Архив   Авторы  

Полтора экватора
В России

"Великой державе иметь дырявые и необустроенные границы просто неприлично", - считает глава Федеральной пограничной службы Константин Тоцкий

- Константин Васильевич, насколько сегодня соответствует действительности некогда весьма популярное выражение: "Граница на замке"?

- Это неофициальный термин, обычно эти слова произносились с юмором и в соответствующей обстановке. Тем не менее в советские времена госграница действительно была на замке. Но сегодня, когда этим выражением, пусть даже в шутливом контексте, мне напоминают о нынешнем положении дел на наших рубежах, без микроинфаркта дело не обходится. Хотел бы напомнить: общая протяженность госграницы Российской Федерации составляет полтора экватора Земли - почти 61 тысячу километров, из которых около 22 тысяч километров приходится на новые участки. И на этих участках, где Россия граничит с бывшими союзными республиками, практически отсутствует пограничная инфраструктура. Добавлю также, что после распада Союза и вывода пяти пограничных округов из Прибалтики, Закавказья и Центральной Азии (в СССР насчитывалось десять погранокругов) была сломана и единая система погранично-таможенного контроля. О каком замке после этого может идти речь?

- Получается, что треть наших границ распахнута настежь, а наша страна - международный проходной двор?

- Россия превратилась не только в проходной двор из Азии в Европу, но и в обширный мигрантский отстойник. Многочисленные колонии незаконных мигрантов из Афганистана, Вьетнама, Китая и ряда других стран вполне по-хозяйски обосновались на нашей территории. И это не всегда мирные труженики, криминала в их рядах хватает. А еще надо приплюсовать многочисленные отряды граждан, нелегально приезжающих к нам на заработки из бывших союзных республикЙ К сожалению, этой проблемой стали заниматься только сейчас, когда президент поднял ее на заседании Госсовета.

- Так ведь были времена, когда на полном серьезе говорилось, что границы - пережиток, их надо вообще упразднить, а погранвойска ликвидировать за ненадобностью...

- В начале 90-х мне даже предлагали перейти в армиюЙ Однако давайте посмотрим, что происходит сейчас. После 11 сентября практически все страны приняли самые серьезные меры для укрепления своих границ. Причем требования к охране границ существенно возросли не только в США, непосредственно пострадавших от терактов, но и в странах Евросоюза. Теперь, чтобы вступить в ЕС, надо пройти не только законодательный и экономические тесты на соответствие, но и сдать важный экзамен на непроницаемость национальных рубежей. Даже финские коллеги, у которых охрана границы отлажена, может быть, лучше всех в Европе, жаловались, что их утомили проверки. Примечательна в этой связи и немецкая предусмотрительность. Германия, у которой после присоединения Польши и Чехии к ЕС практически все сухопутные границы окажутся внутри Евросоюза, не упраздняет, как ожидалось, свою пограничную охрану, а переориентирует ее на сопровождение опасных грузов и охрану особо важных объектов. Сохраняют кадры на всякий случай.

- Так что же, нам вновь опутать родину колючей проволокой по периметру?

- На старых, обустроенных границах до сих пор верой и правдой служит так называемый рубеж основных инженерных сооружений, в состав которых входит сигнализационный комплекс почти стопроцентной надежности. Но по нынешним временам это очень дорогое удовольствие и к тому же морально устаревшее. Сегодня, чтобы с высокой надежностью охранять границу, уже нет никакой необходимости городить заборы из колючей проволоки. Разработаны новые принципы охраны границ и принципиально новая аппаратура: телевизионные системы, инфракрасные. Очень широко сегодня используется на Западе сейсмическая и тепловизионная техника. Вот характерный пример: участок российско-финской границы, который с нашей стороны охраняет застава численностью 50 человек, финны контролируют с помощью тепловизоров, без единой живой души. У нас обстановка сложнее, поскольку за 12 последних лет средств на обустройство границы практически не выделялось.

- Но теперь и у нас появилась федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации". Какие средства надо вложить в обустройство границы, чтобы она стала современной и непрозрачной для криминала?

- За минувшие годы было построено и реконструировано едва ли восемь процентов объектов пограничной инфраструктуры - требовалось в десять раз больше. И если границы у государства - решето, то каждый рубль, не вложенный своевременно в их обустройство, потом оборачивается более значительными потерями. Это во-первых. А во-вторых, великой державе иметь дырявые и необустроенные границы просто неприлично. За это же время наши соседи эстонцы успели переоборудовать свои рубежи на современный европейский лад. У нас, понятно, расходы другие: общая потребность в финансировании всего комплекса мероприятий по обустройству госграницы на период 2003-2010 годов, по оценке министерств и ведомств, осуществляющих свои полномочия на границе, составляет более 203 миллиардов рублей. Иначе говоря, в течение этих лет в идеале ежегодно надо бы вкладывать в границу в среднем по двадцать и более миллиардов. Но мы реалисты, а потому должны считаться с прогнозами социально-экономического развития страны. В настоящее время расчетные ассигнования на целевую программу обустройства границы достигают, к сожалению, только 25-30 процентов от потребностей. Этого хватит лишь для обустройства отдельных, особо важных направлений. Но даже в этом случае будет построено 550 военных городков для пограничных застав и комендатур, 140 пунктов пропуска через госграницу и свыше 900 других объектов пограничной инфраструктуры.

- Видимо, те 800 миллионов рублей, которые предусмотрены в бюджете 2003 года по целевой пограничной программе, пойдут в первую очередь на обустройство границы на Северном Кавказе?

- Конечно. Эта граница уже усиливается. Еще в сентябре прошлого года президент отдал распоряжение правительству разработать комплексный план финансирования охраны границы в Северокавказском регионе на 2002-2006 годы. Более того, мы уже получили 527 миллионов рублей, на которые закуплено оборудование и будут строиться заставы. При условии, что и целевая программа будет четко финансироваться, мы сможем не только изменить облик нашей границы, но и повести более эффективную борьбу с трансграничной оргпреступностью.

- А какая складывается ситуация на других участках границы?

- На азербайджанском участке в позапрошлом году - это был один из самых активных периодов - задержано более 2600 нарушителей. В результате мы вынуждены были поставить там порядка ста километров сигнализационного комплекса и усилить пограничные заставы. Теперь количество нарушений на этом участке сократилось в десять раз. Другие проблемы на границах с Украиной и Казахстаном. Здесь мы в первую очередь озабочены тем, как не мешать передвижению людей. Вот конкретная ситуация: человек живет на Украине, а всю жизнь проработал в больнице, расположенной на российской территории. Она видна из его окна, но если добираться через пункт пропуска - 70 километров крюк. Кому нужен такой режим! Преграды надо ставить не людям, а наркотикам, контрабанде и незаконной миграции. И дорогостоящие инженерные сооружения здесь не нужны. Больший эффект дает согласование усилий. Пример - граница с Монголией, где немало не оборудованных в техническом плане участков. Поскольку отношения с монгольскими пограничниками у нас самые добрые, заранее договариваемся, кто какой участок перекрывает. Так же мы работаем с китайцами. Полагаю, что этот экономически выгодный метод применим и на российско-казахстанском участке, и на любом другом, где обе стороны заинтересованы в порядке на границе. Что касается границы со странами Балтии, то, пока не проведены демаркация и делимитация, пока договоры по границе не подписаны и не ратифицированы, проблемы на этом участке будут оставаться. Вот конкретная ситуация. Четыре раза подряд задерживаем одного и того же нарушителя, и всякий раз суд отказывается принимать дело в производство. Почему? Да потому, что если граница не определена и не обозначена, то юридически ее невозможно нарушить. Любой адвокат первым делом заявляет, что его подопечный заблудился и просит показать, где стоит пограничный столб. Нет пограничного столба, нет договора о прохождении государственной границы, не может быть и нарушения режима госграницы. В одностороннем порядке режим устанавливаться не может, для этого нужен двусторонний договор. Работать без таких основополагающих документов очень сложно. Все равно что охранять границу на общественных началах.

- Да, очень странная у нас получилась граница после распада СССР...

- Вот где мы действительно теряем свое государственное лицо, так это на пунктах пропуска. Дошло до того, что президент Финляндии обратился к нашему президенту с просьбой сократить количество контрольных служб на российских пунктах, потому что даже ему тяжело пересекать границу. На наших пунктах пропуска работают от семи до одиннадцати различных контрольных служб. Таких очередей, как у нас на границе, нет нигде в мире. Хотя вполне достаточно, если останутся только пограничники и таможня. Суеты станет меньше, а порядка - больше.

- А что делают наши пограничники в Таджикистане? Не лучше ли охранять свои, а не чужие рубежи?

- На таджикско-афганской границе в позапрошлом году было изъято пять тонн наркотиков, в прошлом году - четыре тонны. На всех наших "родных" границах, в том числе и на казахстанском участке, - свыше 850 килограммов. Почувствуйте разницу! Наркотики удобнее перехватывать на Пяндже, пока они еще не расфасованы по контейнерам и фурам, пока идут одним потоком. Но еще эффективнее удар по наркобизнесу был бы в самом Афганистане. К сожалению, сколько мы ни поднимали этот вопрос на международных встречах, ответа так и не получили. Ничего не изменилось и после того, как вся афганская территория перешла под контроль переходного правительства и коалиционных сил. Координаты лабораторий, производящих опиум и героин, хорошо известны, но ничего не уничтожено. Не тронуты и маковые поля, координаты которых по просьбе ООН определили наши военные спутники. Вот такая фантастическая история. Но как бы там ни было, большое заблуждение, будто, перекрыв границы, мы решим проблемы и с наркотиками, и тем более с терроризмом. Остановить терроризм на границе уже невозможно. Сегодня тротил тоннами через границы никто не возит, все покупается на месте. Нет также никакой необходимости переправлять через границу доллары в чемоданах или за пазухой. Для финансовой подпитки террористической деятельности существуют вполне легальные фирмы и кредитные карточки. Приедет эмиссар, все закупит на месте по безналичному расчету, завербует кого надо - вот вам и теракт. Поэтому совершенно правы американцы, которые давят терроризм в зародыше, в его гнезде. Охрана границы - это только одна из составляющих борьбы с терроризмом.

- На ФПС возложена еще и охрана биоресурсов...

- Как руководитель погранведомства я бы с чистым сердцем накрыл стол тому, кто избавил бы нас от этой головной боли. Но как член Совета безопасности я понимаю, что только люди с оружием в состоянии сегодня охранять биоресурсы и контролировать экономическую зону России, где фактически идут боевые действия. Только в прошлом году мы были вынуждены семь раз применять оружие и даже пустили на дно браконьерское судно. Тем не менее результаты имеются. И мне было очень приятно, когда губернатор Астраханской области докладывал президенту о том, что впервые в прошлом году пограничники расчистили дельту Волги от сетей и осетр поднялся уже до волгоградской плотины. Поверьте, если бы не пограничники, осетра в стране наверняка не осталось бы. И не только осетра.

- Рационально ли передать функцию охраны морской границы ВМФ, который последние годы простаивает у стенки?

- Такое решение было бы губительным для государства. Сегодня у флота есть возможность возрождаться, заниматься своими флотскими делами. Если передать военным морякам рыбоохрану, вся боевая подготовка рухнет в один момент, рыба их просто задавит. Теперь возьмем экономическую сторону. Несколько обострилась проблема Шпицбергена, и в прошлом году мы в тот район послали большой противолодочный корабль ВМФ. За неделю он сжег столько топлива, сколько нашему пограничному сторожевику океанского класса хватило бы на полгода. Дело в том, что корабли, предназначенные для войны, для пограничной деятельности категорически не подходят. И их использование не по назначению неэкономично. Пусть каждый занимается своим делом.

- Армейское руководство и ФПС не всегда находили взаимопонимание. Какие у вас отношения с Минобороны?

- Сегодня взаимодействие налажено. Например, в Чечне, если нужна поддержка военных, мне уже нет необходимости звонить в Минобороны или в Генеральный штаб. Все проблемы решаются на уровне командования в Ханкале и Душанбе. Пока есть Таджикистан, пока есть Кавказ, мы вынуждены иметь резервные подразделения. Но не чрезмерные, а достаточные для охраны границы. Нам вполне хватит 82-миллиметровых минометов, все остальное - гаубицы, штурмовики, истребители - есть у армии. Наша задача: суметь пресечь вооруженную провокацию, отразить удар и продержаться до подхода отрядов поддержки. На одних направлениях это шесть часов, на других, может быть, и сутки. Уверен, что для этого нам хватит сил и средств.

- В Вооруженных силах начался эксперимент по переходу на контрактный принцип комплектования. ФПС процесс профессионализации тоже затронул?

- Конечно. В настоящее время в пограничной службе Западное и Юго-Восточное региональные управления, а также все органы пограничного контроля на 100 процентов комплектуются военнослужащими по контракту. Всего по ФПС на сегодняшний день уже более половины всех военнослужащих проходят службу на контрактной основе. В том числе порядка 44 процентов солдат и сержантов.

Олег Одноколенко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера