Архив   Авторы  

Продавцы времени
Общество

Каждый год в Базеле (Швейцария) проходит часовой салон, определяющий основные модные тенденции в мире. В 2003 году это простота, старина иЙ многоцветье красок

В 1471 году император священной Римской империи Фридрих III даровал Базелю право на проведение ярмарок. Город этой привилегией пользуется до сих пор: выставка современного искусства и Базельская часовая ярмарка давно приобрели мировую известность. Более того, Базельский часовой салон, который проводится с 1972 года, - главное событие мировой "индустрии времени": 167 тысяч метров выставочной площади, более двух тысяч часовых компаний и несколько миллионов посетителей. Тут за несколько дней завязывается больше деловых знакомств и заключается больше сделок, чем за весь последующий год. Базельский салон считается индикатором состояния часовой отрасли и законодателем мод будущего сезона. Судя по тому, как проходила выставка в этом году, на мировом часовом рынке грядут большие перемены, а некоторые модные тенденции полностью изменят традиционные представления о часах.

С точностью до...

Базельский салон точно отражает расклад сил на мировом часовом рынке: производители концентрируются вокруг двух "центров силы" - швейцарских компаний во главе со Swatch Group и японских производителей, ядро которых составляют Orient, Citizen и Seiko. Большинство швейцарских марок ведут свою родословную еще с XVII века, а потому по праву задают стилистические и имиджевые тенденции. На стороне японских марок суперсовременные электронные технологии. За тридцать лет пальма первенства несколько раз переходила от Швейцарии к Японии и обратно. Причем это зависело не столько от усилий часовщиков, сколько от моды и общей экономической ситуации в мире. А павильоны Базельского салона, как индикатор, с часовой точностью отражали эти тенденции: по расположению стендов и количеству представленных на них марок всегда можно было судить о том, на чьей стороне перевес. В этом году превосходство швейцарской школы было очевидным. К тому же швейцарцы избрали агрессивную маркетинговую тактику. В главный выставочный павильон были допущены только три японские компании (Orient, Citizen и Seiko), и их стендам отвели место в самом последнем ряду. Сыграли швейцарцам на руку и санитарные службы, из-за вспышки нетипичной пневмонии закрывшие для посетителей другой павильон, где должны были выставляться 786 участников из Гонконга и Сингапура. Таким образом, в этом году азиатские производители не смогли как следует показать свои возможности потенциальным покупателям.

Впрочем, участников в этом году было несколько меньше, чем раньше: 2163 компании против 2195 прошлогодних. Эксперты объясняют это общей экономической рецессией 2002 года. Часы - товар далеко не первой необходимости, и объемы продаж за последний год, особенно марок среднего класса, сильно упали. Например, Германия за 2002 год сократила закупки часов более чем вдвое. С люксовыми брэндами ситуация опасений не вызывает, но даже они испытывают некоторые трудности. Филипп Стерн, президент Patek Philippe, отмечает: "Раньше у нас было очень много продаж в Европе, меньше - в Америке и Японии. Сейчас американцы, предпочитавшие покупать дорогие часы в Европе, практически никуда не ездят, а посему наши продажи в Европе сократились. Зато вырос спрос в самой Америке и Японии. То есть общее равновесие сохранилось. Главная же проблема в том, что при сегодняшнем экономическом положении сложнее стало привлекать новых клиентов". А вот как описывает ситуацию директор по маркетингу компании Jaquet Droz Мануэль Эмш: "С одной стороны, мы, конечно, чувствуем кризис, а с другой - нельзя сказать, что эта экономическая ситуация сильно влияет на нас. Конечно, упали продажи в Европе. Зато выросли показатели по Среднему Востоку. В целом можно говорить о равновесии".

Будьте проще

Естественно, обострившаяся борьба за потребителя не могла не сказаться на дизайнерских решениях, показанных в Базеле. Основные тенденции на 2003 год, заданные на Базельском салоне, можно обозначить так: простота, цвет, старина. Рядовому потребителю часового механизма нужно не так уж много - точная информация о времени. Но швейцарские часовщики последние несколько десятилетий старались совместить "в одном флаконе" как можно большее количество функций. В 2001 году Patek Philippe представил самые сложные часы в мире - Sky Moon Tourbillon: в них было 48 усложнений. В 2002 году та же модель была повторена уже без турбийона (сложнейшее устройство, нейтрализующее воздействие земного притяжения на механизм). Обе модели настолько сложны в производстве, что компания производит один экземпляр таких часов в год, их стоимость достигла почти миллиона долларов, а очередь расписана на двадцать лет вперед. Но на сей раз Patek Philippe представил крайне простую модель 10 Day Tourbillon, в которой всего два усложнения - турбийон и запас хода на десять дней. Стоить она будет "всего" 200 тысяч долларов. После Sky Moon Tourbillon это могло бы показаться шагом назад, если бы не очередное новаторство: десятидневного запаса хода не делал еще ни один производитель. 10 Day Tоurbillon - это отражение новой тенденции в часовом производстве, которую можно условно обозначить как "полезные усложнения". "Большинство производителей сейчас пытаются свести воедино красоту, традиции Дома и полезные усложнения, - говорит генеральный директор Blancpain Марк Хайек. - Усложнения делают часы дороже, но нужны ли они вам, если вы их никогда не используете? Поэтому в женские часы Blancpain в этом году поставил самое простое усложнение, какое возможно, - ретроградную стрелку. Может быть, это и не так уж полезно, зато на нее приятно смотреть".

О "полезных" усложнениях в этом году заговорили и Patek Philippe, и Blancpain, и Breguet. Две последние марки даже показали наручные часы с очень полезной функцией - будильником. Эти модели предназначены для путешественников и бизнесменов. Правда, спать с такими будильниками нужно очень чутко: звонят они неназойливо и всего 20 секунд.

Однако каждое правило имеет исключения. Например, компания Jaquet Droz создала хронометр, который показывает не только общепринятое время, но и реальное земное. Часовщики Jaquet Droz учли, что Земля вращается вокруг Солнца по неправильному эллипсу, высчитали временную погрешность, которая при этом неизбежно возникает, и нанесли на циферблат шкалу, показывающую разницу между общепринятым и реальным временем. То есть узаконили опоздание, если доли секунды имеют для вас значение. Harry Winston в этом году презентовал модель Opus 3. Это совершенно "сумасшедшие" механические часы, сделанные как кубик Рубика. В шести окошечках на передней панели находятся цифры, обозначающие время и день месяца. Внешне они напоминают детскую игрушку (при прогнозируемой "недетской" стоимости в 400 тысяч долларов), а идея заимствована у электронных часов. Естественно, ограниченный тираж и запись на несколько лет вперед.

Часы истории

Еще одна тенденция - так называемые реплики, часовые ремейки. В этом году и люксовые брэнды, и марки среднего уровня обратились к истокам. Из архивов и музейных витрин были взяты легендарные модели. Им придали современный вид, слегка изменили форму цифр, добавили бриллиантов, набор из разнообразных ремешков - и новый шедевр готов. Так, например, уже упоминавшийся 10 Day Tourbillion сделан на основе модели, выпущенной в 1930 году.

Конечно, больше возможностей для изготовления реплик предоставляют женские модели. Главной репликой выставки стала "Королева Неаполя" Breguet. Основой для нее послужили первые в истории наручные часы, которые Абрахам-Луи Бреге сделал для сестры Бонапарта Каролины. Современная "Королева Неаполя" полностью повторяет форму своего прообраза. Единственное, что изменили современные мастера, - добавили сапфиры и бриллианты общим весом больше 10 каратов.

В этом году очередную реплику своих самых знаменитых часов представил и Rolex. Cosmograph Daytona впервые был произведен в 1960 году. Через пять лет модель сняли с производства, а в 1984-м запустили вновь. Модель пользовалась сумасшедшим успехом, и с этого времени компания вносит в нее различные изменения, выпуская новые экземпляры ограниченным тиражом. С этого года Rolex начнет продаваться в России. Самым важным в стратегии марки компания считает то, что можно найти Rolex на любой вкус и кошелек. Одна и та же модель может быть исполнена как в стали, так и в 18-каратном золоте (самая высокая проба, используемая в часовой промышленности) с бриллиантами. Компания надеется, что в России марка будет принята столь же благосклонно, как и в Италии, где Rolex уже стал частью традиции. Эти часы итальянцы дарят на свадьбу, юбилей, по случаю приема на первую работу и в честь выхода на пенсию.

К истории обратилась и марка Longines. Новую коллекцию Evidenza, выполненную в корпусе "бочка", сопровождает выставка часов этой формы, которые производились в течение всего XX века. Основой для женских часов послужили модели 20-х годов - небольшие продолговатые "бочки" на тонком черном ремешке из атласа или кожи. А мужские модели, очевидно, стали репликой часов Хамфри Богарта 1941 года: золотой "бочки" на золотом браслете сложного плетения. Хотя производители утверждают, что отталкивались от более раннего варианта 1925 года.

В этом году форма "бочка", которая уже несколько лет присутствует на рынке, стала хитом выставки: историческая платформа и флер старины сделали свое дело. В ближайшие два года "бочка" может серьезно потеснить круглые часы. "Бочку" на выставке показал и единственный российский участник - часовая марка "В. Габю". Это брэнд с историей: в 1868 году двадцатилетний швейцарец Вильям Габю зарегистрировал в России часовую фирму. К 1917 году марка "В. Габю" была третьим по величине игроком на рынке после "П. Буре" и "Мозера". В 2000-м марку восстановили, зарегистрировали в Швейцарии, а в этом году компания представила первую полноценную коллекцию.

К своей самой успешной модели - Parsifal - обратилась и компания Raymond Weil. Эта модель десять лет назад сделала молодую фирму заметным игроком на рынке и стала их визитной карточкой. В этом году Raymond Weil решил упрочить свои позиции на рынке, выпустив автоматический вариант Parsifal. Самая популярная в России марка Tissot в этом году празднует 150-летие. К юбилею компания выпустила роскошный каталог самых известных моделей, а некоторые повторила в драгоценных металлах ограниченным тиражом.

Цвета времени

Цветные часы - несомненная прерогатива женских коллекций. Многоцветье проникало в коричнево-черный часовой мир постепенно: сначала появились цветные деления на циферблате, затем разноцветные сменные ремешки, как дань сумасшедшим 60-м, а в этом году различные марки представили полностью цветные часы. В одной гамме ремешок, циферблат и драгоценные камни, украшающие корпус. В основном, конечно, цвет вводят компании, которые совмещают часовое и ювелирное производства, но и чисто часовые марки не брезгуют яркими красками. Blancpain в женской модели 2003 года совместил два нововведения: цвет и размер. Женская модель нежно-голубого цвета с циферблатом, украшенным голубым перламутром размером 40 миллиметров в диаметре. Цветные вариации своей прошлогодней модели Zero-1 сделали мастера Bvlgari - семь разных ремешков, к ним в тон корпус в разноцветных сапфирах и циферблат, покрытый перламутром того же оттенка. Перламутровый циферблат присутствует практически во всех моделях всех производителей. Это, что называется, неизбежность. Другой устойчивой тенденцией в женских часах можно назвать атласный ремешок. Корни этой тенденции, по-видимому, следует искать во всеобщем увлечении репликами и историческими аллюзиями. Заметим, что цветные часы первыми начала делать марка Swatch. В пластмассовом корпусе и на пластиковом ремешке даже самые ядовитые краски выглядели уместно и стильно. А вот яркие "кислотные" часы с перламутровыми переливами в обрамлении сапфиров больше напоминают леденцы в бакалейной лавке, чем шедевры часового искусства. Впрочем, это теперь очень модно.

Наталья Филатова (Базель - Москва)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера