Архив   Авторы  

Введение в танец
Искусство

В Москву приехала старейшая нидерландская труппа современного танца Introdans

Танцевальная Голландия известна москвичам в основном по постановкам арт-директора Нидерландского театра танца чеха Иржи Килиана. Килиан - драгоценность и основной козырь голландского танца. А Introdans, основанная тридцать лет назад Тоном Виггерсом, - главная школа и площадка для экспериментов. Причем и Килиан, и Introdans отражают главную особенность голландского современного танца - говорят так же много, как и танцуют. Килиан очень любит объяснять свои постановки. Он лично выходит после спектакля и рассказывает, про что, собственно, танцевали. А Виггерс основал Introdans как сообщество лекторов-просветителей, дабы приобщить широкие слои населения к современному танцу. Название труппы и расшифровывается как "введение в танец". В небольшом Арнеме, где родилась труппа, жители не были избалованы классическими постановками, поэтому с самого начала в репертуаре прижились парафразы знаменитых классических балетов. Так называемые вариации на тему. Хореография девятнадцатого или начала двадцатого веков, осмысленная по-новому, и музыка, ужатая до одного акта, давали широкое поле для экспериментов. Но так как основа была все же классическая, то от танцовщиков требовалась хорошая академическая подготовка. Голландцы не увлекались ни джазом, ни степом, ни йогическими практиками, которые с начала ХХ века составляют основу современного танца в Америке. Более того, ученики Виггерса не стали отрицать и классический танец как таковой, как это делали европейские нигилисты. Никаких громких манифестов, никаких резких жестов в сторону традиции. В результате голландцы превратили классическую хореографию в мягкий пластилин, из которого можно вылепить какой угодно авангард.

Первые десять лет труппа существовала практически на общественных началах. Чтобы платить за аренду зала, Тон Виггерс давал частные уроки. Сейчас у Introdans собственное здание в Арнеме и всемирная известность. Современный танец стал в Голландии таким же национальным достоянием, как тюльпаны. И на московских гастролях труппы присутствует принцесса Маргрит с супругом. С Introdans работают сегодня самые известные хореографы со всего мира - Иржи Килиан, голландцы Ханс ван Манен и Нильс Кристе, американцы Уильям Форсайт, Линдсей Кемп, Кэрол Эрмитейдж и испанец Начо Дуато. Тон Виггерс и Рул Воринхолт, художественный руководитель молодежной труппы, изначально отказались от распределения ролей в труппе по схеме "звезды - кордебалет". У каждого, по их мнению, есть свои пластические особенности, и было бы просто глупо делать ставку только на одного или двух танцовщиков, когда можно в разных партиях выделять разных. Тут, конечно, сразу же возникает вопрос подготовки и способностей, но с момента основания труппы многое изменилось, и теперь у Виггерса есть возможность выбирать. Раз в год проводится конкурс, кто-то уходит, на их место приходят другие. Более молодые, более смелые. Кто-то уходит сам, соблазнившись большими гонорарами или более легкими условиями. Introdans выпускает по семь - десять новых спектаклей в год, постоянно гастролирует по миру - такой темп нелегко выдержать. Виггерс жалуется, что чем известнее они становятся, тем труднее сохранить труппу с одним составом в течение пяти - семи лет - по его мнению, это оптимальное время существования коллектива. Хотя Introdans - это уже давно не одна, а две труппы: традиционная, которая танцует спектакли для широкой публики, и авангардная, для молодежи и радикалов. Получив всемирную известность, Виггерс не забыл изначальной установки: нести искусство в массы. До сих пор танцовщики "ходят в люди" с лекциями, рассказывают о сути современного танца. Не редкость открытые уроки, репетиции и танцевальные перформансы на улицах города.

В репертуаре Introdans исключительно одноактные балеты. Это и бессюжетные экспрессивные композиции, и сюжетные постановки. Последние, как правило, те самые парафразы классических балетов, с которых труппа начинала. В Москву Виггерс привез четыре постановки: "Мессия", "Пойманный", "Пять поэм" и "Палимпсест". "Мессия" - балет на музыку Генделя, где танцовщики в белых и черных одеждах перемешиваются, словно инь и ян, образуя единое целое. "Пять поэм" - композиции на песни Вагнера, где за игрой страстей наблюдает ангел, стоящий в стороне. "Пойманный" и "Палимпсест" - балеты на музыку современных композиторов. Хотя всемирную славу труппе принесли постановки на классическую музыку Баха, Бетховена, Генделя, Вагнера, у публики огромным успехом пользуются миниатюры-шутки, вроде "Пойманного" Дэвида Парсонса. Здесь нет глубокого подтекста, нет игры страстей, большой темы и балетных цитат. Это замедленная кинематография, где внимание зрителя сосредотачивается на отдельных позах танцовщика, не связанных ни с предыдущими, ни с последующими. Этакий расчлененный танец. Введение в танец.

Наталья Филатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера