Архив   Авторы  

Он царь еще!
Искусство

Кульминацией Московского пасхального фестиваля стала постановка "Бориса Годунова" на Соборной площади в Кремле

Постановка "Годунова" и в прямом, и в переносном смысле оказалась центральным событием фестиваля. А до этого целую неделю любители музыки разрывались на части - ведь каждый день проходило не менее трех концертов. Стартовав 27 апреля в Большом зале Консерватории "языческой" "Свадебкой" Стравинского (за что маэстро упрекнула критика), фестиваль вернулся к православной теме благодаря хоровой и колокольной музыке. Со всей России собрали лучших звонарей, и во множестве храмов прошли концерты под руководством Игоря Коновалова из Московской патриархии. Москвичи с удовольствием открыли для себя новый вид праздничного времяпрепровождения - прогулки по городу под пасхальный перезвон. 2 мая слушали перекличку колоколов двух храмов на Рождественке, а 3-го звоны аж с пяти колоколен "спускались" вместе со слушателями от Таганской площади к Яузским воротам. Особая прелесть хоровых концертов этого фестиваля - проведение их в действующих церквях. Может быть, впервые в православных храмах не стояли, а сидели. Хотя стульев и скамеек, предусмотрительно завезенных оргкомитетом, все равно не хватало на всех желающих. Подбор хоров (спасибо программному редактору Михаилу Фихтенгольцу) был просто великолепен. Это и известные российские коллективы, такие, как Московский камерный хор (художественный руководитель Владимир Минин), хор Академии хорового искусства (Виктор Попов), Камерный хор Московской консерватории (Борис Тевлин), "Древнерусский распев" (Анатолий Гринденко), хор храма Святителя Николая в Толмачах, и гости - уникальный болгарский женский хор "Ангелите", сочетающий народную манеру пения с церковной, мужской греческий хор "Ангелопулос", хранящий верность средневековым православным канонам, небольшой коллектив серба Павле Аксентьевича, умеющего своим голосом передать и возвышенный смысл молитвы, и прихотливые традиционные национальные рулады. Маленькая церковь Космы и Дамиана в Шубине (нынешний Столешников переулок) не смогла вместить всех желающих послушать прославленный грузинский ансамбль "Рустави", в пении которого первозданная мощь и сила гор. Зато в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, где прошел гала-концерт всех участников хоровой программы, места хватило всем. Видимо, опасаясь, что хор "Сикстин" из Великобритании будет несколько выбиваться из фестивальной программы, организаторы отнесли его концерт к симфонической программе. А зря. Поскольку англичане исполняли только духовную музыку - Рахманинова, Стравинского и Тавенера (английского композитора, принявшего православие). Их пение доставило настоящее эстетическое наслаждение: красивые люди, чудесные голоса и головокружительное вокальное мастерство.

Симфоническая программа фестиваля была составлена с преобладанием русской музыки - и это для Гергиева принципиально. Во всяком случае пока. Как знать, может быть, на каком-нибудь пятом фестивале, переиграв весь русский репертуар, он станет включать в программу и зарубежную музыку. Градус симфонического накала Мариинского оркестра поднимался от концерта к концерту (на первой неделе фестиваля их было четыре подряд). И если гергиевские трактовки Пятой симфонии Чайковского или Третьего фортепианного концерта Рахманинова с солирующим совершенно в ином ключе Плетневым кому-то показались слишком напористыми, то исполнение прокофьевской программы и Четвертой симфонии Шостаковича - одной из самых сложных, длинных и требующих от дирижера недюжинной выносливости - было безукоризненным.

Когда неутомимый Гергиев покинул Первопрестольную, чтобы отпраздновать юбилей на родине предков - во Владикавказе, на Соборной площади Кремля начался монтаж декораций к "Борису Годунову" Мусоргского. Сказать, что это была гигантская работа, значит, не сказать ничего. Днем и ночью сотни людей воплощали замысел авангардного художника из Питера Александра Шишкина и не менее изобретательных фантазеров - режиссеров Андрея Могучего (Формальный театр, Санкт-Петербург) и Михаила Панджавидзе (ГАБТ). Между Успенским собором и колокольней Ивана Великого из грубых досок была построена сцена, одновременно напоминающая и ковчег, и эшафот. От ступенек собора к ней проложили кинематографические рельсы, по которым передвигалась красная лестница-трап. Перед сценой - открытый подиум для оркестра (самый большой просчет, как оказалось впоследствии). Зрительский амфитеатр на тысячу мест поднялся на высоту 10 метров и достиг уровня окон Благовещенского собора. На 16 метров ввысь взвились 7 башен из металлоконструкций, на которых установили четыре светодиодных экрана и целый лес прожекторов и звукового оборудования. Не знаю, сколько стоила вся эта махина, но совершенно точно на нее ушла большая часть всего бюджета фестиваля, составившего два миллиона долларов. Дополнительные проблемы создавал режим особой зоны. Ежедневно в 17 и 19 часов кремлевская комендатура проводила так называемые зачистки: всех рабочих и артистов сгоняли в одно место и проверяли поименно. Тех, кого не было в списке, выдворяли с территории. Но что поделать, если Кремль не только исторический, но и политический заповедник.

И греческие амфитеатры, и египетские пирамиды давно стали местом проведения представлений open-air. Люди готовы платить немалые деньги, чтобы хоть на вечер почувствовать себя участником реальных событий. Кстати, стоимость билетов на "Бориса Годунова" была не такой заоблачной, как сообщали некоторые СМИ, - от 500 до 3000 рублей. Все билеты разошлись. Но никто не ожидал столь беспощадного вмешательства природы. С утра 4 мая на Москву навалился циклон с дождем и шквалистым ветром. Соответствующие службы московского правительства расстреливали его целый день, но практически безрезультатно. К 20 часам в Кремле стали собираться зрители. Люди видели, что творится за окном, и тем не менее решились прийти - настолько силен был интерес к спектаклю. Их нельзя было разочаровывать. Драматизм ситуации заключался в том, что перенос спектакля был невозможен - и из-за режимности Кремля, и из-за графика Мариинки, открывавшей на следующий день в Питере фестиваль "Звезды белых ночей" оперой "Война и мир". Отменить совсем - значило выбросить на ветер не только деньги, но и огромный труд людей. Кстати, продюсер спектакля Эдуард Бояков был за отмену спектакля. Некоторое время поколебавшись, Гергиев принял решение начинать. И оказался победителем.

Да, в музыкальном отношении постановка многое потеряла: струнные не смогли выйти, и оперу вытянула хрупкая Ирина Соболева - концертмейстер вкупе с духовой группой исполнила на рояле весь клавир. Гергиев дирижировал практически только хором. Но что касается солистов, и прежде всего Владимира Огновенко в роли Бориса, - это было полноценное исполнение, яркое и драматичное. Эффектно выглядели все режиссерские находки, начиная от остроумного вертепа в сцене "Корчма" и заканчивая визуальными культурологическими отсылами. В прологе, например, сразу на четырех экранах показывали кадры из "Андрея Рублева" Тарковского, а в корчму "заглянули" шишкинские медведи.

И все же погода не только подмочила представление, но и усилила театральный эффект. Самым сильным впечатлением для зрителей, оставшихся до конца постановки, стала как раз та самая картинка, ради которой все и затевалось: тревожное кремлевское небо с неповторимыми по форме очертаниями соборов да живой звук колоколов Ивана Великого, возвестившего и начало царствования обреченного на одиночество Бориса, и его кончину. Заключительный возглас "Я царь еще!" трагически вознесся над Соборной площадью...

Алла Алешина
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера