Архив   Авторы  

ГОСТы из будущего
Дело

Россия начинает коренную ломку системы стандартов, доставшейся в наследство от бывшего СССР

- Борис Сергеевич, признайтесь: часто приходится выступать в роли консультанта родственников и друзей при покупке ими товаров?

- Очень часто. Конечно, самая больная точка - это продовольствие. Как же не советовать, если берешь, например, результаты проверки сгущенки и читаешь: "Продукция пенится, имеет характерный осадок, энергетическая ценность в два раза ниже, положенной по ГОСТуЙ" Или возьмем сливки для кофе: не надо обольщаться, нет там сливок, это растительные жиры.

- Рекламе верить нельзя?

- В последние годы информация доводится до потребителя в общем правильно, каких-то серьезных нарушений в описании товаров нет. Но это совсем не значит, что если, допустим, рекламируют сок, то этот сок натуральный.

- Что же делать? Ориентироваться на упаковки с маркировкой "ГОСТ"?

- Не могу сказать, что ГОСТ - это панацея, но по крайней мере это довольно высокая степень надежности. К продукции, выпущенной по каким-то другим нормативным документам - корпоративным или техническим условиям (ТУ), - покупатель должен относиться внимательнее. ТУ появляются там, где возникают новые технологии. Эти технологии не обязательно плохие, но ГОСТов на них еще нет. По сути, это недоработка государства, которое не поспевает сегодня за всеми технологическими изменениями. В советские времена появлялось ежегодно около четырех тысяч новых ГОСТов, в прошлом году - менее четырехсотЙ

- Говорят, в СССР были стандарты на все, даже на цвет листьев...

- Подтверждаю: есть норма, определяющая, какой должна быть cвежая зелень. Однако когда-то ведь и это было важно. Мы жили в абсолютно регламентированном обществе, и система стандартов ему полностью соответствовала. Но экономика изменилась, а система стандартов осталась прежней.

- Это и явилось причиной того, что правительство затеяло "стандартную революцию" - нововведения, предусмотренные Законом "О техническом регулировании"?

- Да, прежняя конструкция, при которой малейшее отклонение от установленных норм каралось по закону, перестала отвечать интересам как производителя, так и потребителя. Но вначале мы пошли путем полумер. В 1993 году было принято половинчатое решение: стандарты поделили на две части - обязательную и добровольную. И получилось: тут читать, а тут не читать. Это запутало абсолютно всех. Старая система была разрушена, а новая не создана. Я насчитал 62 закона, которые устанавливают обязательные правила сертификации. Контроль над оборотом продукции осуществляют сегодня 22 министерства и ведомства. Существует 19 систем сертификации, внутри каждой из которых - своя система аккредитации. Я очень хорошо понимаю наших бизнесменов: это безумие, никто не знает правил... И что еще немаловажно - раньше разработка стандартов финансировалась государством, сегодня бюджетного финансирования фактически нет. Возникает вопрос: а правильно ли это вообще - тратить бюджетные деньги на промышленные стандарты, по которым работает частный бизнес? Мировой опыт показывает, что государство должно оставить за собой только нормы, связанные с безопасностью людей и окружающей среды. Все, что лежит за пределами этих норм, может быть слаще, горче, солоней, уже, ширеЙ Государство должно гарантировать покупателю, что продукция безопасна. Остальное он уже сам для себя определяет - исходя из цены товара, средств, которыми он располагает, и вкусовых предпочтений.

- Ну а кто теперь будет устанавливать стандарты вместо государства?

- Само бизнес-сообщество. Все заинтересованы в том, чтобы производить продукцию по стандарту, потому что это резко снижает затраты. Одна из главных задач стандартизации - облегчить для производителей доступ к новым технологиям. Когда бизнесмен хочет начать свое дело, он прежде всего берет стандарты - чтобы понять, какую продукцию должен производить. Но самое важное - стандарты обеспечивают совместимость и взаимозаменяемость изделий. Это удобно для всех. Если мобильные телефоны разных марок могут работать в одном стандарте (скажем, GSM), это значит, что обеспечена совместимость в одном виде продукции. Стандарт - это консенсус, к которому приходят производители.

- Государство будет отвечать за безопасность изделий, но не за их качество?

- За качество теперь будут отвечать рыночные механизмы - это концептуальная особенность Закона "О техническом регулировании". Обязательные нормы, которые будет устанавливать и контролировать государство, переносятся в новый вид документов - технические регламенты. Они будут существовать в виде законов или указов президента и постановлений правительства (до принятия соответствующих законов). Стандарты же, которые станут добровольными, будут приниматься так называемым национальным органом по стандартизации. Замечу, среди национальных органов по стандартизации, представляющих 145 стран - участниц ISO (Международная организация по стандартизации. - "Итоги"), очень мало государственных структур. Как только стандарты становятся добровольными, это перестает быть правительственной функцией.

- В России тоже появится такой неправительственный орган?

- Да. Модель, думаю, появится уже в 2003 году. На мой взгляд, должно возникнуть нечто вроде DIN (Немецкий институт стандартов. - "Итоги"), AFNOR (Французская ассоциация по стандартизации. - "Итоги") или BSI (Британский институт стандартов. - "Итоги").

- Что же останется у Госстандарта?

- Техническое регулирование - организация процесса перевода обязательных требований в технические регламенты и систематический контроль над соблюдением этих норм. Плюс, конечно, метрология. Кстати, Госстандарт России начинался именно как метрологическая система - в 1893 году появилась Главная палата мер и весов. Метрология - это прежде всего настройка и калибровка приборов в соответствии с эталонами, это надзор за тем, как используется измерительная техника. Почти во всех странах мира эта функция остается исключительно в ведении государства. Ведь от того, насколько точны, скажем, весы, зависит не только содержимое вашего кошелька (вы недоплачиваете или переплачиваете), но и налогооблагаемая база. Более того, все чаще метрология вторгается в межгосударственные отношения. Например, Евросоюз вскоре установит единые нормы расчета по газу. Это значит, что потери будут исчисляться только в определенном диапазоне погрешностей. Если наш диапазон станет шире, мы будем считать, что поставили газа столько, сколько установлено, но платить нам будут меньше.

- Очевидно, что реформа в сфере стандартов самым непосредственным образом связана с намерениями страны вступить в ВТО...

- Вступление в ВТО - не самоцель. Главное, чтобы наши компании могли получить новые рынки, чтобы им не приходилось по четным дням работать по одной системе стандартов, на внутренний рынок, а по нечетным - по другой, международной. Это слишком дорогое удовольствие, наши производители хотят жить в единой среде нормирования. Стандарты - это еще и средство ведения конкурентной борьбы. Приведу такой пример. Нормы Европейской экономической комиссии ООН по автомобилестроению являются абсолютно обязательными во всех странах, которые подписали данное соглашение (в том числе в России). Они содержат исключительно требования по безопасности. Но наряду с этим существуют, например, стандарты ISO, которые устанавливают правила во взаимоотношениях между конечными производителями автомобильной техники и поставщиками комплектующих. Они добровольные, не хочешь быть поставщиком General Motors - ради бога, никто тебя не заставляет. Только вряд ли найдешь таких, кто не хочетЙ

- Эти стандарты применимы и для российской автоиндустрии?

- Недавно мы зарегистрировали добровольную систему стандартов для поставщиков комплектующих, не отклоняясь ни на йоту от стандартов ISO в этой области. Тем стандартам, которые установили для своих поставщиков DaimlerChrysler, General Motors, Toyota и другие западные компании. Вы скажете: это смешно - разве наши предприятия могут поставлять продукцию этим фирмам? Если не установить таких правил, то никогда не смогут. Когда-то надо начинать. Если ты работаешь по стандартам серии ISO-9000, значит, ты достиг определенного уровня производства, качества менеджмента, значит, тебе можно доверять, у тебя можно что-то заказывать. Если же этого нет, как можно с тобой вообще иметь дело? Говорят, что нам не хватает инвестиций. А откуда им взяться? Представьте себя на месте инвесторов. Вы приезжаете из Германии или Франции, где совершенно иная система стандартов, другой уровень технологий, менеджмента. Вы ездите по стране и ищете хотя бы что-то похожее. И до тех пор, пока эта похожесть не будет обеспечена, деньги вкладываться не будут.

- Сколько в результате реформы останется обязательных норм?

- На мой взгляд, не менее двух тысяч. Обязательно будет установлен "знак обращения на рынке", которым будут маркироваться товары, соответствующие требованиям технических регламентов.

- Без которого товар не сможет "безнаказанно" появиться на рынке?

- В том случае, если на данный вид продукции уже существует технический регламент. Но его может и не быть - если технический регламент еще не успели разработать. Для этого в законе установлен семилетний переходный период.

- А как будут называться добровольные стандарты?

- Название мы пока не обсуждали. Думаю, что все-таки это будут ГОСТы. Так привычнее.

- Кто будет формировать новый орган по стандартизации?

- Над этим еще предстоит поработать. Если взять Германию, DIN является некоммерческой неправительственной организацией, в которую входят бизнес-сообщества и общества потребителей. Но его структура строго определена законом. Показательный момент: генеральный директор DIN утверждается федеральным министром экономики и труда. В Германии вообще есть много чему поучиться. Поражает то, что в экономике страны превалирует малый и средний бизнес - то, чего нам так не хватает. И объясняется это во многом тем, что существует стройная система стандартизации, нормирования. Нормы - это порядок.

- Будет ли кто-то контролировать соответствие товаров добровольным стандартам?

- Если государство в процессе надзорных работ на рынке обнаружило, что продукция отклоняется от требований, установленных в добровольных стандартах, но на них есть ссылки на этикетке, то за обман потребителя производитель может быть привлечен к ответственности. Государством будут контролироваться две вещи - безопасность товара и информация, которая наносится на продукцию. Многое будет зависеть от потребителей и от конкурентов, которые, извините, должны "постукивать" - давать информацию контролирующим органам, как это происходит на Западе. С точки зрения нашего воспитания это, может быть, и не очень хорошо, но более эффективного механизма воздействия на производителей человечество пока не придумало.

- Тем не менее возникает опасение, что уход государства из сферы стандартизации может привести к снижению качества товаров и услуг.

- Все мы консервативны по своей природе. Я и сам говорю: к той продукции, на которой имеется знак Госстандарта, доверия гораздо больше. Однако нужно смотреть и на экономическую эффективность этой модели. Можно организовать тотальную систему контроля, но тогда задушишь бизнес. Нынешняя же система сертификации при всей ее громоздкости очень дырявая. Согласитесь, никто из нас, идя в магазин, не испытывает той уверенности, которая была в советское время: сертификаты подделывают не меньше, чем сами продукты. Сегодня закон гласит: сертификация должна стать не обязательной, а добровольной. Ответственность перед обществом за безопасность и качество продукции должен нести непосредственно производитель.

- А не возникнет соблазн у некоторых производителей, почувствовав свободу, пуститься во все тяжкие?

- Наверное, возникнет... Но безопасность товаров должна однозначно повыситься, иначе я бы не был пропагандистом этого закона. Цель реформы - дебюрократизация экономики. Однако вторая задача - наведение жесточайшего порядка в сфере контроля за безопасностью продукции. Нельзя допустить, чтобы либерализация превратилась в хаос. Что же касается качества, тут работает много разных дополнительных факторов. Это и конкурентоспособность продукта, и предпочтения и финансовые возможности потребителей. Одним законом, разумеется, качество не повысишь.

- Как скажется реформа на отечественном бизнесе?

- Отечественные предприниматели должны ясно осознать: государство не будет финансировать разработку стандартов. Если они сами не займутся этим, наш бизнес остановится, перестанет развиваться. Поэтому предприниматели должны серьезно самоорганизоваться и целенаправленно заняться проблемой стандартов. На мой взгляд, самым важным из документов, которые должны последовать после принятия Закона "О техническом регулировании", должен стать закон о саморегулирующихся организациях.

- Американский национальный институт стандартов так определяет свои задачи - "усилить конкурентоспособность США на мировых рынках". Госстандарт ставит перед собой такие же амбициозные цели?

- Абсолютно. В последнее время я провел огромное количество встреч с представителями бизнеса. Вообще говоря, в Госстандарте образовалась "бизнес-площадка", своеобразный центр по переговорам между бизнесом и властью. И лакокрасочники, и соковики, и молочники, и металлурги, и машиностроители - все идут к нам и пытаются с нашей помощью по-новому взглянуть на себя и научиться договариваться. Задача Госстандарта - поднять отечественную промышленность за счет создания в стране единой, понятной для всего мира конкурентной среды.

Андрей Камакин

Врез 1

ИНТЕГРАЦИЯ

По нормам НАТО

Унификация стандартов затрагивает даже столь чувствительную сферу, как торговля оружием. На днях Госстандарт России и Совет национальных директоров по каталогизации НАТО заключили соглашение, по которому наша страна присоединяется к натовской системе маркировки вооружения. Всей российской военной продукции, отправляемой на экспорт, начиная с кораблей, танков и самолетов и заканчивая стрелковым оружием, будут теперь присваиваться коды, используемые Североатлантическим альянсом. После этого покупатель сможет в случае надобности легко идентифицировать и заказать ту или иную запасную часть. Игра стоит свеч, рынок комплектующих огромен: в одном истребителе, например, около 30 тысяч предметов снабжения.

Присоединиться к натовским нормам Россию, что называется, заставила жизнь. Покупатели изделий российской оборонки, в числе которых такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, требуют включить в контракты на поставку вооружения условие приведения его каталогизации в соответствие с принципами НАТО. "Через год-два без каталогизации будет невозможно продать ни одного образца вооружения", - отмечают в Госстандарте. Стратегическая цель НАТО - создание на базе своих стандартов международной системы каталогизации.

Потребность в унификации маркировки вызвана также расширяющимся сотрудничеством между западными и российскими военными: совместные миротворческие операции предполагают в ряде случаев совместное материально-техническое снабжение подразделений. Об актуальности проблемы нахождения общего технического языка между военными специалистами из разных стран свидетельствуют и трагические события, связанные с гибелью подлодки "Курск".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера