Архив   Авторы  

Проверка на "шивость"
Искусство

Анимационная притча "Бог" питерского режиссера Константина Бронзита принята в официальную программу Каннского кинофестиваля

Новые времена пришли незаметно. В 1980-м Ирина Евтеева сделала диплом "Черная дыра", потом "Крысолова" в 84-м, а ее "Лошадь, скрипкаЙ и немножко нервно" (1991) уже заявила художника в широкой профессиональной среде. Тем временем подрастали Константин Бронзит и Ринат Газизов - их самые первые работы пришлись на конец 80-х; в 1995-м Бронзит стал международно известен как автор фильма "Свичкрафт".

В 1998-м Сергей Овчаров, режиссер, создавший свой уникальный мир в игровом кинематографе, занялся анимацией. "Фараон", "Сочинушки", "Мифы" - "Подвиги Геракла", "Яблоко", которые задумывались им как грандиозный телепроект едва ли не на сто серий. Но времена первоначального накопления продюсерства как необходимого качества киноиндустрии не дали вырасти тогда многому.

Неизвестное число аниматоров меж тем работало в Петербурге по заказам - в основном заграничных компаний. В конце 90-х в мире начался бум анимации, на российских экранах появился первый анимационный фильм игровой студии 20th Centure Fox (куда ушел один из топ-менеджеров студии Disney) - "Анастасия". Параллельно, в 1998-м, глава петербургской кинокомпании СТВ Сергей Сельянов решил "проявить активную анимационную жизнь Питера, которая нам не видна", начав с "Приключений в Изумрудном городе". Детище СТВ и студии "Миди-синема" начиналось как полнометражный фильм по 14 историям американца Лаймена Фрэнка Баума "Удивительный волшебник из Страны Оз", а не по пересказу Волкова. Но случился кризис. Однако с помощью "НТВ-Кино" проект решили превратить в первый отечественный анимационный сериал из 26 серий. Но по разным причинам серий получилось только четыре.

И все же Сельянов идею противопоставить заграничной анимации отечественную не оставил. Потому появился "Карлик Нос", вызвавший такой бум, что оказался забыт даже предтеча - "Незнайка на Луне", отличавшийся тем, что сделан на видеопленке. Потому идет работа над новым фильмом - о приключениях Синдбада-морехода.

Меж тем в 1999-м Овчаров получает "Золотого медведя" в Берлине за "Фараона", а в 2002-м Евтеева - "Серебряного льва" в Венеции за "Клоуна"; оба - яркие представители авторской анимации, оба с "Ленфильма".

Их коллега Константин Бронзит "стрижет" награды как листья с чайного куста. Ринат Газизов уехал в Калифорнию. Но выросли еще два "кустаря", то есть работающие не на фабрике, - Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский. Они занимаются рекламой и в третий раз подряд завоевали призы в этой категории на главном отечественном анимационном фестивале в Тарусе и Суздале.

Как анимация произрастает на берегах Невы - непонятно. Никто планомерно не учит. Правда, вот уже десять лет международный фестиваль "Послание к человеку" демонстрирует лучшие достижения мировой анимации в своих программах. Зал принимает их на ура.

Петербургского режиссера-аниматора Константина Бронзита стали называть "культовым" после того, как его гомерически смешной фильм "На краю земли" (1998) прошел по миру, собрав около 70 призов. К тому моменту Бронзит уже был дважды лауреатом самого главного анимационного фестиваля в Аннеси за картины "Свичкрафт" и "Крепкий орешек". Но это знали профессионалы. Теперь Бронзит имеет шанс стать всенародно известным. Во-первых, в марте вышла первая российская полнометражная анимация для большого экрана - "Карлик Нос", которая собрала уже около 500 тысяч долларов в стране и где Бронзит худрук. Во-вторых, его собственный новый фильм, четырехминутная притча "Бог", принят в официальную программу Каннского фестиваля "Двухнедельник режиссеров". Об этой работе и новых методах в анимации Константин Бронзит рассказал "Итогам".

- Костя, вопрос запрещенный, но вдруг расскажете: как в голову приходит идея фильма? Из чего родилось: Богу досаждает муха?

- Не знаю... Из воздуха. Заканчивал "На краю земли" - и представилась фигурка Шивы, который всеми своими руками отбивается... Потом режиссерски стал придумывать - один жест, второй. Еще надо было сочинить финал. Я называю это из пальца высасывать. Работа. Технология. Четыре минуты - два года.

- И что же такое Бог?

- Боже упаси будущего зрителя очень серьезно фильм воспринять. Я делал картину ради фактуры, ради ритма. Как все будет шевелиться - в трехмерной анимации, новом для меня материале. В "На краю земли" тоже подозревают некие глубины, а есть просто набор гэгов, удачно скомпонованных. А "Бог" - набор пластических движений. Впрочем, признаю: трактовки фильма очень разные. Обвиняют даже в богохульстве. А хоть чуть-чуть знакомые с индуизмом видят идею реинкарнации, которую поверхностный европейский взгляд не считывает. Повторяю, я ее туда не закладывал, но она, выходит, работает.

- В Канн вряд ли бы взяли просто пластический этюдЙ Кстати, мир завоеван трехмерной анимацией, она уже и "Оскаров" получает. А у нас среди профессионалов эта техника чуть ли не презираема.

- Да. Поскольку ею занимаются люди, хорошо понимающие компьютер, но не художники и не режиссеры. Зрители видят полное дефектов изображение - плохо движущееся, гуттаперчевое, резиновое - и обвиняют технологию. Увы. А вопрос - в общей культуре человека, сидящего за компьютером.

- А где мы это видим?

- Ну, "Шрек". Хоть он и был взят в конкурс того же Канна... На недавнем фестивале в Суздале много было такого - по средствам, слава богу, это доступно. Люди сразу чувствуют себя режиссерами. И создают полуфабрикат - продукт компьютерной программы. А не творчества. Я доволен как раз тем, что, поминая "Бога", отмечают использование трехмерки - по делу. То есть я победил программу. Извините за пафос. Снял трехмерное кино на таком уровне, что зритель смотрит историю, а не думает, как это сделано.

- А почему все-таки вы, художник, стали работать в этой технике?

- Меня правильно научили: сначала идея, потом материал. Он не самоцель, ни в коем случае. Придумалась история с Шивой - стало понятно, что это объем, поскольку - скульптура. Если объем - в анимации это куклы или трехмерка. Куклы слишком сложно. И непонятно, как делать муху? На ниточке, что ли? Так я пришел к компьютерной графике. Другая история сама обозначит, как ее делать. Кстати, горжусь, что у меня каждый фильм - другой. Продолжение "На краю земли" - даже не в буквальном смысле про этих персонажей, а стилистически, с тем же режиссерским мышлением - мне делать неинтересно.

- Расскажите, как вы начинали.

- Родился в Ленинграде тридцать восемь лет назад. Любил рисовать. Отдали в школу имени Иогансона при Академии художеств. Уже во втором классе знал: буду делать "мультики". Бесконечно рисовал на углах блокнотных листочков картинки, они оживали, если быстро листать. Поступил в нашу знаменитую "Муху" - училище имени Мухиной - получить "верхнее" образование, без которого не брали на Высшие режиссерские курсы. Только факультет дизайна имел вечернее отделение - я работал на Леннаучфильме, в цехе мультипликации и спецвидов съемок. Единственное место в городе, где хоть какая-то была мультипликация. Два года числился кладовщиком, потом освободилось штатное местоЙ Ну, это мультипликация вспомогательная, для научно-популярного кино. Стрелочки военных действий и так далее.

- Совсем скучно?

- Скучно, но я был в профессии, узнавал процесс. Умел к этому правильно относиться. Шесть лет оттарабанил, случилась перестройка, начали возникать частные студии. Одна такая, "Панорама", финансировала два или три моих самостоятельных фильма. Авторских. Их увидели в Москве в студии "Пилот", пригласили к себе работать. Сразу поступил на Высшие курсы. К Хитруку. Учился - и делал кино. Закончил курсы в 1995 году. Вот и все.

- "На краю земли" вы делали во Франции. Извините, почему не предпочли остаться на Западе?

- Да, год работал на студии Folimage в городе Волансе. И совершенно не возникло желания продолжать. Не много там работы, которая мне интересна. Далеко не каждый день там есть возможность делать авторское кино.

- А почему в Москве не остались? Из Петербурга же все уезжают в Москву...

- Как все? Вот я здесь.

- Вот и спрашиваю - почему?

- Москва - ужасный город. Тяжело там жить. Большой. Задыхается сам в себе. Не могу. Я люблю город, но не до такой степени. Метро ужасающееЙ и мысли не было там остаться. Даже удивлен вопросу. Без вариантов.

- Хорошо, что в Питере возникла анимационная студия...

- Безусловно. Студия "Мельница". Она уже делала для НТВ "Приключения в Изумрудном городе".

- Вы были худруком и на том проекте...

- Да. Лучше назвать это консультированием. Как и на "Карлике Носе". Военное кино снимают - и есть консультант Иванов.

- Генерал?

- Ну да. Режиссер Илья Максимов еще пока не очень опытный, молодой. Но талантливый. Я смотрел его раскадровку, мультипликат у аниматоров, с художником-постановщиком был в тесном контакте. Очень активно участвовал в монтаже. Это большой проект, большой коллектив работал.

- Мне кажется, кино - в сериалах особенно видно - превращается в фабричное производство. Конвейер порождает равнодушие. А у вас?

- Нет, "Карлик Нос" создавался очень искренне. По максимуму умения. Что не отменяет нашего желания прибыли. И "Приключения в Изумрудном городе" делали как умели. Между прочим, прогресс четко виден. Класс вырос. Студия не просто гонит продукцию, как фабрика.

- Лучше сравнить со средневековым цехом? Мастер и подмастерья?

- Возможно. Я действительно уже начал учить. Вел дважды курсы анимационные. С большим удовольствием. Очень многие хотят заниматься анимацией, но в Петербурге нет такого вуза.

- А почему вы сами не делаете полный метр?

- Да уговаривали... Понимаю, что масштаб иной и аудитория иная, но - неинтересно. Примерно то же, что маленький фильм, только полтора часа.

- Игровое кино не хочется снимать?

- Есть такая мысль. Даже знаю, какую вещь, хотя безумие полное с этого начинать, - "Камеру обскура" Набокова.

- Почему хочется игрового?

- Смена фактуры мощнейшая. И вообще все другое. Масштаб. Больше аудитория гораздо. Отдача другая соответственно. Хотя с ужасом представляю себе заранее колоссальные потери в каждом кадре. В анимации ведь сам себе хозяин, и работу не прекращаешь, пока не добьешься нужного тебе результата.

- А тут надо повелевать людьми, а не нарисованными персонажами.

- Легко повелевать - трудно добиться. Компромисс - это всегда болезненно. Знаю уже, несколько рекламных роликов снял. Подбираюсь к игровому-то. Все же интересно.

- Но ведь режиссер-аниматор - бог? Вы же автор своей вселенной?

- Бог? Такого чувства нет. Есть божественное - талант. Или нет его.

- А в чем фишка вашей профессии?

- Создаем на экране движение, которого никогда не существовало. Вот принципиальное отличие от игрового и документального. В этом смысле - свобода. Стопроцентная. Творческая. Почему же так мало хороших фильмов? Дело в том, как с ней справиться.

- Костя, а чего бы хотелось достичь?

- Известно: век режиссера-аниматора недолог - три-четыре хороших фильма. Все. Исходя из этих цифр, понимаю: у меня в запасеЙ ну, два есть, наверное. Хотел бы их сделать...

Ольга Шервуд
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера