Архив   Авторы  

Ежедневная симфония
Искусство

Вышли в свет дневники композитора Сергея Прокофьева

Читателя, привыкшего к благонамеренной мемуаристике, в которой отдают должное родителям и учителям, дневники удивят. Прокофьев не находит достойных учителей ни в стенах консерватории, ни в анналах истории музыки. Скупые похвалы звучат иногда в адрес Вагнера, Стравинского и Римского-Корсакова. Но чаще в глаза бросается что-нибудь вроде: "Слушанье Вагнера для меня соединено с понятием о невероятной, зеленой скуке. Выкинуть бы половину, безжалостно урезать оперу - и тогда получился бы настоящий шедевр". Еще больше достается Рихарду Штраусу. Это и понятно, Прокофьев вынужден рвать прежде всего с романтиками, ведь он - футурист, Маяковский в музыке. Не зря же, по его собственным словам, в тот самый день, когда он, ниспровергатель музыкальных основ, появился на свет, русский классик Петр Ильич Чайковский "мучился от страха и качки" посреди Атлантического океана на пути в Америку.

Не секрет, что музыкальная карьера Прокофьева складывалась тяжело. Злосчастный Пятый концерт не единожды проваливался, Вторую симфонию критика ругала хором, флейтовую сонату пришлось переделать в скрипичную, так как флейтисты не спешили ее исполнять, а после пяти прокофьевских "Сарказмов" доброжелатели посоветовали ему сочинить "Пять оскорблений действием". Тем не менее ярлык трагического гения к автору никак не пристает - в его записях нет и намека на душевные кризисы. Вероятно, к критике Прокофьев был столь же нечувствителен, как и к нескромным взглядам.

Немало записей посвящено участию в дягилевской антрепризе. Но здесь другая крайность. В Европе Прокофьеву рады, однако Дягилев, помешанный на балете, стремится чуть ли не каждый его концерт "подсластить" каким-нибудь сценическим действом. В целом же эмигрантский период у Прокофьева выглядит заметно скучнее. Видимо, поэтому композитор не раз и не два задавался вопросом: "Какого черта я здесь, а не там, где меня ждут и где мне самому гораздо интереснее?" И в конце концов неожиданно для себя самого вернулся в ту самую новую Россию, где Мариинку перекрасили в красный цвет.

Искать в прокофьевских записях признаки абсолютной гениальности, как нередко поступают с трудами Эйнштейна, Фрейда или великих философов, значит, попусту терять время. Прокофьев - гениален, только когда сидит за роялем или нотными листами. Он был лишен повадок томного романтического гения, который творит при свечах и в каждой женщине видит музу. Скорее Прокофьев в самой музе склонен был видеть женщину и спешил на свидание с ней весело и уверенно. А та никогда не опаздывала.

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера