Архив   Авторы  

Поле битвы - эфир
Телевидение

Новый телевизионный сезон в России стартовал. А вместе с ним - традиционно острое соперничество телеканалов за аудиторию и рейтинги. На каком участке телевизионного фронта развернется генеральное сражение? Какое "секретное оружие" припасено? За кем останется "поле битвы"? На эти и другие вопросы "Итогам" ответили главные стратеги эфира - руководители шести ведущих российских телеканалов

2. Какова идеология телевизионной сетки канала в нынешнем сезоне?

3. Какой продукт, по вашему мнению, может стать хитом канала в новом сезоне?

4. Каких нравственных ограничений ваш канал придерживается в борьбе за рейтинг?

5. Способствует ли конкуренция развитию телевидения или, наоборот, заставляет снижать уровень программ, ориентироваться в первую очередь на массового потребителя телепродукта?

6. Прогнозируете ли вы рост рынка телерекламы в этом телесезоне? Если да, то в какой мере это затронет ваш телеканал?

7. Каковы стратегия и принципы освещения вашим телеканалом начинающейся избирательной кампании?

8. Как, по-вашему, распределятся места в десятке лучших телеканалов к концу телесезона?

Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала

1. Зритель всегда ждет одного и того же телевидения - интересного. И его всегда не хватает. Это нормально. Главное - знать, что нужно именно твоему каналу. Я, надеюсь, знаю. Но говорить об этом не буду. Не хочу ориентировать конкурентов.

2. Идеология сетки проста - удобство для телезрителей. У нас семейный канал, и при программировании мы ориентируемся на разные возрастные и гендерные группы, на то, кто из них в каждый конкретный момент находится у телевизора.

3. Как и в прошлом сезоне, хитами наверняка станут "Последний герой", "Фабрика звезд". Надеюсь, и новые программы "Розыгрыш", "Спор с Хазановым" понравятся зрителям так же, как и интерактивный "Золотой граммофон", который уже показывает очень хорошие рейтинги. Еще мы любим делать и показывать сериалы. В этом сезоне предложим зрителям "Турецкий гамбит", "Спецназ", "Участок", "Родина ждет", покажем "Диверсанта" и новую "Убойную силу". Я уверен, что высокие рейтинги будут и у нашего кинопоказа, который на протяжении нескольких лет, без сомнения, лучший, что бы ни говорили про свой кинопоказ другие каналы. Это факт.

4. Очень жестких. В прошлом году несколько изданий проанализировали российское телевещание на предмет показа сцен насилия. Мы в этом рейтинге заняли почетное последнее место. И очень этим гордимся. У нас самая большая и самая широкая аудитория в стране, а раз широкая, значит, самая нетолерантная. Мы не можем себе позволить многого из того, что заведомо даст высокий рейтинг. И часто отказываемся от проектов, которые могут оскорбить какую-то часть аудитории. Эти ограничения касаются чувств верующих, сцен секса, насилия и т. д. Нам порой приходится отказываться от очень качественного продукта, если в нем есть подобные эпизоды и если нам не удается договориться о купюрах с владельцами прав. Мы идем на жесткие ограничения, хотя отлично понимаем, что именно такие эпизоды дают возможность заработать беспроигрышно высокий рейтинг. А нам он необходим - ведь мы живем только на те деньги, которые зарабатываем от рекламы. Кстати, к рекламе мы предъявляем такие же высокие требования: отказываемся от роликов, которые могут быть восприняты аудиторией неоднозначно. Но у нас, к сожалению, нет бюджетных средств: что посеем, то и пожнем. Мы покупаем только то, на что у нас есть деньги, и не покупаем то, что не можем себе позволить. А рекламный рынок, который в начале года выглядел толстым и румяным, почему-то к этой осени скукожился.

5. Это двоякий процесс. Конкуренция - основной катализатор развития телевидения. И в то же время она - один из самых сильных сдерживающих развитие телевидения факторов. Потому что она, с одной стороны, заставляет не спать сутками и придумывать что-то новое. С другой стороны, конкуренция эксперименты не поощряет: если у тебя есть проверенные и надежные решения, ты склоняешься к ним, потому что они стопроцентно принесут рейтинг. А это, конечно, сдерживает развитие телевидения. В зоне острой конкуренции экспериментируют только от безысходности.

6. Я не прогнозирую, а знаю наверняка, потому что ежедневно общаюсь с руководством рекламной компании "Медиа сервис - Видео Интернешнл", которое сообщает нам, что рынок переоценен и он будет несколько меньше заранее объявленных цифр. Нас совсем это не радует.

7. Объективность, осторожность в контексте новых поправок к предвыборному законодательству и, я надеюсь, беспристрастность.

8. Мы на канале всегда базируемся на сентенции, что имя - это судьба. Уверен, что на втором месте будет "Россия", на третьем - НТВ, на четвертом - СТС.

Олег Добродеев, председатель ВГТРК

Чего не хватает на телевидении? Многого. Хотя сразу оговорюсь, что телевидение у нас совсем неплохое. Именно телевидение возродило художественный и документальный кинематограф, делает замечательные, во всяком случае не хуже, чем у других, игровые программы, абсолютно адекватные времени и месту информационные программы.

Мало на телевидении фильмов, программ, просто сюжетов о реальной жизни в России. Делать их сложно в силу внешней неброскости тем и нехватки мастерства, так как это самая непростая материя - уловить интересное в, казалось бы, обыденном. Мало детских программ и сериалов. К сожалению, потеряна традиция их создания. Но восстанавливать ее необходимо. Зато много на телевидении пустых, кочующих из программы в программу "говорящих голов", дежурных гостей, готовых высказываться по любому поводу. Такие люди есть и в мире политики, и в мире искусства, и в мире эстрады. Они всегда готовы на все, но, как соединительная ткань, уничтожают все живое вокруг. Очевидная проблема телевидения - острый дефицит новых людей как на самом телевидении, так и в том мире, зеркалом которого в идеале оно является.

8. Лидерами будут Первый канал и канал "Россия". Интригой будет борьба каналов НТВ и СТС за третью и четвертую позицию.

Антон Златопольский, генеральный директор канала "Россия"

3. Любой руководитель искренне надеется, что все новые телевизионные продукты канала должны стать хитами. И мы, конечно, рассчитываем на наши новые форматы "Форт Боярд", "Народный артист", "Вторая половина", сериалы "Человек-амфибия", "Каменская-3", многосерийный фильм Дмитрия Месхиева "Линии судьбы" и многое другое. Уверен, что высокие рейтинги получат журналистские расследования "Специального корреспондента" и "Честного детектива" Эдуарда Петрова, а также новый документальный проект "Исторические хроники с Николаем Сванидзе".

4. Борьба между рейтингом и репутацией - вечное диалектическое противоречие, которое в условиях конкуренции решается особенно сложно. Но есть два ограничения, помогающих принять правильное решение. Первое: должно быть не стыдно сказать, где ты работаешь. Второе: ты не боишься, что твои дети это увидят.

5. Конкуренция однозначно способствует развитию телевидения. Острая конкуренция привела к тому, что наше телевидение находится, с точки зрения мировых стандартов, на очень высоком уровне. Частный пример - кинопоказ. Новые блокбастеры, которые показывает наше телевидение, не показывает ни один национальный бесплатный телеканал мира. Все новые мировые хиты-телепроекты практически одновременно появляются и в России. Нет таких телевизионных жанров, которых бы не было на отечественном телевидении. Теперь конкуренция ушла в область качества. И это очень хорошо. В первую очередь для зрителя.

6. Прогноз развития рынка телерекламы не совсем функция канала. Но очевидно, что рынок будет расти. Правда, не такими темпами, как последние два года. Период взрывообразного роста закончился.

7. Стратегия и принципы базируются на строгом соблюдении буквы и духа закона и здравом смысле, а также отсутствии каких-либо политическо-коммерческих заказов-подрядов от будущих участников избирательной кампании.

Николай Сенкевич, генеральный директор НТВ

Вопрос не в том, какого телевидения ждет зритель. Убежден, зритель ждет Телевидения. А вот с этим у нас проблемы. В последние годы наметилась, на мой взгляд, опасная тенденция: превращение телевидения в кинобудку. Доля программ уменьшается, уступая место сериалам и кино. Такого вы не встретите ни на одном зарубежном канале. Если нужно кино, так это вам в кинотеатр. Здесь, на телевидении, мы делаем для вас программы.

Могу ошибаться, но предназначение телевидения заключается в первую очередь в развитии личности, культуры, морали, обществаЙ Чего угодно, но в развитии, а не в топтании на месте. Строить политику канала по принципу "пипл хавает", значит, занимать как минимум недальновидную позицию, а по большому счету - негосударственную. Нам всем в этой стране жить, и каким будет ее будущее, во многом, если не в основном, зависит от телевидения. Если посмотреть на данные Gallup, то получается, что сейчас, кроме сериалов, российского зрителя ничего не интересует. То ли люди у нас такие, мягко говоря, нелюбознательные, то ли Gallup наш такой невнимательный...

2. Телевидение - игра вдолгую, успех в которой зависит от ума и терпения. Поэтому истерические забеги на короткие дистанции - порочная и опасная практика. Понимая это, мы выбрали тактику на насыщение сетки программным продуктом. Нами было запущено сразу 14 новых проектов самой различной тематики. Но все они, безусловно, выдержаны в рамках общей идеологии канала.

НТВ - премиальный канал, ориентированный на людей с позитивной психологией, которые хотят и умеют добиваться успеха в жизни. НТВ - стильный, буржуазный и прогрессивный канал. Общение с ним - это всегда диалог. Наш зритель умен и интеллигентен. Он любознателен и жаден до всего нового. Мы уважаем нашего зрителя. В конечном счете, смотреть НТВ - это модно и престижно.

3. Каждая наша программа - хит. Если бы я так не считал, не стал бы засорять эфир. Безупречно достойную позицию занимают выпуски новостей. Программа Парфенова "Намедни" не нуждается в рекламеЙ Уверенно себя чувствуют и другие программы-старожилы: "Квартирный вопрос", "Растительная жизнь", "Все сразу!", "Профессия - репортер"...

Если же говорить о новых программах сезона, то большие надежды мы возлагаем на программы Владимира Соловьева "К барьеру!" и "Апельсиновый сок". Особое внимание мы уделили научно-популярному направлению, которое на канале просто отсутствовало. Программы Дмитрия Захарова "Военное дело" и "Их нравы" - серьезное приобретение. Нет смысла сейчас перечислять все достоинства наших новых проектов. Их нужно смотреть. Скажу только, что у продюсерской службы НТВ во главе с Кириллом Набутовым горячая пора: кроме вышедших новых программ, готовится к запуску еще несколько любопытных проектов.

Тем не менее хочу успокоить наших зрителей. Мы не забыли про кино и сериалы. Впереди голливудские премьеры: "Одиннадцать друзей Оушена", "Властелин колец", "Блейд-2", "Лара Крофт", "Блондинка в законе", "Бассейн" и другие. В ближайшее время мы познакомим зрителя со скандальным американским сериалом "Клиент всегда мертв". Он вполне способен стать таким же событием для нашего ТВ, как "Секс в большом городе". Кстати, премьеру новых серий "СексаЙ" зрители также увидят на нашем канале. Не забыли мы и про отечественного кинопроизводителя. Кроме уже купленных премьер, которые зритель увидит в 2003 году ("Менты", "Черный ворон", "Таксистка"...), НТВ активно развивает собственное сериальное производство. Мы сотрудничаем с известными кинематографистами - Александром Миттой, Дмитрием Астраханом, Павлом Лунгиным, Денисом Евстигнеевым и другими.

4. Выше я уже ответил на этот вопрос.

5. Здоровая конкуренция - да. Но беда заключается как раз в том, что со здоровьем сейчас на телевидении определенные проблемы. В целом мы все являемся свидетелями и участниками агонии старого телевидения. Что готовит нам будущее? Кто знает. Но кто-то должен рискнуть и быть первым...

6. Безусловно. Рынок еще не дошел до предела, за которым следует спад. Но в том, что это когда-то произойдет, также не приходится сомневаться. Это обычный процесс. Необходимо только быть к нему готовым, тогда и паники не будет. Именно это я и имел в виду, когда говорил, что телевидение - игра вдолгую.

7. Сейчас модным термином является "равноудаленность". Мне импонирует этот принцип. Несмотря на существующие весьма строгие ограничения по освещению предвыборной кампании в СМИ, канал НТВ намерен сохранить свои лидирующие позиции на информационном поле. Новости - наша профессия, а это ко многому обязывает. Чего точно не будет на нашем канале, так это кампанейщины, хамства, лжи, зубодробильной лести и безответственного критиканства, то есть всего того, что называется одним словом - пропаганда. Собственно, именно к этому нас и призывает закон. Остается только надеяться, что сам "закон" будет столь же объективным к СМИ.

8. Убежден, что расстановка сил в новом телесезоне, несмотря на всю его истеричность, сохранится прежней.

Александр Пономарев, генеральный директор ГТРК "Культура"

2. Мы не раз декларировали, что в своем вещании ориентируемся на определенный сегмент аудитории, отличающийся и образованием, и интересом к искусству, литературе. Таких людей в стране немало - миллионы и даже десятки миллионов. Мне не очень нравится слово "идеология" применительно к сетке вещания. Скорее можно говорить о принципах вещания. В этом сезоне главным принципом будет: больше логики. Культура сама по себе безбрежна, с границами определиться трудно, неизбежно встает проблема отбора. Вот для отбора и нужна логика. В новом сезоне попытаемся дать последовательное представление о современном театральном процессе. Попытаемся дать зрителю представление и о достижениях в области киноискусства. Мы пошли по пути ретроспектив. В новом сезоне мы отказываемся от единственного мыльного сериала, который у нас присутствовал. Наш подход к сериалам становится более логичным - это будут экранизации серьезной литературы, фильмы-биографии.

3. Хит - понятие, не слишком подходящее для нашего канала. Что есть критерий "хитовости"? Рейтинг? Но целевая аудитория нашего канала, к счастью или к сожалению, высоких рейтингов не делает. Для меня хит - те же самые "Плоды просвещения". Жду, что станут заметными событиями циклы Андрея Кончаловского "Культура - это судьба" и литературоведа Льва Аннинского "Серебро и чернь". Ну и, наконец, "Культурная революция", прочно занявшая на канале нишу популярного шоу.

4. У нас нет задачи добиваться рейтинга любой ценой и, как следствие, не возникает проблемы нравственных ограничений. Направленность канала и есть наше главное ограничение.

5. Ответ очевиден. Прием, который публика оказала сериалу "Идиот", намерение многих телепроизводителей создавать произведения, основанные на высокой литературе, - все это как раз следствие конкуренции. Телеканалы, дойдя до определенного уровня, возвращаются к размышлениям о репутации и своем предназначении. Речь идет о соревновании в качестве телепродукта.

6. Не разделяю оптимизма, который проявляют по поводу грядущего роста рекламного рынка. Мне не кажется, что наступающий сезон будет отмечен заметным ростом объемов телерекламы. Дай бог, чтобы не было падения.

7. Мы не будем участвовать в избирательной кампании и ее освещении. Но я посоветовал бы внимательно смотреть наши программы, посвященные истории и современному состоянию российской и мировой культуры. Убежден, они помогут зрителям сделать правильный выбор.

8. Очевидно, что при составлении такого перечня и распределении мест в нем ключевой вопрос - о критериях. Если это рейтинги, а значит, успех у массовой аудитории, рекламный доход - смотрите данные Gallup. А если масштаб и вектор перемен, осмысленность и, извините за пафос, ответственность перед обществом, то мой список выглядит так:

1. "Россия"

2. "Культура"

3. Первый канал

4. НТВ

5. REN TV

6. MTV

7. СТС

8. Спорт

Я бы разбил этот список на две группы. Первая - каналы, рассчитанные на массовую аудиторию. Вторая - каналы специализированные. В первой группе, мне кажется, будет лидировать канал "Россия". Они решают чрезвычайно серьезные задачи. Это по-хорошему государственное информационное вещание. Плюс прорывы в художественном вещании собственного производства. Дальше последует Первый канал, который продуцирует много новых форматов, он основательно занялся документальным кино и замечательно умеет объяснить зрителю, почему это надо смотреть. Затем - НТВ. Во второй группе я бы поставил на первое место "Культуру", поскольку у нашего канала по определению более сложная миссия, он действует в обстоятельствах отсутствия коммерческой деятельности и, извините за нескромность, динамика его развития очевидна. Далее - канал MTV, которому удалось доказать, что он имеет вполне ясное представление о том, куда хочет повести свою аудиторию. На третье место я бы поставил СТС, отдавая дань его агрессивности - и по заявкам, и по последующим действиям. Наконец, четвертое место у канала "Спорт", первые шаги которого кажутся мне довольно интересными, а еще интереснее его будущее: спортивный канал - удовольствие дорогое, впрямую зависящее от поддержки аудитории.

Александр Роднянский, генеральный директор СТС

2. Огромное преимущество, которым обладает канал СТС, - ясность брэнда. То есть ясность позиции. Для зрителей очевидна приверженность СТС более молодой аудитории, абсолютно неполитический характер вещания и "развлекательность" как принцип, заложенный в основу всех его программных решений. В этом сезоне наша целевая аудитория - по-прежнему дети, подростки и аудитория от 18 до 45 лет. Нам кажется важным расширить постоянную аудиторию до 50 лет и выше. СТС по-прежнему и даже в большей степени, чем раньше, остается телеканалом, который можно смотреть всей семьей. Чтобы оставаться успешными, причем не только в цифрах рейтинга, но и в показателях финансовой деятельности, нужно по-прежнему привлекать к экрану нашу аудиторию - людей активных, молодых профессионалов, представителей молодых демографических групп, то есть тех, кого трудно поймать и усадить у телевизора. Поэтому в сетке СТС оставлены "крючки", которые всегда были в эфире и приносили успех. Это линейка юмора в 19 часов. Это линейка "магических" сериалов, столь успешных для СТС. Это сериал "Друзья". Это шоу по выходным: известные, уже состоявшиеся, и два новых. И, конечно, кино в 21.00. Именно по этим "крючкам" зритель узнает свой любимый канал. И, наконец, третье: принципиальная новизна нашей нынешней сетки - русский сериал в 20.00. На наш взгляд, именно он поможет существенно расширить нашу аудиторию. Тут и экранизации романов Дарьи Донцовой, братьев Вайнеров, и несколько совершенно беспрецедентных проектов, таких, как "Бедная Настя" - 120-серийная костюмная мелодрама, совместный проект с компанией Columbia Pictures.

3. Хитом могут стать русские сериалы - на первой неделе нового сезона они уже дали весьма многообещающие цифры. Вместе с телекомпанией "ВиД" очень серьезно работаем над программой "Мечта". Гипотетически она может оказаться сюрпризом для аудитории.

4. Очень жестких. Мы отказались от всего, что, на наш взгляд, не соответствует облику канала респектабельного. Под словом "респектабельный" я не имею в виду "консервативный". СТС - канал детского и семейного смотрения. Это означает гарантию с нашей стороны, что на протяжении всего дня мы не смутим покой зрителей каким-то свободным высказыванием или "Большого куша", или "Девичьих слез" - все это пройденный для СТС этап. СТС приближается к облику канала стильного, яркого, энергичного, стебного, провокативного, но при этом приличного.

5. Конкуренция, безусловно, способствует развитию ТВ. Другое дело, что по мере развития рынка происходит процесс специализации каналов. Прежде они боролись за общую аудиторию, теперь у них появляется своя. Таким образом, конкуренция становится адресной.

6. Рынок телерекламы будет расти, расти значительно, и этот процесс продолжится до тех пор, пока не стабилизируется на определенном уровне, адекватном экономической ситуации в стране.

7. Канал СТС не будет участвовать в освещении избирательной кампании. Это принципиальная позиция, вытекающая из общей стратегии канала. Мы должны создать виртуальное пространство, способное увести человека в сказку, в параллельный мир, в комфортное оптимистическое состояние. СТС должен стать сказкой для детей и взрослых, российской "фабрикой грез". Политики не будут появляться в нашем эфире, по крайней мере в период избирательной кампании.

8. Первое место, бесспорно, сохранит Первый канал, хотя и в жесткой конкуренции с каналом "Россия". Следующая пара, которой предстоит серьезная конкурентная борьба, - это каналы НТВ и СТС. Причем я не буду сильно расстроен, если мы займем не третье, а четвертое место. Для нас важнее закрепиться на новом поле и удержать как старую, так и новую аудитории. Наконец, следующая пара - это каналы ТНТ и REN TV.

Роман Петренко, генеральный директор ТНТ

2. В этом сезоне мы продолжим успешную стратегию, начатую полгода назад, которая уже принесла почти двукратное увеличение доли аудитории по России. Мы предлагаем "полезное-но-развлекательное" телевидение. Причем наша интерпретация "полезного" телевидения довольно широка, от пользы познания в ежедневном "Завтраке с Дискавери" до учебы на чужих ошибках в программе "Окна" или реалити-шоу "Дом", предлагающем "заодно узнать, как построить дом". Это вообще первая попытка осуществления позиционирования телеканала в сторону так называемой функциональной полезности. До ТНТ в телевидении пробовалось только "эмоциональное" позиционирование типа "интересное", "развлекательное" и так далее.

3. Абсолютно уверен в успехе нового масштабного реалити-проекта, который выйдет сразу по окончании программы "Дом". Ничего больше сказать не могу - проект пока засекречен.

4. Все каналы руководствуются "форматными" ограничениями и теми, которые оговорены законом. Например, семейные каналы, такие, как Первый, могут потерять аудиторию, если будут показывать зрелище, которое по каким-то причинам некомфортно для совместного просмотра, например, мамы, сына-подростка и бабушки. ТНТ борется за более "направленную" аудиторию, поэтому мы позволяем себе программы, не отвечающие вкусам старшего поколения. В свою очередь на ТНТ мы не собрали бы аудиторию на концерт к Дню милиции, на котором другие каналы делают фантастические рейтинги.

5. Конкуренция, безусловно, развивает телевидение. Сериалы, например, становятся все более качественными. Конкуренция заставляет изобретать новые ходы и программы. Так, ТНТ в своем новом виде появилось от осознания того, что многие "рыночные ниши" уже захвачены. Поэтому пришлось изобретать, к примеру, первый в России ежедневный моножанровый кинопоказ - "ТНТ-Комедия". Ориентируемся ли мы на массового зрителя? Конечно, на массового! Мы работаем на всю Россию, ТНТ есть почти в каждом доме, поэтому, безусловно, мы ориентируемся на массового зрителя, но более молодого - от 18 до 45 лет.

6. К счастью, рынок продолжает радовать своим ростом! В будущем году, я думаю, рынок снова вырастет не меньше чем на 30 процентов. ТНТ пожинает плоды как от роста своей аудитории, так и от роста рынка. Например, в этом году наши доходы увеличились в три раза.

7. Стратегии никакой специальной нет, так как нет политического вещания. А в предвыборной рекламной кампании - ничем, кроме закона о выборах.

8. Все останется по-прежнему, за исключением того, что ТНТ уже переместился с 6-го на 5-е место после Первого, "России", НТВ и СТС.

От редакции: комментарии президента компании "ТВ-Центр" отсутствуют, так как в момент подготовки материала Олег Попцов находился в отъезде.

Александр Колбовский, Нина Нечаева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера