Архив   Авторы  

Всплытие
Искусство

Просуществовав пятнадцать лет, группа "Наутилус помпилиус" отпраздновала свое двадцатилетие

Основатели группы Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий окончили Свердловский архитектурный институт, имевший репутацию этакого уральского Парнаса. Первоначальное название ("Наутилус") решено было изменить из-за множества "однофамильцев". Вариант Nautilus pompilius - латинское обозначение океанского моллюска - предложил некто Илья Кормильцев, затворник, книжник, переводчик и полиглот, а по совместительству текстовик и идеолог "Нау". Этот человек, не игравший ни на одном инструменте, был тем не менее полноправным участником группы, почти как Джордж Мартин, которого британские музыкальные критики называли пятым "битлом". В 1983-1986 годы группа понемногу набирает популярность и записывает альбомы "Переезд", "Невидимка" и "Разлука". К Бутусову и Умецкому приходит выпускник Свердловского музыкального училища Алексей Могилевский и берет на себя создание аранжировок. Музыканты вырабатывают сценическую концепцию: на импортированный из Британии неоромантизм они накладывают мрачный декадентский пафос вкупе с сентиментальностью и русской хандрой. Вместе с тем в звучании появляются яркие джазовые краски, внесенные Могилевским.

Неизвестно, какими путями пробивался бы "Наутилус" к всесоюзной славе, если бы его участникам не довелось попасть на студию к самой Алле Борисовне Пугачевой - "Князь тишины" (1987) был записан именно там. Первая эстрадная леди не только открыла перед музыкантами двери студии, но и попыталась на скорую руку поставить Вячеславу голос, а также поработала на подпевках в песне "Доктор твоего тела". Однако студийный рай имел и свою оборотную сторону. Эстрадные продюсеры из окружения Пугачевой, пока та объясняла Бутусову азы вокальной техники, сделали для песен свои аранжировки. Музыка была умыта, подстрижена, причесана и напудрена по всем профессиональным канонам. Присущие песням мистический дух и экспрессия сохранились, но звучание напоминало орех в шоколаде самого высокого качества. Зато альбом покорил массы и завоевал слушателей по всему СССР. Песни "Наутилуса" шли в массы, как эшелоны с западной гуманитарной помощью, а хиты "Ален Делон", "Я хочу быть с тобой" и "Прощальное письмо" сочились из кабин автобусов и кооператорских ларьков. Разговоры о таинственной фигуре Вячеслава Бутусова стали общим местом. Однако значительная часть поклонников на поверку оказалась всеядной и употребляла изящную музыку "Нау" в одном "меню" с "Ласковым маем" и Пресняковым. Эта сверхпопулярность оказала группе медвежью услугу. Наступили времена безудержного "чеса", бесконечных гастролей, во время которых исполнялись одни и те же песни. От всего этого Бутусов понемногу начал звереть, а "Наутилус" - вести себя как настоящая субмарина: то всплывает, то уходит на дно в моменты творческой летаргии. Разрыв Бутусова и Умецкого, потопивший судно в 1988-м, казалось, еще оставлял надежду на примирение - но попытка записать в 1990 году альбом "Человек без имени" закончилась очередным развалом.

В первой половине 1990-х сложился новый, "гитарный" состав "Нау", поддержанный гитаристом-виртуозом Егором Белкиным. Звучание стало жестче и мрачнее. Были выпущены интересные альбомы "Наугад" (1990), "Чужая Земля" (1992) и "Титаник" (1994). Но последовавшие затем "Крылья" (1996) и "Яблокитай" (1997) показали, что группа окончательно выдохлась, и в 1997 году Бутусов объявляет о ее роспуске.

После затопления "Наутилуса" наступила эра сольных бутусовских проектов. В каждом из них Вячеслав безжалостно разрушает свое романтическое амплуа в надежде обрести что-то новое. Он пытается выстроить имидж мистификатора и абсурдиста и положить его на музыку. Выступает совместно с артистами Клоун-мим-студии "Лицедеи", оркестром этнографической музыки "Плато" и детским хором "Куманек", выводит на сцену бравых матросов, марширующих "пионеров" и трогательных детишек с ангельскими крыльями. Первой ласточкой сольной карьеры Бутусова стал "детский" альбом "Овалы" (1998), в котором Вячеслав проявил себя как хороший мелодист, однако очередной проект - совместная пластинка с электронной группой "Deadушки", называвшаяся "Элизобарра-Торр", - уже навевал тоску, а работа с бывшими музыкантами группы "Кино" под псевдонимом "Звездный Падл" (2001) и вовсе выглядела как музыкальная деградация. Звучание, в котором архаичные риффы сочетались с довольно поверхностной и примитивной попсовостью, не впечатляло.

Проект "Ю-Питер" образца 2002 года - это новое судно, в экипаж которого, кроме Бутусова и Каспаряна, входит Олег Сакмаров из "Аквариума" и барабанщик Евгений Кулаков. Группа звучит довольно уверенно, в ее музыке преобладает наложение на рок-основу нестандартных ритмических структур. Например, "Ударная любовь" начинается как бит, а заканчивается латиноамериканской сальсой. Но интерес к румбам и мамбам проявляется далеко не везде. "Кони Йото" строится по канонам традиционного диско, а новые варианты старых вещей явно проигрывают классическим версиям. При таком подходе "Ю-Питер" обречен вечно оставаться в тени. Стать новыми "Запрещенными барабанщиками" ему вряд ли удастся, завоевать 15-17-летних не позволят возраст участников и нежелание Бутусова играть роль секс-символа. Все, что делает сегодня "Ю-Питер", похоже на затянувшуюся репетицию хороших музыкантов, у которых не созрела концепция и не отстоялся материал, если, конечно, не считать таковым "Лабрадор" и "Настасью" - пародии, ставшие радиохитами в силу нарочитого примитивизма.

Судьбы других участников "золотого состава" "Наутилуса" - это отдельная тема. После эвакуации с затонувшего судна многие отправились в одиночное плавание. Илья Кормильцев, давно отошедший от сотрудничества с Бутусовым, занимается литературным переводом, издает книжную серию "За иллюминатором" и работает в качестве копирайтера. Один из его последних нашумевших переводов - роман музыканта Ника Кейва "И узре ослица Ангела Божия". Примерно год назад Илья поучаствовал в музыкальном проекте, который оказался куда более прогрессивным, чем бутусовский. В 2001 году в составе группы "Чужие" с Олегом Сакмаровым он записал альбом "Подполье". Это сложная электронная музыка с замысловатыми ритмами, местами переходящая в рок-оперу.

Менее удачно сложилась судьба Дмитрия Умецкого. После ухода из "Наутилуса" в 1989-м он пробует делать авторские программы на ТВ и радио. В памяти осталась качественная музыкальная программа, которую Дмитрий вел несколько лет назад на "Эхе Москвы". Однако сольный альбом "Другой", который Умецкий выпустил еще в 1991-м, к сожалению, остался незамеченным, хотя явил публике интересный гибрид эстрады и арт-рока и переводы стихов В. Борхерта. Второй альбом Умецкого "Запад - Восток" (1996), к сожалению, оказался на порядок слабее. Что касается Алексея Могилевского, то еще во времена работы в "Наутилусе" он не оставлял собственного музыкального детища с помпезным и ироничным названием "Ассоциация Содействия Возвращению Заблудшей Молодежи на Стезю Добродетели" (сокращенно - "Ассоциация"). Записав шесть(!) альбомов, "Ассоциация" не добилась известности и прекратила свое существование в середине 1990-х.

Тем не менее все участники легендарной группы сегодня при деле. Вячеславу Бутусову, оказавшемуся, быть может, в самом непростом положении, можно пожелать поскорее выплыть из зоны мертвого штиля и найти новую музыкальную пульсацию взамен той, которая прославила прежний "Наутилус".

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера