Архив   Авторы  

Изгнание из храма
Искусство

За последнюю четверть века в Театре на Малой Бронной сменилось шесть главных режиссеров. Как утверждают злые языки, всех "съел" директор театра

На Малой Бронной завершился спектакль, разыгранный в лучших ленкомовских традициях: "Варвар и еретик". Действующие лица: Варвар - директор театра Илья Коган (82 года), еретик - главный режиссер Андрей Житинкин (42 года). Исполнители: 20 артистов театра, подписавших письмо с просьбой "низложить" Житинкина. Краткое содержание драмы (по версии прессы): "серийный убийца" главрежей Илья Коган, опираясь на общественное мнение, занес нож над головой своей шестой жертвы. Воистину шекспировские страсти на самом деле имеют более чем земную подоплеку - естественное желание главрежа продлить срочный контракт, с одной стороны, и отторжение режиссерской эстетики "старыми стенами" Малой Бронной - с другой.

За письмом, адресованным Когану, скрывается, по словам директора, половина труппы. Имена подписантов известны только ему да руководству в Комитете по культуре правительства Москвы. На заседании коллегии театра 29 ноября против Житинкина высказались все 12 народных и заслуженных, составляющих костяк труппы, за - лишь Олег Вавилов.

С юридической точки зрения ситуация выглядит так: срок полномочий главрежа истекает 7 февраля. Договор заключался между Житинкиным и театром в лице его директора Когана. По театральному уставу он вправе единолично решать, продлевать его или нет. У директора, в свою очередь, бессрочный договор с Комитетом по культуре правительства Москвы.

Весьма важный нюанс: помимо главрежа в театре работают два очередных, по театральной терминологии, режиссера: Лев Дуров и Виктор Лакирев. И еще - Житинкина на Бронную не назначили, а позвали. Идея принадлежала актерам, занятым в нашумевшем спектакле "НижинскийЙ". Андрей поставил его на Бронной в качестве приглашенного режиссера. Директор и коллегия идею эту, как и сам спектакль, поддержали единогласно. Хотя уже на тот момент можно было составить ясное представление об эстетике нового главрежа, выпустившего как минимум дюжину эпатажных спектаклей. "В театре не должно быть табу", "без сексуальной революции не может быть духовной, и наоборот", "мне интересен человек в пограничной ситуации", "для меня единственный критерий - это зритель, который голосует ногами", - провозгласил самый молодой столичный главреж и выпустил пять спектаклей, которые добавили к его титулу "скандально-кассового режиссера" еще один - "король коммерческого китча".

По количеству критических публикаций Бронная по итогам прошлого сезона вырвалась далеко вперед. Что, впрочем, не помешало зрителям "проголосовать ногами", сделав по крайней мере два спектакля - "Портрет Дориана Грея" и "Нижинский..." - аншлаговыми. Между тем эротическая направленность, ломка канонов, так привлекающая зрителя, стала вдруг невыносима для многих актеров театра, как только замаячила финишная ленточка контракта с главрежем.

В свое время один из последних спектаклей Эфроса на Бронной - "Директор театра" - повествовал об идеальном руководителе. Говорят, один из лучших театральных директоров - Илья Коган, председатель Клуба московских директоров. За 25 лет трудовой деятельности в стенах Бронной он пережил шесть главных режиссеров (Эфрос официально должность главрежа не занимал, но таковым, несомненно, являлся). Злые языки дотошных журналистов утверждают, что они были "съедены" Коганом, не терпящим рядом сильных личностей. А Театр на Малой Бронной обречен оставаться вечной экспериментальной площадкойЙ

Словом, интересы хорошего директора и хорошего режиссера не совпали во времени и пространстве. У каждой из сторон конфликта своя правда, свои единомышленникиЙ И желание высказаться.

Режиссер

С Андреем Житинкиным мы встретились после репетиции "Анны Карениной". Он был спокоен, как человек, принявший важное решение: выпустить "Анну Каренину" 16 февраля, несмотря на истечение срока полномочий главрежа. Житинкин вряд ли боится остаться безработным: за его плечами около 50 спектаклей, которые идут в Театре Моссовета, в Сатире, в "Табакерке".

- В чем истоки конфликта?

- Все дело в том, что мои коллеги оказались умнее меня: и Сергей Арцибашев, и Роман КозакЙ Мы пришли в полупустые театры в одно и то же время, но они заключили контракт с городом и стали художественными руководителями. А я непосредственно с Коганом, поэтому я - главный режиссер, как комарик, зажатый в его кулачке. Юридически я бесправен, хотя при заключении договора были просто сказочные посулы "последнему, быть может, главрежу" в трудовой биографии Ильи Ароновича.

- Значит, все дело в "неправильном" контракте?

- Да, Коган - настоящий худрук, только теневой. Единоначалие в театре - тотальное, хотя наша договоренность предусматривала его невмешательство в творческую часть, а мое - в финансы. Однако вмешательство идет даже на уровне назначения актеров на роли. Мне выворачивают руки, требуя назначения актеров, которые не укладываются в мой концепт. Поэтому в момент репетиций начинаются трения и отказы от ролей.

- По-моему, у вас в основном играют приглашенные звезды?

- Я, кстати, придя в театр, не уволил ни одного из 38 актеров труппы. Сейчас же в ситуации разброда ведущий актер Олег Вавилов хочет покинуть Бронную, а на нем полрепертуара держится... Но Саша Домогаров, Лена Яковлева, Женя Крюкова, Даниил Страхов действительно пришли за мной и художником по костюмам Андреем Шаровым, с которым я работаю уже 10 лет. Когда закрутилась эта история и Жене Крюковой дали понять, что контракт не продлят, она порадовалась, что не успела уйти из Моссовета.

- Конфликт разгорелся во время репетиций "Анны Карениной"?

- Когда на коллегии обсуждается концепт еще не поставленного спектакля (морфинистка Анна или нет, хотя в романе в 26-й главе 7-й части читаем: "Когда она налила себе обычный прием опиума". В семи местах еще говорится об этом же), я в шоке. Спектакль-то не вышел! Ноу-хау в мировой практике: ставить спектакль коллективно! Этот сезон - рубикон для меня и театра. В прошлом сезоне мы очень плотно работали, выпустив четыре новые работы: "Портрет Дориана Грея", "Лулу", "Метеор", "Калигулу". Пятая - "Нижинский..." с лучшей ролью Домогарова. "Каренина" - шестая и седьмая - "Распутин", тоже с Домогаровым. Полрепертуара. Определенное направление, эстетикаЙ Не побоюсь сказать, театр Житинкина. А практика Когана такова, что два года - и главреж вылетает как пробка из бутылки. Так что все эти "подметные" письма нужны, чтобы я, как и мой предшественник Сережа Женовач, хлопнул дверью и ушел. Но я этого не сделаю. Не могу подвести своего зрителя: честно говоря, ходят сюда на мои спектакли, хотя на "Нижинского..." и "Портрет..." самые дорогие билеты в партере - 500 рублей, а на старый репертуар - не более 200. За два года мы раскрутили театр. С моим уходом Бронная снова станет "черной дырой".

- Однако письмо существует...

- Два месяца до окончания договора. Вот Илья Аронович, дабы прикрыться общественным мнением, запускает письмо, которое никто не видел. Понятно, что "обращение" подписали актеры, которых не знает публика. В театре говорят, что это восстание пенсионеров, которые "не тащат репертуар". Я хотел вернуть былую славу театру. За два года потерял интересные контракты и немало в деньгах: актеры и режиссеры получают здесь грошиЙ

- Вы хотели бы, чтобы в ситуацию вмешался Комитет по культуре правительства Москвы?

- Конечно. Ситуация нездоровая. Театру не нужен раскол. Сегодня я продолжаю оставаться гарантом стабильности: репетиции идут каждый день. Я верю в победу здравого смысла и буду боротьсяЙ своими спектаклями.

- Вам не предложили остаться очередным режиссером?

- На последней коллегии теоретически рассматривалась эта возможность. Официального же предложения не получал. Но если бы и получил, то долго бы размышлял. Мое дальнейшее пребывание в театре становится двусмысленным. Расколы и интриги не по мне: я хочу заниматься только творчеством! Однако ради дела готов идти на компромисс.

Директор

Разговор с Ильей Коганом состоялся в его кабинете во время спектакля "Жиды города Питера" в постановке Льва Дурова. В зале было 160 человек - меньше трети, о чем сообщили по громкой связи.

- В чем истоки вашего театрального долголетия?

- 82 - еще не возраст, если моему сыну два с половиной года! А вообще я считаю себя хорошим директором: за 36 лет директорства в ТЮЗе, на Таганке и на Бронной меня все же больше хвалили, чем ругалиЙ

- Ваше мнение всегда совпадало с мнением труппы?

- Нет. Поэтому, отработав 10 лет в ТЮЗе, я вынужден был уйти. Работать без поддержки коллектива невозможно.

- Имя Когана склонялось со времен Эфроса...

- Все ложь! А правда в том, что, собираясь ставить спектакль, Анатолий Васильевич непременно предлагал мне набросать состав исполнителей. И наши мнения практически всегда совпадали. При всех режимах и главных режиссерах я был председателем худсовета. У нас в театре он называется коллегией.

- Охотно верю, что с вашим мнением считались... Но с Житинкиным-то вы договорились о разделении полномочий: творческий процесс - за главрежем, финансы - за директором...

- Не совсем так. Руководитель театра - не только финансы, но и театральная политика, кадры, наблюдение за тем, чтобы не было деления на "ваших" и "наших" актеров, и многое другое...

- Другое - это те самые традиции Эфроса, о которых так много говорится?

- В том числе. Житинкин заявлял в своей творческой программе об уважении к труппе и традициям Эфроса, то есть русскому психологическому театру. Но его творческий почерк таков, что артисты отказываются играть: в "Калигуле" - пять отказов, в "Анне Карениной" - семь. Мотивация одна: "Не хотим участвовать в пошлости". После каждого спектакля Андрея Альбертовича были серьезные критические замечания, но он не обращал на них внимания. На коллегиях говорилось, что нельзя на все главные роли приглашать людей со стороны - это неуважение к труппе и сложности с формированием текущего репертуара: у приглашенных актеров свой график занятости в собственных театрах. Так было с Аленой Яковлевой и Женей Крюковой, с которой у нас вообще нет договораЙ

- Житинкин называет себя человеком компромисса... Неужели нельзя было прийти к общему знаменателю?

- Если режиссер-постановщик отвечает только за свои спектакли, то главный режиссер отвечает за репертуарную политику в целом (у нас идет 14 названий), творческую судьбу театра и каждого артиста. За два года у нас прошла лишь одна премьера Виктора Лакирева "Нежданный гость". Андрей ни разу не заглянул в зрительный зал на репетицию (только на сдачу), хотя это входит в его прямые обязанности. Именно поэтому Житинкина называют "главным режиссером своих спектаклей". И поэтому договор с ним как с главным режиссером не будет продлен. Однако Житинкин мог бы оставаться в штате очередным режиссером. Это нормально, когда в одном театре работают два-три режиссера-постановщика. На коллегии я сказал, что решение мы примем на основе наших переговоров с Андреем Альбертовичем. Но на следующее утро, 30 ноября, появилась откровенно заказная заметка в одной из столичных газет. Скандал раздувался искусственно и только с одной стороны: я не отвечал на нападки. Очевидно, что все статьи в защиту Житинкина написаны одними чернилами. 31 декабря закончился договор с заведующей литчастью Жанной Филатовой. В ее компьютере мы обнаружили статьи, которые вышли потом в газетах под псевдонимами. У меня, признаться, отпало всякое желание договариваться.

- По-вашему, Житинкин не выполнил обязанности худрука. А театр?

- Полностью. Это прежде всего материальное обеспечение, которое Житинкин называет грошовым. За 2002 год его средний месячный доход составил 42 тысячи рублей.Так что не все так плохо, как представляется. У Андрея Альбертовича были все возможности ставить все, что он хотел, когда хотел и с кем хотел. Коллегия лишь высказывала свои пожелания. Жаль, что в искусстве его интересуют только две темы: смерть и сексЙ О чем написал в своем открытом письме известный актер Иван Шабалтас. Я получил еще три аналогичных письма от ведущих актеров: Антоненко-Лукониной, Богословской и Лакирева, не согласных с эстетикой режиссера...

- Об эстетических разногласиях можно говорить бесконечно... Однако не самый последний показатель - посещаемость театра. Вы не будете отрицать, что она выросла?

- На сборе труппы в начале текущего сезона я доложил, что количество зрителей в театре увеличилось на 6 процентов. Правда, такое же повышение зрительской активности наблюдалось и в других театрах. Житинкин называет себя "режиссер-аншлаг". Сегодня так может о себе сказать лишь один человек - Петр Наумович Фоменко, на спектакли которого невозможно попасть. Из пяти спектаклей Житинкина три - вовсе не аншлаговые. На "Лулу" и "Калигулу" заполняемость зала на 600 мест - от 30 до 60 процентов. Если взять среднюю цифру посещаемости его спектаклей, то это 60-70 процентов. При этом они идут в самые кассовые - выходные - дни, за это главный режиссер активно борется.

- Итак, "театр Житинкина" абсолютно не устраивает труппу и ее директораЙ А Комитет по культуре?

- Сложившуюся ситуацию там хорошо знают. Мне доверяют, впрочем, решение данного вопроса - в пределах моих полномочий: по уставу нашего театра его руководителем является директор. Я считаю, что любое дело должно иметь единоначалие, иначе люди перестают понимать, куда плевать, куда кланяться. Андрей, безусловно, профессионал, способный режиссер, но ему не дано быть руководителем театра.

- Не боитесь обезглавить театр?

- НетЙ Будем приглашать на постановки молодых (до 30 лет) и талантливых. У нас уже есть кандидатуры, которые мы обсудим с теми, кто нами руководит. Определимся в ближайшие месяц-два.

Взгляд "сверху"

Достучаться до министра культуры оказалось легче, чем до чиновников из Комитета по культуре правительства Москвы. Михаил Швыдкой сказал "Итогам" по телефону:

- Не хотелось бы вмешиваться в эту ситуацию: я не видел всех спектаклей Андрея Житинкина. Однако отмечу все же два аспекта: во-первых, бесконечно ссылаться на традиции Эфроса можно с тем же успехом, что и на традиции Михоэлса и Зускина. После перехода Анатолия Васильевича на Таганку и его скорой смерти слишком много артистов покинули театр. Поэтому с известной степенью осторожности можно говорить о наследовании такого рода традиций. Вещь эта штучная: в творчестве Льва Дурова эта традиция, бесспорно, присутствует. Между тем в Театре на Малой Бронной очевиден конфликт режиссера и менеджера. Я всегда боюсь, когда менеджеры говорят об искусстве. В прежние времена они заботились о кассе театра, а не о художественных традициях (Александринка и Малый театр - счастливые исключения). Если подобная аргументация звучит из уст менеджера - это проблематично. На мой взгляд, должность главного режиссера театра давно устарела. Если художник способен повести за собой труппу, он становится ее лидером, руководителем. Если есть такая творческая личность, нужно отдать ей театр. Конфликт на Бронной - это, конечно, внутренний конфликт. Но он типовой: директор - нанятый управленец, в свою очередь, нанимает на работу режиссера. Сегодня директорский корпус берет власть в свои рукиЙ Хотя при сильном художественном руководителе подобная ситуация едва ли была бы возможна: позволили бы Валерий Фокин и Юрий Любимов "влезать" в их творческую лабораторию? А что касается БроннойЙ Я уважительно отношусь к Илье Ароновичу Когану и Андрею Альбертовичу Житинкину. Но первому слишком много лет, а второй... Впрочем, министр культуры не должен вмешиваться в эстетические проблемы.

Татьяна Ермолаева

Врез 1

МНЕНИЕ

Кто за?

Актер Александр Домогаров: "Я давно работаю с Андреем Житинкиным, начиная со спектакля "Мой бедный Марат". За это время сыграл у него главную роль в "Милом друге" в Театре им. Моссовета и Нижинского - на Малой Бронной. Сейчас мы придумали новый проект - "Распутин". Мечтаю о роли Григория Распутина. Мне интересно парадоксальное мышление Андрея, и будет жаль, если эта красивая история исчезнет с лица Бронной".

Художник Андрей Шаров: "С самого первого нашего с Андреем спектакля мне стало понятно, какая это "глыбища" Илья Коган! Человек с юридическим образованием, с богатой управленческой школой... Он привык быть здесь царем и богом. Коган призывает режиссеров, только когда понимает, что театр на пороге полного краха. Поэтому нынешняя ситуация однозначна: за счет Андрея было выправлено положение, когда зрителей на спектаклях было человек по сто. Теперь аншлаги иЙ анонимки с товарищескими судами. Театр получил шесть кассовых наименований, которые будут идти здесь столько, сколько директор сможет из них выжать. Года два-три Бронная спокойно может обходиться без главрежа: спектакли Житинкина идут (с собой-то не заберешь!), касса пополняется, единоначалие восстановлено. Что еще?"

Врез 2

МНЕНИЕ

Кто против?

Актер Лев Дуров: "Когда из компьютера завлита театра направляется определенного рода статья в газетуЙ Такого я еще не видел. Хотя приемы эти не новые. Вот только не понимаю, почему ломаются копья в прессе? Театр выполнил все свои обязательства перед главным режиссером: Житинкин ставил все, что хотел, и приглашал, кого хотел. Как режиссер-постановщик я не раз обращался к нему на худсоветах: "Андрей, нам надо поговорить, обсудить проблемы", в ответ тишина. У меня сложилось двойственное впечатление уже от первого его спектакля: откровенное подглядывание в замочную скважинуЙ Затем появился "Дориан Грей", и пошло-поехало под одну дуду. Эта тенденция мне отвратительна. Поэтому когда родной театр принимает в этом деятельное участие, душа моя протестует. Из пяти спектаклей Андрея мне близок только "Метеор", специально поставленный к моему юбилею. Там ничего эдакого нет, да и не может быть!.. Когда услышал, что Андрей задумал в "Анне Карениной" (одни газетные заголовки по этому поводу чего стоят: "Наконец-то Анна Каренина уличена в наркомании!"), я только спросил: "Толстого мы тоже превратим в нечто?" Ведь как просто стать скандально известным! В "Лисе и винограде" раздень девок, посади в бассейн. Потом пересади их на тренажеры - не важно, что это Древняя Греция, ЭзопЙ Включи сотовые телефоны. Покажи Ксана, который немножечко живет с эфиопом. Эзопа снабди сумкой одноразовых шприцев: пусть он колется - и басенку, колется - и басенкуЙ Как вы думаете, побежит зритель? Понесется! Хочу я этого? Лучше застрелиться! Я за нормальный психологический театр: непременно буду ставить "Детей Ванюшина"! Поверьте, конфликт внутри театра не инспирирован директором, он назрел. Не хочется выносить дрязги на страницы прессы, но угрозы, месть с той стороны - это противно. Актеры - зависимые люди, многие боятся, молчат, недовольных гораздо больше, чем подписавшихся под письмомЙ Так что свой театр Житинкину придется создавать где-нибудь в другом месте. А у нас уже есть три кандидатуры на должность главрежа".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера