Архив   Авторы  

Культурный взлом
Вокруг России

Иракские музеи грабили прекрасно экипированные профессионалы, утверждают эксперты ЮНЕСКО и Интерпола

Пейзаж после битвы

"Прошу простить, сэр, вам придется предъявить багаж", - таможенник в аэропорту Вашингтона был неумолим. Бенджамину Джонсону, инженеру американского телеканала "Фокс Ньюс", ничего не оставалось, кроме как подчиниться. Когда чемоданы, прилетевшие из Багдада, были распакованы, перед таможенниками выросла кипа картин и дорогих безделушек. "Подарки", - улыбнулся инженер. "Кража! - резюмировал эксперт-иcкусствовед Джейсон Ахерн, вызванный таможенниками на место происшествия. - По каталогу картины числятся в коллекции Удэя, старшего сына Саддама Хусейна..." Инженеру светит до пяти лет тюрьмы и штраф в 250 тысяч долларов. Но было бы наивно полагать, что он - единственный американец, привезший с собой из Ирака "сувениры". Да и не в этих аляповатых картинах суть. Они лишь верхушка айсберга под названием "культурное наследие Ирака", растаявшего в течение нескольких дней.

"Автомат АК-47, отделанный золотом... Клинки и ножи сасанидского периода... Античные статуэтки...". Читаю списки предметов, конфискованных таможенниками на минувшей неделе только в лондонском аэропорту Хитроу и в бостонском Логан, и не могу избавиться от ощущения: все это уже было! Сразу после первой войны в Заливе. Тогда, воспользовавшись беспорядками военной поры, грабители поставили на черный рынок тысячи уникальных предметов. Но сегодняшние масштабы разграбления превосходят те, что были в 1991 году.

Причем даже у Пентагона нет большой надежды на своих военнослужащих. Так, при взятии Багдада солдаты третьей пехотной дивизии обнаружили в одном из дворцов десятки алюминиевых коробок с тугими пачками стодолларовых купюр. Формально все прошло красиво: деньги были переданы военной казне, а оттуда поступят в бюджет будущего демократического Ирака. Но чинным и благородным дело оказалось исключительно на бумаге. Удалось выяснить ("сдали" сослуживцы), что несколько солдат спрятали три коробки в сточной канаве и в дупле дерева. Все кончилось в голливудском духе: деньги вернули народу, преступников отдали под трибунал. С кражей долларов дело не выгорело, но каковы гарантии того, что военные не принимали участия в сбыте "налево" экспонатов из иракских музеев?

"Пока у нас нет данных о прямой причастности солдат и офицеров коалиции к разграблению иракского культурного достояния, - заявил в интервью "Итогам" заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры Мунир Бушнаки. - Но американцы и британцы не захотели воспрепятствовать погромам в иракских музеях, и одно это дает пищу для всевозможных домыслов. Я только что вернулся из Лиона, где встречался с представителями Интерпола, а до этого был в Лондоне, где видел экспертов, на чьих глазах в багдадских музеях осуществлялись ограбления. И картина предстает тревожнейшая".

Директор Иракского национального музея Донни Джордж лично видел, как вандалы громили собрания древностей, и многое понял. "Среди грабителей было два рода людей, - говорит Джордж. - С одной стороны, люди с улицы, уносившие из музеев все, что попадает под руку. А с другой - прекрасно экипированные эксперты. Они не метались по залам, а сразу шли к нужному объекту. У некоторых грабителей были даже ключи к смотровым залам и к сейфам с заключенными в них произведениями искусства. Смотрите, что мы нашли в Иракском национальном музее после грабежа". Искусствовед показывает профессиональный резец с корундовой насадкой для вскрытия пуленепробиваемых стекол витрин, защищающих экспонаты. Вывод тут может быть один: работали далеко не уличные воришки, а хорошо подготовленные профессионалы.

Шедевры на заказ

"Воры всегда сопровождали археологические раскопки в Ираке с таким же постоянством, как мародеры сопровождали воюющих солдат, - говорит профессор Мак Гибсон из Чикаго, крупнейший специалист по древним культурам Месопотамии. - Я думаю, что грабители со связками ключей в иракских музеях принадлежат к тем же самым летучим командам археологических шакалов, которые ранее подворовывали на местах многочисленных в Междуречье археологических раскопок. Только на этот раз воров заранее "ангажировали" нечистоплотные коллекционеры, охотившиеся за какими-то определенными экспонатами. И заказ был старательно выполнен".

Насколько ценные вещи были похищены из иракских музеев? Заместитель гендиректора ЮНЕСКО говорит об этом весьма эмоционально: "Трудно найти другую страну, где бы земля хранила такие же невероятные богатства. Ирак - это слоеный пирог земной цивилизации в разные эпохи ее развития".

Только по самым примерным прикидкам в Ираке исчезло - за два-три дня погромов! - более 200 тысяч произведений искусства. Многие из них не имеют цены (впрочем, на черном рынке цена есть всегда): священный золотой сосуд из Варки, белая мраморная голова из храма Джемдет-Наср. Нет информации об участи сокровищ из главного иракского хранилища ценностей. Дело в том, что накануне войны многие из самых ценных музейных экспонатов были помещены в подземные сейфы Центрального банка. Как теперь известно, сначала один из сыновей Саддама вывез из банка огромную сумму в твердой валюте. Затем, после падения Багдада, оставшиеся запасы обесцененных динаров растащили мародеры. Удалось ли уцелеть сокровищам в подвалах?

"К сожалению, список потерь в Ираке может только увеличиваться, - констатирует Мунир Бушнаки. - Ведь то, что мы знаем наверняка, это только итоги разгрома в музеях Багдада. То же, что творилось, скажем, в Басре или Мосуле, нам неизвестноЙ Одно можно сказать с определенностью: если украденные предметы искусства и памятники старины уйдут за границы Ирака, дело пропало. Тогда экспонаты вообще не найдешь, они "разбегутся" по частным коллекциям, по нечистоплотным, к сожалению, еще существующим, фондамЙ"

Кто обязан ловить воров, если не полицейские? И не случайно отправляющаяся со дня на день в Ирак экспедиция ЮНЕСКО будет включать специалистов Интерпола. "В совещании, которое проходило в штаб-квартире Интерпола в Лионе, - рассказывает Мунир Бушнаки, - принимали участие и итальянские карабинеры. Полиция на Апеннинах накопила огромный опыт по борьбе с подпольным трафиком произведений искусства. Будет учтен и опыт американского ФБРЙ Методология наших действий уже хорошо отработана в Кампучии, Афганистане. Создана команда, состоящая из археологов-искусствоведов и юристов-следователейЙ Для того чтобы воспрепятствовать вывозу из Ирака его национального достояния, швейцарское правительство выделило 250 тысяч швейцарских франков. 400 тысяч долларов предоставлены специально для восстановления иракского культурного наследия Италией. В ближайшее время миллион долларов будет передан для этой же цели Японией".

Деньги, конечно, нерв войны, даже если это и война с грабителями музеев. С ворами умелыми, я бы даже сказал, образованными. Любопытная деталь: в багдадском Национальном музее стояли вперемежку копии и оригиналы скульптур. Так вот, грабители обошли своим вниманием муляжи и унесли именно настоящие статуи! С такими знатоками эффективно бороться в состоянии только еще большие специалисты. Не случайно к ЮНЕСКО сейчас присоединились Международный союз музеев, Международная конфедерация торговцев произведениями искусства, прописанный в Лондоне Регистр пропавших культурных ценностей. Не говоря уже о том, что при ООН много лет работает Межгосударственный комитет по розыску и возвращению произведений искусства. Общими усилиями будет подготовлено сравнительное досье иракских ценностей: с одной стороны - давно составленная опись произведений искусства в Ираке, а с другой - перечень того, что на сегодня осталось в иракских музеях. Выявленная разница будет сопоставлена с богатейшей базой данных Интерпола.

Культурная контрабанда

Впрочем, многие эксперты полагают, что некоторые из вышеперечисленных мер предпринимать уже поздно. Надежда заместителя гендиректора ЮНЕСКО на то, что удастся предотвратить вывоз похищенных культурных ценностей из Ирака, вряд ли полностью оправданна. Прошло слишком много времени, за которое отлаженная система доставки раритетов на европейский и американский черный рынок могла сработать по полной программе.

"Мы знаем, как действуют преступные организации, специализирующиеся на торговле шедеврами культуры, - говорит Джереми Блэйк из Оксфордского университета. Когда-то он проработал шесть лет в Ираке, где много сотрудничал с Интерполом. - Воры, предварительно получившие заказы из-за рубежа, передают свою добычу контрабандистам, имеющим выходы на властные структуры в Ираке и соседних странах. Контрабандисты, использующие традиционные каналы кочевых племен или курдов, перебрасывают товар в Турцию, Сирию или Иорданию. Оттуда все уходит на нелегальные рынки произведений искусства в США, Израиле, Швейцарии или Франции. Так было всегда, но четко эту схему отработали во время первой войны в Заливе в 1991 году".

Следует отметить и подпольный рынок антиквариата в Ливане. Именно эта страна, по мнению многих специалистов, является главной базой для торговцев произведениями искусства, украденными из Ирака. Тем более что контроля на горных участках границы между Ливаном и Сирией практически не существует. Остается только отслеживать нарушителей на рубежах Ирака с Сирией и Иорданией. Но и здесь граница весьма прозрачна. При этом контроль, который силы коалиции осуществляют на границах Ирака, вызывает у специалистов по поиску ценностей самые неприятные вопросы.

"Странное складывается впечатление, - замечает Мунир Бушнаки. - Если вчера американцы не предпринимали ничего, чтобы воспрепятствовать разграблению иракских музеев, то сегодня они проявляют непонятное благодушие при контроле на границах Ирака. Недавно я встретился с профессором Джоном Кертисом из отдела Ближнего Востока Британского музея. Он выезжал на машине из Багдада через несколько дней после грабежей. Американский солдат, только завидев на чек-пойнте британский паспорт, сразу пропустил ученого за пограничный кордон. И только иорданский пограничник учинил досмотр по всей форме. Очень боюсь, что с американской стороны это не просто случайность".

Константин Лежандр (Париж)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера