Архив   Авторы  

Арктическая Троя
Парадокс

Археологи Государственного музея Востока, исследующие прибрежные районы Чукотки, пришли к выводу, что соприкоснулись с неизвестной доселе цивилизацией, существенно повлиявшей на заселение этих некогда недоступных людям территорий

По мнению историков, приблизительно между 1000 годом до н. э. и 1000 годом н. э. Чукотка была центром гигантской полярной страны, простиравшейся на тысячи километров вдоль побережий Северного Ледовитого океана: от побережья Якутии до канадской Арктики, Гренландии и Лабрадора. Жители Чукотки поддерживали достаточно тесные связи и с народами, которые жили южнее их. В искусстве древней Чукотки, в орнаментах изделий из моржовой кости ученые обнаружили сходство с произведениями скифов Южной Сибири, североамериканских индейцев, больше того, прослеживается также влияние и Восточной Азии - Китая, Японии, Кореи. Чем больше археологи работали, тем чаще их посещала мысль, что археологические исследования в прибрежных районах Чукотки не просто изучение экзотичных арктических культур, но соприкосновение с неизвестной доселе древней цивилизацией.

Застывший язык

Уровень развития материальной, социальной и духовной культуры жителей древней Чукотки был достаточно высок - древние зверобои Берингова пролива вплотную подошли к созданию письменности. Впервые о "полярной цивилизации" заговорили, когда стали находить возле чукотского поселка Эквен произведения искусства. Выполненные из кости миниатюрные фигурки людей и животных, предметы охотничьего вооружения с рельефными изображениями оскаленных звериных клыков, рукояти резцов, покрытые изысканным геометрическим орнаментом, являются подлинными шедеврами мелкой пластики. Сопоставляя их с находками в других районах Севера, в том числе на Аляске, ученые пришли к выводу, что скульптура и орнамент древних зверобоев - многозначный код, позволявший хранить и передавать самую разнообразную информацию. Та же письменность, только в примитивном варианте.

Уже в середине первого тысячелетия до н. э. обитатели побережий Берингова пролива и прилегающих к нему территорий, изготавливая самые необходимые в быту предметы, находили для них простые и изящные формы. К примеру, тщательно продуманный декор неизменно встречается на гарпунных наконечниках - они украшались сомкнутыми медвежьими клыками. Изображение звериных клыков на предметах охотничьего вооружения служило не только для украшения. Оно символизировало в глазах первобытных зверобоев перевоплощение человека: взяв в руки покрытый священными знаками гарпун, охотник преображался, приобретал силу белого медведя - грозного хозяина ледяных просторов. "Мы находим особенно много скульптур полярных животных, - рассказывает руководитель археологической экспедиции кандидат исторических наук Кирилл Днепровский. - Образы медведя, тюленя, моржа легко узнаваемы. Но в то же время едва ли не в каждом произведении есть фантастические черты. Это было, по всей вероятности, обусловлено тесной связью арктического искусства с религиозными верованиями его создателей. Художник изображал не столько реального, живого зверя, сколько создавал образ героя старинных преданий, образ могущественного духа. Но это, оговорюсь, только наши предположения".

"В процессе изучения найденных образцов, - говорит Михаил Бронштейн, - мы столкнулись с еще одной интересной особенностью скульптуры этой цивилизации - полиэйконией, "многообразностью". Суть этого художественного приема заключается в том, что в зависимости от ракурса, угла зрения в произведении можно увидеть различные изображения. Стоит слегка повернуть скульптуру, и образ изменяется, трансформируется: медведь превращается в моржа, морж - в человека. В полиэйконии, возможно, нашла отражение вера морских арктических зверобоев в тесную связь всех живых существ, в способность людей и зверей перевоплощаться друг в друга". По мнению исследователей, полиэйкония впервые появилась в искусстве палеолита - 15-20 тысяч лет назад, но затем почти повсеместно исчезла. Ее сохранение на Чукотке до начала новой эры - удивительный факт, свидетельствующий об архаичности мировоззрения морских зверобоев Северо-Восточной Азии.

По-видимому, следы давно прошедших эпох сохранились в культуре народов Чукотки не случайно. Арктический холод, необходимость вести коллективную охоту на крупных животных сближали обитателей чукотских побережий с населением Евразии ледникового периода. Сходство образа жизни и среды обитания палеолитических охотников на мамонтов и морских зверобоев эпохи неолита предопределило сходство их художественных традиций. Таким образом, древнее искусство чукчей и эскимосов позволяет более точно представить себе одну из наиболее ранних страниц в истории художественной культуры всего человечества.

Древние жилища

В своих экспедициях на Чукотку ученые обнаружили на азиатском берегу Берингова пролива несколько жилищ, построенных, судя по всему, примерно в середине первого тысячелетия нашей эры. Сегодня археологи могут рассказать, как выглядели дома людей того времени. Представители цивилизации морских зверобоев жили оседло в постройках, сложенных из китовых костей, дерна, шкур морских животных. Жилища представляли собой полуземлянки, то есть были частично углублены в землю. Удивительно, но сегодня можно практически полностью восстановить не только устройство дома, но и последовательность его сооружения. Сначала строители выкапывали яму прямоугольной формы со скругленными углами длиной пять, шириной четыре и глубиной полметра - до уровня вечной мерзлоты. По краям ямы возводились стены из кусков дерна - своеобразных кирпичей, которые вырезались с поверхности тундры. Стены были достаточно мощные, чтобы защитить людей от полярного холода. Перекрытие из горизонтально расположенных костей и, вероятно, моржовых шкур держалось на вертикальных опорах из челюстных костей кита, вкопанных в землю вдоль стен и в центре жилища. Крыша дома, так же как и стены, состояла из толстого слоя дерна. Высота помещения составляла более полутора метров. Такого же плана постройки были ранее обнаружены в Приморье, на Сахалине, на побережье Охотского моря и в северных районах Аляски. Теперь ученые знают, что древние зверобои жили в поселках, численность населения в которых могла доходить до 300 человек. Для Севера это довольно крупные поселения. Даже сейчас, спустя сотни лет после того, как из Эквена ушли люди, когда те самые жилища из китовых костей оказались частично разрушенными морем, даже сейчас эти руины выглядят настолько величественно, что один из участников экспедиции - немецкий археолог Ханц Йорген Мелербек - назвал Эквен "арктической Троей".

Что же стало с древней культурой? Ученые считают, что на смену подъему, который Чукотка переживала полторы-две тысячи лет назад, пришел, вероятно, период упадка. "Во всяком случае, - говорит Михаил Бронштейн, - дошедшие до наших времен произведения искусства середины второго тысячелетия нашей эры уступают по своим эстетическим качествам более ранним работам. Возможно, это было связано с тем, что около 500 лет назад в Арктике климат резко ухудшился, и это не могло не сказаться на судьбах северных народов. Впрочем, число археологических находок, относящихся к этому времени, крайне невелико, и окончательные выводы о причинах угасания чукотской культуры делать пока рано. Возможно, новые экспедиции в этот район принесут нам и новые сюрпризы".

Екатерина Горбунова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера