Архив   Авторы  

Цена престижа
Спорт

"Рекламные и спонсорские деньги, составляющие львиную долю западных спортивных бюджетов, в российском спорте ничтожны. Сейчас почти вся нагрузка по финансированию спорта лежит на федеральном, региональном и местных бюджетах. К сожалению, в России нет четких правил, открытости бюджетов и финансовых механизмов, а следовательно, пока спорт непривлекателен для вложения средств", - считает заместитель председателя Госкомспорта Дмитрий Зеленин

- Дмитрий Вадимович, а зачем вообще государству спорт?

- Он работает на престиж страны.

- В чем же, на ваш взгляд, главная проблема российского спорта?

- Проблемы две. Первая - изменилась система, больше нет механизма, работавшего в советские времена на единую цель, с единым руководством, с достаточно четкой иерархией приоритетов. Вторая проблема - люди, которые мыслят преимущественно в тех же рамках, которые были в СССР. Хотя уже ясно: спорт - это бизнес. Сейчас в спортивной среде попросту нет нормальной системы, выработанных правил, долгосрочной концепции развития. Необходимо понимать, что спортивная отрасль делится на четыре составляющие: спорт высших достижений, массовый спорт, профессиональный спорт и спортивная индустрия. Госкомспорт как государственное ведомство регулирует и финансирует прежде всего спорт высших достижений.

- Сколько же Россия тратит в год на спорт?

- Возьмем 2003 год: в федеральном бюджете запланированы расходы на содержание спорта в размере 4,12 миллиарда рублей, что составляет всего 0,2 процента в расходах федерального бюджета.

- На что конкретно идут эти деньги?

- Из этой суммы большая часть идет на финансирование спорта высших достижений - порядка 2,46 миллиарда. Другие важные статьи: управление - 66,36 миллиона рублей, международная деятельность - 232,57 миллиона, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 32,56 миллиона, образование - 833,92 миллиона и некоторые другие статьи. ГКС получает бюджетные средства из Министерства финансов ежемесячно, долями.

- А кто платит "зарплату" членам сборных команд?

- Согласно указу президента РФ от 6 июля 2002 года "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам" утвержден список из 2220 человек. Размер стипендии 15 тысяч рублей. Госкомспорт платит их ежемесячно из бюджетных средств. Сейчас идет дальнейшее формирование списка стипендиатов, который может быть увеличен до 3000 человек.

- Каково процентное соотношение государственных и спонсорских денег в бюджете российского спорта?

- Рекламные и спонсорские деньги, составляющие львиную долю западных спортивных бюджетов, в нашем спорте ничтожны. Почти вся нагрузка по финансированию спорта лежит на федеральном, региональном и местных бюджетах. Однако надо признать, что государственное финансирование у нас в 5-10 раз меньше, чем в развитых странах.

- А внебюджетные средства?

- Госкомспорт - госучреждение, у нас нет возможности получать внебюджетные средства.

- Но внебюджетные источники средств у российского спорта все же есть?

- У внебюджетных фондов в России есть своя специфика. Прежде всего на само это понятие наложено табу в связи с недавней "льготно-налоговой" историей с НФС (Национальным фондом спорта. - "Итоги"). Хотя НФС просто-напросто слабо контролировался государством. Сейчас внебюджетные средства поступают целевым образом конкретным спортсменам, клубам и федерациям. Мы не можем контролировать эти деньги. И, по нашему мнению, закрытость, которая существует в бюджетах спортивных организаций, не способствует ни развитию спорта, ни привлечению средств.

- А что, по-вашему, надо сделать, чтобы привлечь в спорт инвесторов?

- Надо наладить цепочку взаимодействия между спортом и бизнесом, которой сейчас не существует. А если она есть, то осуществляется кустарным способом, без профессионального подхода к инвесторам, рекламе и спонсорству. К сожалению, в нашем спорте нет четких правил, открытости бюджетов и финансовых механизмов, а следовательно, пока спорт непривлекателен для вложения средств. Организаторы соревнований просто не знают, как использовать обычные рыночные инструменты. Поэтому привлечение спонсоров выглядит пока по-советски: кто-нибудь из оргкомитета звонит знакомым-партнерам и уговаривает их дать деньги. Но спонсору нужны не уговоры, а нормальный расчет эффективности вложений. Ведущие компании в других отраслях экономики постепенно переходят на открытые финансовые схемы, включают это в свои кодексы. В спорте же, где федерации имеют статус общественных организаций, а кроме них существует и множество различного рода спортивных союзов, такого нет. Отсюда низкая инвестиционная и спонсорская привлекательность. Кстати говоря, следующим этапом работы Госкомспорта будет проведение конференции юридической направленности: пришло время объяснить значимость законов для всех - от спортсменов и хозяев клубов до хозяйствующих субъектов. Пока каждый меняет "правила игры" как хочет и когда хочет. Я считаю, правила должны быть общими, именно их разработкой и контролем исполнения должно заниматься государство, в том числе в лице Госкомспорта. Сделать спорт благоприятным для вложения средств - вот наша задача. И вопрос создания внебюджетных накопительных фондов нужно решать, учитывая предыдущий негативный опыт, нужно создавать прозрачные и эффективные финансовые инструменты.

- А лотереи? На Западе это серьезный источник денег для спорта...

- В развитых странах понимают: насколько живо участвует народ в лотерее, настолько успешно будет развиваться и спорт. В США, например, годовой оборот от лотерей составляет 38 миллиардов долларов (все виды лотерей). Канада - 7,6 миллиарда долларов в год. Великобритания - 5 миллиардов долларов в год (национальная лотерея). В Финляндии годовой оборот от лотерей составляет 1,2 миллиарда евро, в Норвегии - более миллиарда. В Италии доходы только от футбольных тотализаторов Totocalcio и Totogol составляют 80 процентов бюджетных поступлений - около 500 миллионов евро ежегодно. Основную часть спортивного бюджета Китая, несмотря на политический строй, также составляют поступления от национальных спортивных лотерей (около миллиарда долларов в год)Й В России тоже прежде существовали лотереи "Спортлото" и "Спринт", часть средств от которых шла на развитие спорта. Сегодня никаких дополнительных доходов нашего спорта за счет лотерей нет. У нас вообще маленький оборот лотерей - примерно 2,4 миллиарда рублей в год.

- Может быть, стоит предоставлять субъектам спортивной индустрии налоговые льготы?

- Я думаю, что налоговых льгот у нас быть вообще не должно. От развития всей экономики в целом спорт получит гораздо больше, нежели от специальных налоговых льгот. Вопрос в другом: спорт входит в число социально ориентированных отраслей, стоит рядом с образованием, здравоохранением. И поэтому нужны определенные четкие правила, они намного важнее льгот.

- Вы считаете, что спортивная сфера нуждается в реформировании. А есть ли в России квалифицированные менеджеры, способные справиться с этой задачей?

- Количество спортивных менеджеров одно время было довольно большим, но уровень их квалификации был хорош для прежней системы. Сейчас наблюдается отставание отрасли от восприятия новых экономических правил и законов, но ситуация меняется в лучшую сторону. Многие вузы, в том числе и Российская государственная академия физической культуры, уже выпускают спортивных менеджеров.

- Допустим, механизмы финансирования созданы, менеджеры подготовлены. Но не секрет, что разные виды спорта пользуются разной популярностью. Что делать с малопопулярными видами спорта - стрельбой из лука, к примеру?

- Я считаю, что в первую очередь необходимо определить точки роста - приоритетные направления, которые потянут за собой всю отрасль. И все государственные деньги сконцентрировать именно там. Такими объектами госфинансирования должны стать сборные команды России по отдельным видам спорта. Государство обязано взять на себя все: от создания соответствующей материально-технической базы, обеспечения необходимыми средствами всего срока подготовки спортсменов к соревнованиям до финансирования участия спортсменов в чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх.

- Это касается всех олимпийских сборных?

- Конечно, далеко не каждый вид спорта имеет потенциал с точки зрения государственного финансирования. Нет сомнения, что подготовка сборных по лыжным гонкам или легкой атлетике - дело государственное. А вот комплексное госфинансирование американского футбола или бейсбола требует анализа. Госкомспорт должен расставить приоритеты и сконцентрировать средства для мощной поддержки определенных направлений. Мы планируем просчитать необходимые средства для программы поэтапной реконструкции спортивных баз по основным видам олимпийского спорта, рассчитанной до 2010 года. Наиболее оптимальным было бы создание многопрофильных федеральных центров подготовки сборных. Такой центр может быть создан, например, для подготовки олимпийцев по всем лыжным видам спорта: биатлону, горным лыжам, прыжкам с трамплина и двоеборью, фристайлу. На данном этапе, думаю, мы ограничимся теми видами спорта, где существует наиболее острая потребность, и теми проектами, которые представляются наиболее реализуемыми на сегодняшний день.

Инна Варюхина

ДОСЬЕ

Родом из бизнеса

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера