Архив   Авторы  

Потеря физлица
Дело

Россия уравняла пошлины на ввоз подержанных иномарок - отныне они одинаковы и для юридических, и для физических лиц. Хватит ли денег и упорства нашему среднему классу, чтобы решить это "таможенное уравнение"?

Удар по физлицу

Сейчас расходы на растаможку автомобиля в среднем поднялись примерно в два раза, причем рынок отреагировал на эту меру еще до введения пошлин - цены пошли вверх, как только постановление было подписано, но еще не вступило в силу. Самые популярные иномарки - 5-6-летние среднего класса - моментально "потяжелели" на полторы-две тысячи долларов, и все больше и больше людей стало задумываться об альтернативных вариантах. А таковых два: покупка нового отечественного автомобиля или иномарки, но опять-таки новой.

Производители и их дилеры довольны, чего и не скрывают. В общем, все, кто имеет отношение к отрасли под названием "автопром", выиграли. Впрочем, есть у нас в стране особый регион с населением около дух миллионов человек, все жители которого так или иначе имеют отношение к автобизнесу, - это Дальний Восток. Экономическая обстановка там, мягко говоря, не лучшая, и население выживает в основном за счет торговли подержанными автомобилями, вывезенными морем из Японии. Дальний Восток снабжает "праворульками" полстраны: от Тихого океана и до самого Урала это самый недорогой, а потому популярный вид транспорта. Растет их число и в Москве. По данным Государственного таможенного комитета, за прошлый год в Россию было ввезено 628 977 автомобилей, более половины которых (а точнее, 51,6 процента) произведено в Японии. Германия отстает - столь популярные в европейской части России немецкие машины составляют только 39,65 процента импорта. Если отбросить новые машины, то получается, что около 300 тысяч автомобилей (примерно пятая часть российского авторынка!) прошло через порты Владивостока, Находки и других городов этого региона. Моряки заработали на их перевозке, коммерсанты - на перепродаже, механики - на ремонте. Но с прошлой недели об этом можно забыть - новые пошлины практически поставили крест на дальневосточном автомобильном бизнесе. В Приморье по этому поводу уже состоялся ряд акций протеста: несчастные "Жигули" сжигали, ломали и на гангстерский манер закатывали в бетон.

Ищите лоббиста

Эмоции граждан понятны, хотя в данном случае скорее всего "АвтоВАЗ" не являлся главным лоббистом пошлин. В ценовом сегменте 4-5 тысяч долларов, где это предприятие в основном играет, конкурентов у него нет. Так что хоронить тольяттинский завод, как это символически делали приморцы, наверное, пока рановато. Как рассказал "Итогам" председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, за шесть месяцев текущего года завод произвел и реализовал 321 563 автомобиля "Лада", а за тот же период 2002 года - 309 800. "Увеличен до двух лет срок гарантии на автомобили, введены единые отпускные цены для всех регионов России, стоимость доставки до оптового потребителя завод взял на себя. На "АвтоВАЗе" реализуется очень серьезная программа, направленная на улучшение качества выпускаемых автомобилей. Эти и другие меры активизировали продажи уже в самом начале 2003 года. Цифры продаж подтверждают, что мы предприняли правильные меры, не ожидая, так сказать, "милостей от природы" в виде таможенных пошлин", - добавил Владимир Каданников.

Есть у "капитана" нашего автопрома и собственное мнение насчет подержанных автомобилей иностранного производства: глава "АвтоВАЗа" считает, что их поток не уменьшится. "Не думаю, что ввоз подержанных иномарок значительно сократится. А вот качество этих автомобилей скорее всего ухудшится. Ведь частный торговец заинтересован только в одном - получить наибольшую выгоду от их продажи. Ответственности же перед покупателем он никакой не несет. Он не отвечает ни за безопасность, ни за экологию, ни за исправность автомобиля, ни за его техническое обслуживание. Сбыл один автомобиль - отправился за новым", - отметил Владимир Каданников. Логика, как ни печально, в этом есть: скорее всего в погоне за прибылью перегонщики повезут в Россию еще больше откровенных "утопленниц", "перевертышей" и прочий автохлам. Но это понимают и автолюбители, поэтому спрос, как прогнозируют специалисты, некоторым образом развернется в сторону от секонд-хенда. Те, кто победнее, купят новый отечественный автомобиль, более состоятельные предпочтут новую иномарку. И основные бои за покупателя развернутся именно на этом фронте - иностранные автопроизводители намерены бороться за российский средний класс. Они и не скрывают, что приложили руку к лоббированию новых пошлин.

Мы наш, мы новый...

"Всю жизнь мы, как говорил наш бывший вождь, шли другим путем, причем в автопроме тоже. Сегодня наконец мы пошли в ногу со всем миром. Как в той же Южной Корее возникла автомобильная промышленность? Они подняли ввозные пошлины, и машины стало выгоднее делать на месте. То же самое происходит сегодня в Китае", - говорит генеральный директор совместного предприятия "Автотор" Валерий Соколов. В этом году его сборочное производство, расположенное в Калининграде, выпустит около 10 тысяч автомобилей Kia, а в 2004-м - уже в два раза больше. Валерий Соколов прогнозирует большой рост спроса на недорогие новые иномарки и готовится его удовлетворить. Его продукция, а также Hyundai Accent, который собирают в Таганроге, - на сегодняшний день наиболее ходовой товар в категории автомобилей по цене 10 тысяч долларов. Машину приходится ждать по три-четыре месяца - очередь однако, как во времена всеобщего дефицита. Кстати, не исключено, что и таганрогский завод вскоре выйдет на проектные мощности - 10 тысяч автомобилей в год.

В менее выигрышном положении находятся производители машин, цены на которые привязаны к евро. Но и они удовлетворены введением пошлин - их положение на рынке этот шаг, бесспорно, укрепит и некоторым образом компенсирует те потери клиентуры, которые они понесли из-за роста курса евровалюты. "Существовавший в России порядок взимания пошлин отдельно для юридических и для физических лиц - это уникальное явление. Нигде в мире никогда такого не было, и сейчас ваша страна наконец привела свое законодательство в норму. Да и людям это пойдет на пользу: ведь содержать новый автомобиль гораздо дешевле, чем подержанный, - это выгоднее", - отметил директор по связям с общественностью компании "Автофрамос" (официальное представительство Renault в России) Ян Доризон.

Дилеры тоже довольны, хотя общий рост цен на автомобильном рынке их не особо радует. "Сначала цены поднялись за счет увеличения курса евро, причем подорожали и новые, и подержанные автомобили, потом свою лепту внесли новые пошлины. Цены на "Жигули" тоже идут вверх. Не коснулось это только корейских и части японских автомобилей. Да, после введения новых пошлин часть спроса с секонд-хенда перетечет на новые машины, как наши, так и импортные, но не стоит забывать и про такую вещь, как покупательная способность населения. А она у нас пока что растет не так быстро", - сказал "Итогам" заместитель генерального директора компании "Автомир" Сергей Алексейчук.

Покупательная неспособность?

Соотношение роста покупательной способности населения и динамики цен на автомобили - весьма интересная тема. Как известно, в лидерах продаж среди новых иномарок фигурируют в основном недорогие модели - стоимостью около 10 тысяч долларов. Поэтому такие проекты, как "Автотор", "ТагАЗ" или московский сборочный завод компании Renault, на котором планируется в массовом масштабе (до 60 тысяч в год) собирать модель Х90 стоимостью около 7 тысяч долларов, вполне жизнеспособны. Что касается проектов для ценовой ниши 10-15 тысяч долларов, то тут все не столь однозначно. Например, в компании Ford "Итогам" заявили, что не готовы комментировать влияние изменения таможенных правил на динамику продаж новых автомобилей этой марки, сославшись на необходимость проведения серьезного исследования. Тем не менее, по мнению аналитиков, уже совсем скоро завод во Всеволожске выйдет на проектную мощность в 25 тысяч автомобилей Focus в год (стоимость от 13 тысяч долларов и выше). Переварит ли рынок такое количество недешевых по российским меркам авто? Видимо, этот вопрос и намерены исследовать американцы.

Toyota, которая с новой моделью Corolla сейчас лидирует по продажам, открывать в России сборочное производство не собирается. Японцы уверены, что ввезти 10 или пусть даже 20 тысяч автомобилей дешевле, чем строить завод стоимостью в несколько сотен миллионов долларов, который в обозримом будущем не окупится.

"Основными аргументами конкурентоспособности на российском автомобильном рынке остаются качество и цена" - с этим утверждением Владимира Каданникова трудно не согласиться. По качеству автомобильный секонд-хенд проигрывает новым автомобилям, даже тем, что классом ниже, по цене их сейчас практически уравняли. Несколько поднялся и общий уровень цен. Что все это означает для потребителя? Только то, что автомобиль стал немного менее доступным? Да, бесспорно, этот момент присутствует, однако есть здесь и положительные моменты. Мы будем больше покупать новые машины - не стоит забывать, что так вообще-то принято во всех цивилизованных странах, - а не подбирать отбросы с европейских автомобильных свалок. Платить при этом придется побольше, но уже за новый автомобиль, и это не повод для вселенской печали. Наверное, проблема в другом: нужно просто учиться больше зарабатывать.

Нильс Иогансен
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера