергается математическому моделированию, состоящему из десятков не связанных между собой алгоритмов, перепроверяющих друг друга и в результате дающих прогноз с высокой степенью точности.

И даже после этого ученые предпочитают лишний раз перепроверить полученные данные. Страховочный вариант - использование компьютерной технологии PRONG, автором которой является профессор Анатолий Пучко, заместитель Тутыхина. По сути это статистическая система, в которую заложены все космоснимки, сделанные еще во времена Советского Союза и сопоставленные с известными геологическими данными, которые Пучко получил за 20 лет своей экспедиционной работы.

Дорого, но эффективно

Сами исследователи не скрывают, что их метод геологоразведки является достаточно дорогостоящим, но при этом, отмечают они, и достаточно эффективным. По своим экономическим показателям он все же выглядит гораздо предпочтительнее всех существующих сегодня традиционных методов поиска и разведки полезных ископаемых, включая гравитационную, сейсмическую и магнитную съемку. Все применявшиеся до сих пор технологии давали низкую точность разведки - около 15-20%. Например, в беседе с корреспондентом "Итогов" заместитель директора Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института Валентин Шиманский заметил, что при качественной обработке космической фотосъемки и анализе статистических данных уже существующих аномалий можно повысить точность прогнозирования примерно до 30%. Группе Владимира Жукова удалось добиться того, что степень вероятности нахождения месторождений с помощью их ноу-хау составляет более 50%. Что это дает? Хотя бы то, что в несколько раз сокращаются расходы на бурение скважин: из десяти пробуренных скважин семь оказываются рабочими.

Особо надо отметить, что новая технология отнюдь не отменяет традиционные методы геологоразведки, но позволяет оптимизировать весь комплекс работ, а также производить подсчет запасов месторождений, в том числе находящихся на глубинах 10 км и более!

Разработки исследователей пока вызывают повышенный интерес за рубежом, а не на родине. Совсем недавно в группу компаний, деятельность которых координируется центром геоинформационных исследований, вошли две акционерные компании, одна из которых зарегистрирована в Гонконге, для управления проектами в Юго-Восточной Азии, а другая в Австрии, для управления европейскими проектами. Помимо этого уже развернули активную работу совместное предприятие в Объединенных Арабских Эмиратах, совместное предприятие в Южной Корее и еще несколько исследовательских, финансовых и добывающих компаний.

Дмитрий Серков