Архив   Авторы  

Ремонт кабинета
В России

О новой структуре кабинета можно будет говорить только после того, как все пять тысяч его функций будут проанализированы, а ненужные - "списаны", утверждают в Белом доме. Впрочем, на Краснопресненской набережной готовы к любому развитию событий, и предварительный вариант структуры "оптимального правительства" уже существует

Функциональный тупик

Напомним, разрабатывать контуры и механизм проведения административной реформы поручено сразу нескольким структурам. Разграничением полномочий между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями занимается комиссия Дмитрия Козака, реформой госслужбы - комиссия под председательством Михаила Касьянова и межведомственная рабочая группа под руководством зам. главы кремлевской администрации Дмитрия Медведева. Административной реформой "в узком смысле" - упорядочением функций федеральных органов исполнительной власти - поручено заняться правительству, точнее, рабочей группе, которой руководит глава аппарата Игорь Шувалов. Кроме того, по просьбе президента свои предложения готовит и Российский союз промышленников и предпринимателей (см. "Итоги", N 14).

То, что нынешняя структура исполнительной власти чересчур громоздка, а федеральные ведомства дублируют друг друга и зачастую сами контролируют результаты своей работы, в правительстве признают и намерены "отремонтировать кабинет" в ближайшие год-полтора. Но работа по "самореформированию" по вполне понятным причинам идет непросто. Рабочая группа под руководством Игоря Шувалова, проанализировав свыше 500 нормативных актов, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, насчитала свыше 5 тысяч осуществляемых ими функций - правоустанавливающих, правоприменительных, функций по оказанию государственных услуг и прочих. Но следующий "бастион" - определение и устранение дублирующих и избыточных функций органов исполнительной власти - взять пока не удалось. Разработчики реформы обратились за помощью непосредственно к самим реформируемым ведомствам, но тут-то их и постигло разочарование. "Все пытаются обосновать не только то, что эти функции должны быть сохранены. Как правило, говорят о том, что необходимо получить еще и дополнительные", - признается Игорь Шувалов. Речь идет в том числе и о 200-страничном исследовании Минэкономразвития, представленном главе правительства, на которое Михаил Касьянов наложил суровую резолюцию: "Очевиден формальный и легковесный подход к решению важной задачи, поставленной президентом и правительством, - проведению административной реформы".

Теперь группа Шувалова пытается самостоятельно "анализировать каждую функцию с точки зрения выявления лишних". И скорого результата ждать не приходится. "Это самый тяжелый этап работы, он продлится скорее всего до конца года. Но в любом случае, когда после выборов президента появится новое правительство, оно должно иметь возможность приступить к работе уже с новыми функциями и с новыми предложениями по его структуре", - заявил Шувалов на недавней конференции "Модернизация экономики России".

Иными словами, логика такова: о новой структуре правительства можно будет говорить только после того, как все пять тысяч его функций будут тщательнейшим образом проинвентаризованы, а ненужные - "списаны". Между тем, утверждая, что реформа не может начаться раньше будущего года, в правительстве готовы и к иному, форсированному развитию событий. И предварительный вариант - проект структуры "оптимального" правительства - уже существует.

Кругом шестнадцать

Как стало известно "Итогам", согласно этому проекту правительство предполагается сделать трехуровневым. На верхнем этаже - 16 федеральных министерств, обеспечивающих проведение государственной политики и нормативное регулирование в установленной сфере деятельности: МВД, МИД, Минобороны, Минфин, Минэкономразвития, Министерство природных ресурсов и энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Минюст, Минтруд, Минатом, Минобразование, Министерство транспорта и связи, Минкультуры, Минздрав, МПС, Минпромнауки и технического регулирования. При этом федеральные министерства не должны осуществлять разрешительные, контрольные, надзорные и другие правоприменительные функции (за исключением случаев, установленных специальными нормативными актами).

Второй уровень - федеральные комиссии, службы и агентства.

Среди новшеств - упразднение Минэнерго (с передачей его функций Министерству природных ресурсов и энергетики), Госкомрыболовства (его функции может принять Министерство сельского хозяйства и продовольствия), Роспатента (с его полномочиями в состоянии справиться Минюст), Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (поглощается Минкультуры), Минсвязи (может быть создано Министерство транспорта и связи). Военные агентства (Росавиакосмос, Росбоеприпасы, РАСУ, Российское агентство по обычным вооружениям, Россудостроение) по этой версии вливаются в новое Минпромнауки и технического регулирования, а Росземкадастр - в Российское агентство федерального имущества. В соответствии с предварительным проектом статус МЧС и Министерства по налогам и сборам может быть понижен до уровня федеральных служб. А госкомитеты вообще исчезают как класс: часть их станет федеральными службами (Госкомстат, Госкомспорт, Госстрой, ГТК), Госстандарт может быть преобразован в надзор по стандартизации и метрологии.

Третий уровень - 12 федеральных надзоров. В их компетенцию входит контроль (и только контроль) за вверенными их попечению сферами деятельности.

Наряду с тем, что некоторые из ведомств могут прекратить свое существование (по крайней мере в качестве самостоятельных структур), в предварительную версию реформы заложен ряд новых. А, к примеру, Минобразование, Министерство транспорта и связи, Минздрав, Минтруд, Минсельхоз и Минприроды "раздваиваются": от них отпочкуются соответствующие надзоры, обеспечив разделение функций этих ведомств. Но при этом остается МПС, которое, как известно, само устанавливает правила на железных дорогах, само их применяет и само же себя контролирует.

Судя по проекту, правительство не склонно полностью отказываться и от отраслевого принципа: в его структуре сохраняются монохозяйственные Минатом и Минсельхоз.

Но это лишь предварительные наработки, ибо главное - найти ответ на сакраментальный вопрос: чем в принципе должно заниматься федеральное правительство?

"Одна лишь структурная реформа ничего не даст, - убежден Игорь Шувалов. - Сколько таких решений принималось по представлению предыдущих правительств! Но исполнительная власть нисколько не стала эффективнее. Не может этого происходить, пока не станет окончательно ясно: от каких функций надо отказаться".

Впрочем, это отнюдь не означает, что предложенная схема - мертворожденное дитя. Премьер призвал разработчиков реформы действовать "поведомственно" и "поэтапно", а стало быть, кое-что из этого проекта может быть реализовано уже в ближайшее время. На первых порах президенту могут быть представлены предложения по экспериментальной перестройке пары-тройки ведомств. Первым в очереди на заклание скорее всего может оказаться Госкомрыболовство: таким образом можно и реформу начать, и решить проблему "неувольняемого" Евгения Наздратенко.

Государственные люди

Наряду с решением вопроса "о функциях" приоритетной задачей административной реформы "в широком смысле" является модернизация системы госслужбы. Дело это тоже весьма непростое. Как признался Дмитрий Медведев, глава рабочей группы, курирующей этот участок, кроме известных екатерининских преобразований, примеров более или менее эффективных реформ госслужбы в российской истории и не сыскать. Концепцию реформирования президент утвердил еще в 2001 году, сейчас идет работа над законопроектами. Один из них - закон о системе государственной службы - рассмотрен Думой в первом чтении. На очереди законопроект о государственной гражданской службе.

Суть реформы проста: новая госслужба должна быть молода, компактна, мобильна, эффективна и некоррумпирована. Как сделать эту сказку былью? Группа Медведева идет тремя путями. Первый - законодательный. Второй - экспериментальный. Чтобы понять, как законы могут действовать на практике, готовятся пилотные проекты, которые будут "обкатывать" на федеральном уровне и в регионах. Третий - проверка результатов, которые приносит применение законодательства.

Одним из нововведений, прописанных в законопроекте о госслужбе, является ее разделение на гражданскую, военную и службу в правоохранительных органах. Меняется ряд базовых принципов, по которым функционирует госслужба. Например, вводится понятие "служебный контракт": он должен заключаться со всеми госслужащими. Появляется новая фигура наймодателя: теперь это не министерство или ведомство, а государство, что по идее должно снижать зависимость чиновника от непосредственного начальника.

Нанимать на госслужбу планируют по конкурсу. Хотя и не всех. Чаша сия минует руководителей высшего ранга. Что же касается уровня пониже - начальники управлений, департаментов, отделов в министерствах и ведомствах, - претендентам на такие должности предстоит соревноваться с конкурентами.

В новых законопроектах вводится понятие "конфликт интересов". "Когда на госслужбу приходит менеджер из частного бизнеса, он должен понимать, что приходит заниматься государственными делами, а не лоббировать собственные проекты", - поясняет Дмитрий Медведев. Значительная часть усилий разработчиков реформы посвящена проблеме мотивации чиновников. Планируется, в частности, предусмотреть свод правил, который позволит госслужащему прогнозировать свой карьерный рост.

Что касается мотивации материальной, то тут сложнее: денег у государства, как всегда, не хватает. Поэтому отказ от действующего сегодня принципа "социального пакета" (медобеспечение, путевки и т. д.), как считает Дмитрий Медведев, пока неактуален. Однако в принципе целью реформы должно стать постепенное сворачивание набора социальных льгот и замещение их адекватным денежным вознаграждением.

Впрочем, над всем этим еще работать и работать...

Андрей Камакин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера