Архив   Авторы  

Осада Догвилля
Искусство

"Я считаю, что власть - а у Америки власть сейчас неограниченная - развращает. А раз Америка так сильна и неуязвима, самое время ее подразнить. Навредить я ей не могу, а вот подразнить - вполне", - признался "Итогам" Ларс фон Триер

Перед российской премьерой "Итогам" удалось побеседовать с Ларсом фон Триером.

- Господин фон Триер, как вам удалось собрать в одном фильме такое блестящее созвездие знаменитостей?

- Пусть это выглядит нескромным, но мне кажется, что сейчас я в таком состоянии и положении, что мне многое доступно. Скажем, сколотить команду из сплошных звезд. С другой стороны, странно, что все они согласились играть за мизерные гонорары да еще и жить в Швеции целых два месяца неизвестно зачем и почемуЙ Может, потому, что все это - жить вместе в вагончиках, вместе работать и веселиться - уж слишком отличается от того, что они привыкли делать?

- Ну а Кидман?

- Все без исключения интересуются, почему именно Николь, да как она согласилась, да почему я нуждался именно в ней, а не в ком-нибудь другом. Признаюсь, что я вообще-то писал роль для нее, это было специально рассчитано на личность Николь, ее возможности, харизму и талант. В последнее время она как-то по-новому заблистала, что-то такое в ней открылось, чего прежде не было.

- С ней не было таких проблем, как с Бьорк, с которой вы, говорят, чуть не дрались на площадке?

- Между ними, видите ли, есть существенная разница. Бьорк кино не интересует, для нее это был эксперимент, не больше, проба сил, в отличие от Николь. Кидман фантастически вышколена, она - профессионал высочайшего класса. К тому же ей нравится бросать вызов, она все время в поиске, она хочет работать разнообразно.

- И мучить себя, сниматься почти бесплатно шесть недель, живя бок о бок с незнакомыми людьми?

- Да, тут мы с ней похожи. Зачем я поставил себе такой минимальный срок - шесть недель? Почему не восемь, не девять? Конечно, в чем-то мне было легче, чем прежде, - у "Догвилля" театральная стилистика, нам не нужно было ждать хорошей погоды, правильного освещения и прочего. Но, с другой стороны, у меня было пятнадцать актеров на площадке - это был кошмар, с каждым нужно поговорить, настроить, успокоить. Ужас.

- Ваш фильм сравнивают с брехтовскими постановками, говорят, что вы вдохновлялись его творчеством...

- Это, наверно, что-то генетическое. Моя мама ушла из дому после того, как отец разбил ее пластинки с записями зонгов из брехтовских спектаклей. Для нее Брехт был всем - новатором, культовой фигурой, как сейчас говорят. Я никогда подробно не изучал его творчество, но вот одна песенка из "Трехгрошовой оперы", где повествуется о мести, мне всегда нравилась. Позже этот мотив вылился в сценарий "Догвилля".

- Столь иронически живописуя американскую глубинку, не боитесь, что вам вновь предъявят обвинение в "антиамериканских настроениях"?

- Наоборот, я, может, хочу спровоцировать таковые. Мне уже ставили в упрек, что я снял "Танцующую", фильм об американских нравах, ни разу не побывав в этой стране. На что я всегда отвечал, что я не документалист и не режиссер научно-популярного кино, так что вполне могу снимать не фильмы об Америке как таковой, а свое представление об этой стране. Вон в Голливуде вечно снимают о чем-либо, не зная предмета, снимают "как бы", а меня обвиняют. Нельзя понимать все столь буквально.

- Но вы действительно часто высказываетесь в антиамериканском духе...

- Мне всегда казалось, с детства, что сильный должен быть добрым и справедливым, чего, согласитесь, об Америке не скажешь. Я не считаю американцев хуже других, но и лучше тоже не считаю. По-моему, люди повсюду более или менее одинаковы, и не нужно приписывать американцам тех достоинств, которых у них нет, в то же время не нужно их демонизировать. В целом же я считаю, что власть - а у Америки власть сейчас неограниченная - развращает. А раз Америка так сильна и неуязвима, самое время ее подразнить. Навредить я ей не могу, а вот подразнить - вполне.

- Мотив развращающей силы власти есть и в "Догвилле", не правда ли? Жителей городка развратила власть над несчастной беглянкой Грейс и из них полезли монстры?

- Это правда. Пока Грейс не появилась у них на пути, они были обычными людьми, со своими достоинствами и недостатками. С Америкой, повторяю, происходит то же самое. Ее так и манят какие-нибудь беззащитные страны.

- Вы все-таки смелый человек - во времена, когда все помешались на компьютерной графике, на тщательном воссоздании натуральной среды, на спецэффектах и изобразительности, вы, извините, нахально предлагаете зрителю поверить, что начерченный мелом на полу дом - настоящий.

- Это, знаете ли, вопрос воображения и привычки. Зритель, вопреки распространенному мнению, что ему нужна суперзрелищность, очень быстро привыкает к условности. Как в театре. Зато он может поближе рассмотреть актеров, вникнуть в их чувства - ничто, в том числе пышные декорации и спецэффекты, не будет ему мешать. Это все равно как если бы вы были ребенком и играли на асфальте с нарисованными домиками. Человек, к счастью, имеет огромное воображение. Все зависит от условий игры - принимаете вы их или нет. Ведь так называемый реализм в кино, если разобраться, тоже абстрактен: ну как можно, если уж на то пошло, верить, что спроецированная на стенку картинка с изображением гор и есть горы?

- В то же время вы восхищаетесь фильмом Кубрика "Барри Линдон" и тем, что режиссер мог неделями ждать правильного освещения, чтобы снять ту или иную сцену.

- Так-то оно так, но меня совершенно не вдохновляет тот факт, что теперь можно сделать все это за одну секунду, нажав кнопку компьютера. Значит, подумал я в какой-то момент, надо идти по другому пути - по пути полной условности.

- "Барри Линдон", как я слышала, ваш любимый фильм. И там тоже, как и в "Догвилле", - закадровый голос, саркастически комментирующий повествование.

- Когда я в первый раз увидел "Барри Линдона", где так подробно воссоздан быт XVIII столетия и в то же время есть закадровый голос, как бы дистанцирующийся от рассказа, мне стало не по себе. Ну и ну, подумал я тогда. Это уже слишком. А потом постепенно проникся этим приемом, в котором есть огромная внутренняя энергия, какая-то светоносная сила. Сообщающая рассказу изящество и особый сарказм.

- И позаимствовали его?

- Ну да, позаимствовал. Почему бы и нет? Сам я ужасно веселился, записывая звуковую дорожку, все эти саркастические комментарии. Хотя, конечно, считается, что это очень "некинематографично".

- Это правда, что характеры главных героев, Грейс и Тома, списаны с вас? Что вы одновременно и Грейс, и Том? (Том - Пол Беттани - слабак и предатель, все время подставляющий свою возлюбленную Грейс - Николь Кидман. - "Итоги")

- Правда, конечно. Том - мой автопортрет в какой-то степени, пусть не слишком лестный, но правдивый. Я бы мог защитить и мотивировать поступки всех жителей Догвилля, кроме Грейс и Тома. Ведь это я сам, а себя защищать и мотивировать я не могу. Может показаться, что в своем фильме я показываю жестокое обращение с женщинами, но это не так. Ведь Грейс не есть какая-то там абстрактная женщина, а часть меня. Многим также кажется, что я недолюбливаю женщин, но и это не так. Наоборот, проблемы у меня с мужчинами.

- Николь Кидман в одном из интервью сказала, что вначале между вами было взаимное недоверие.

- Которое рассеялось как дым, как только мы попривыкли друг к другу (с Бьорк Ларс фон Триер до сих пор не общается. - "Итоги"). Николь очень доверчива, она полностью растворяется в роли и режиссере. По-моему, это не только профессионализм, но и черта личности, быть может, выдающейся личности. Выдающейся актрисы - уж точно.

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера