Архив   Авторы  

Страна восходящего Зорге
Искусство

В международный прокат выходит сенсационный японский фильм о русском разведчике Рихарде Зорге

"Шпион Зорге", вышедший в японский кинопрокат, бесспорно, сенсационен. Почему? Во-первых, японцы, нация чрезвычайно стыдливая и закомплексованная по части признания собственных ошибок, решились во всеуслышание, языком самого публичного из искусств вскрыть грехи милитаристского режима 30-40-х годов. Для этого им понадобился умнейший сторонний наблюдатель, а именно - Зорге, через которого и ведется анализ. Во-вторых, фильм снят виднейшим режиссером старшего поколения, причем на английском языке, что предполагает его большой международный прокат. В-третьих, технически фильм суперпередовой, "улетный", обскакали японцы самого Джорджа Лукаса, сняв картину целиком компьютерным способом. И, наконец, в-четвертых, обошли они и Россию, страну, которая по логике должна была раньше других отдать кинодань своему выдающемуся, уникальному агенту-самородку.

Историческую драму такого масштаба 72-летний корифей японского кино Масахиро Синода снял впервые. Его излюбленные темы, особенно на раннем этапе, - молодежная и криминальная субкультуры ("Разгневанные юнцы"). Самый известный фильм Синоды - экранизация классической драмы начала XVIII века "Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки". Предпоследний, до "Шпиона Зорге", фильм "Замок совы" - очень живописная средневековая история мести вассала могущественному феодалу. О чем бы ни снимал Синода, его всегда занимают "рифмующиеся" контрастные темы родной земли и бесприютности, преданности и предательства, долга и тех роковых жизненных обстоятельств, которые мешают человеку его исполнять.

Но интерес Синоды к вечному страннику, эрудиту, космополиту и коммунисту Зорге вызван не только сопряженностью судьбы гениального шпиона с излюбленными мотивами его, режиссера, творчества. В Японии история Зорге неотделима от истории Хоцуми Одзаки, завербованного им журналиста и ценнейшего информатора. Родился Одзаки в той же префектуре, что и Синода. Для режиссера это, по его словам, принципиально важно. О том, как шла работа над фильмом о русском агенте, японский режиссер рассказал "Итогам" в своем офисе в Токио.

- Как вы в детстве и юности относились к Зорге и Одзаки?

- Как и большинство патриотично настроенных японцев. Я был ярым националистом. Понятно, ненавидел Зорге как врага, но особо меня возмущал Одзаки. Как японский журналист мог предать свою страну?! Но когда Япония капитулировала во Второй мировой войне, энтузиазм сменили разочарование, горечь и страстное желание понять причины национальной трагедии. И оказалось, что милитаристский угар, охвативший всю нацию, стал дорогой в никуда. Зорге и Одзаки какое-то время воспринимались героями, открывшими японцам глаза на антинародный курс военного режима. Но маятник вновь качнуло, и с разоблачением сталинизма в Советском Союзе и ростом воинствующего маоизма в Китае пришло осознание классовой ангажированности Зорге и его сподвижников, стало неизбежным новое его отторжение.

- Когда интерес к этой истории перерос в желание снять фильм?

- Лет пятнадцать назад. Но процесс изучения материалов, дописывания, переработки сценария продолжался до последнего времени. Я хочу воссоздать время моего детства и юности, хочу разобраться: кто мы, японцы? Как народ, как культурная общность, как сумма индивидуальностей. Особенно живо меня интересовала попытка переворота 1936 года, когда группа шовинистически настроенных офицеров пыталась захватить власть.

- Огромный исторический материал... Как вы его уминали в сценарное ложе?

- О да, со сценарием пришлось помучиться изрядно. Мой американский соавтор Роберт Мэнди, тоже из разряда перфекционистов, не щадил сил. Начались съемки, а мы все не могли выпустить из рук, кажется, 17-й вариант сценария.

- Всех интересует, каким предстанет Зорге?

- Он был поразительным человеком-хамелеоном. Умнейший журналист-аналитик и серьезный ученый, Зорге блестяще играл роль наивного повесы и богемного транжиры. Женщины гроздьями вешались ему на шею. Впрочем, наивно утверждать, что образ жизни светского льва ему не нравился. Он был из породы двойственных натур, талантливых во всех их проявлениях. Зорге любил женщин, вино и приключения. Он был очень чувствительным человеком, страшно переживал разлуку с женой Катей, временами жалел, что стал шпионом, что приехал в Японию. Когда узнал, что Гитлер напал на Советский Союз, рыдал несколько часов подряд. Мне не нужно было ничего присочинять, реальная жизнь дарит такие увлекательные сюжеты, которые не всякий писатель сможет придумать.

- Расскажите об актерах, занятых в фильме? Кто играет Зорге?

- В актерской игре я ценю приверженность реалистической школе. Поэтому на роль Зорге выбрал шотландского актера Яна Глена. В Королевском Шекспировском театре он играет в "Генрихе V", в дуэте с Николь Кидман выступал в лондонском спектакле "Голубая комната". Глен активно снимается в кино, если помните, выступил в роли злодея в боевике "Лара Крофт - расхитительница гробниц". На роль Одзаки я пригласил японского актера и поп-идола Масахиро Мотоки. Он элегантен и скромен, что соответствует характеру его героя.

- К какой жанровой модели тяготеет ваше детище? Это что, приключенческий боевик или психологическая драма?

- Если огрублять, это, конечно, не поклон Джеймсу Бонду, а скорее реверанс перед "Гражданином Кейном".

- Совместное производство?

- Участвовали три страны - Япония, Германия и Китай. Приблизительный бюджет - два миллиарда иен (около 17 млн. долларов). Учитывая перспективы мирового проката, мы снимали на английском. Кстати, именно в Англии я познакомился с Гленом. А в Берлине мы нашли нескольких русских актеров на роли Сталина, Берии и других. Имен я не помню, роли очень небольшие.

- А вы видели старую французскую картину "Кто вы, доктор Зорге?"? Знаете ли вы, что, собственно, с нее началось триумфальное возвращение имени Зорге в Советском Союзе?

- Да, конечно. Режиссер Ив Чампи, французский коммунист, обожал Зорге. Он умер. А с нами общалась его вдова.

- Вы предлагаете зрителю взглянуть на историю Японии 30-40-х годов глазами Зорге. Чем этот взгляд отличается от традиционного?

- Как я уже сказал, меня интересуют первые два десятилетия эры Сева (иначе, первые годы правления императора Хирохито - 1926-1989). Это самый бурный и трагический период в жизни Японии. Как повлиял рост милитаризма на сознание отдельной личности? Как здоровый патриотизм превратился в фанатичное безумие? Меня захватила мощная политическая интрига, которая в те годы сделала заложниками всю японскую нацию. И тут на первый план выходит Зорге, не как шпион, а как человек, изучивший Японию досконально и, безусловно, ее любивший. Мне было необычайно интересно показать мою страну глазами этого умнейшего и объективного наблюдателя. И Зорге, и Одзаки стремились проанализировать политическую, экономическую и военную ситуацию в Японии и мире беспристрастно, и это очень ценно. Широко известно, что Зорге получил доступ к ближайшим советникам премьер-министра Коноэ Фумимаро и узнал точную дату планируемого нападения Германии на Советский Союз. Но Сталин проигнорировал это донесение. Будучи параноидально подозрительным, он считал Зорге двойным агентом. Но тем не менее Сталин поверил ему, когда тот сообщил позднее, что Япония решила в 1941 году не нападать на СССР, а идти в Южную Азию, поближе к нефти. Это дало возможность Сталину перебросить к Москве сибирские дивизии.

- Что все-таки вышло на первый план - исторические реалии или человеческие судьбы?

- Мне необычайно интересно столкнуть два очень разных человеческих типа, Зорге и Одзаки, сплести их в противоречивый клубок, из которого выход возможен был только трагедийный. Как в паутине: когда тянешь за одну ниточку, все сплетение рушится. Как только японская контрразведка арестовала Зорге, рухнула вся его шпионская структура, в которой были задействованы десятки людей.

- Много говорят о новейших технологиях, использованных во время съемок и в монтажный период...

- Можете считать меня одержимым буквалистом, но для меня крайне важна полная аутентичность эпохи, включая архитектурный ландшафт, интерьеры, одежду, стиль поведения людей. Я стал первым режиссером в Японии, использовавшим новую дигитальную камеру Sony HD 24P в сочетании с оптикой фирмы Panavision. Нормальный дигитальный формат 30 кадров в секунду преобразовывается в стандартный киноформат 24 кадра в секунду. Компьютерные эффекты нам удалось интегрировать в ткань фильма. Лукас использовал эту технологию в последней серии "Звездных войн".

- Как вы воссоздавали среду обитания 30-40-х годов?

- С помощью кинохроники и фотографий нам удалось воскресить виды довоенных Токио, Москвы, Берлина и Шанхая. А затем мы ввели визуальную информацию в компьютер и стали фактически моделировать вторую реальность. Вернее, наращивать и оживлять то, что было в реальности. Процесс этот чрезвычайно сложный и увлекательный. Я убедился, что дигитальная технология во много лучше по качеству "на выходе", чем видео и даже телевидение высокой четкости.

- Вряд ли молодое поколение японцев знает историю русского шпиона Зорге. Вы надеетесь, что ваш фильм увлечет юных зрителей?

- Это экзотический материал, и, как всякая экзотика, он интересен. Кроме того, сегодня деятельность спецслужб вновь в центре внимания японской общественности. Я имею в виду скандал с похищением японцев северокорейской разведкой.

- Вы показываете в фильме арест Зорге и его гибель?

- Конечно. Это, по-моему, самые эмоциональные эпизоды. После казни Зорге рухнула разведсеть Москвы в Японии, все его друзья и соратники были арестованы, их допрашивали и пытали, Одзаки арестовали тоже и казнили за несколько часов до Зорге. Он - единственный японец, осужденный и казненный за предательство во время войны. Кстати, его письма жене и дочери - поразительный человеческий документ. Я считаю Одзаки настоящим героем для современной Японии, он слишком сильно любил свою страну, чтобы смириться с ее агрессией по всей Азии. Я показываю также, как в Москве, по зловещей иронии судьбы, арестовали безвинную жену Зорге. Показываю, как вся Азия полыхает в пожаре войны, а Япония лежит в руинах. В войне, как известно, нет победителей. Но всегда эпоха выдвигает на авансцену людей, которые не смирялись с обстоятельствами и пытались повернуть ход истории. Называйте Зорге как хотите - шпионом, террористом, коммунистом, борцом за свободу, - но он был человеком, истово приверженным Долгу.

Олег Сулькин (Токио)

ПРОДЮСЕР

Масару Койбучи , продюсер фильма:

"Сегодня японское кино сведено к коммерческим анимационным лентам, ничего другого достойного мы, увы, не производим. Наш фильм - связующее звено с великой японской кинематографической традицией. Если мы не будем производить такие кинокартины, как "Шпион Зорге", то ДНК японского народа может иссякнуть. Должны же мы доказать миру, что японская культура сегодня - это не только бесконечная болтовня по мобильным телефонам".

БИОГРАФИЯ

Путь Рамзая

Рихард Зорге родился в 1895 году в Баку. Отец - немец, инженер нефтепромысла, мать русская. Воевал добровольцем в германской армии в Первой мировой войне, получил Железный крест за храбрость, был трижды ранен и, как следствие, получил хромоту на всю жизнь. Впрочем, она его никак не портила, а придавала дополнительный шарм, как лорду Байрону. Получил ученое звание доктора государственного права в Гамбургском университете. Увлекся марксизмом, вступил в коммунистическую партию. Первую поездку в Москву совершил в 1924 году, где его завербовал Коминтерн. Вернувшись в Германию, женился на немке. Через год - снова Москва, где он поклялся верой и правдой служить компартии. Развелся с женой, и уже как агент Кремля объездил полсвета.

В 1930 году советская разведка направила Зорге в Шанхай, где в его задачи входило разжигать пожар революции. Там Зорге, живший под именем Джонсона, впервые встретил Агнес Смедли, американскую журналистку, симпатизировавшую марксизму. Смедли познакомила его с Хоцуми Одзаки, журналистом японской газеты "Асахи симбун", ставшим очень ценным контактом. Зорге отозвали в Москву. Он снова женился, на этот раз на русской Екатерине Максимовой. Затем его направили в Японию, где он с 1933 по 1941 год являлся резидентом советской военной разведки.

Главная задача Рамзая (первое кодовое имя Зорге) - оценить японскую угрозу Советскому Союзу. В 1933 году он приезжает в Берлин, вступает в нацистскую партию. Блестящий журналист, пишущий для ведущих немецких журналов, романтический красавец, осенью того же года он приезжает в Токио, где почти сразу завоевывает безграничное доверие немецкого посла Ойгена Отта и сердце его супруги Хельмы. Отт даже прибегал к помощи Зорге при составлении секретных отчетов начальству в Берлин, копии которых тот отправлял своим кураторам на Лубянку.

Москва получила ценнейшие сведения о японских планах в Китае и тайном Антикоминтерновском пакте. Но, конечно, главным достижением Зорге как шпиона были донесения в Москву по поводу даты германской агрессии против Советского Союза и перемены военных приоритетов Токио в 1941 году.

Зорге арестовали в октябре 1941 года и приговорили к смертной казни. Он был повешен 7 ноября 1944 года в токийской тюрьме Сугамо.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера