Архив   Авторы  

Эксперта вызывали?
Hi-tech

Системы искусственного интеллекта могут заменить человека в некоторых областях

Что же такое "экспертная система"? По большому счету банальный компьютер. Точнее - несколько компьютеров, объединенных общим программным замыслом в некую специализированную систему. И неудивительно, что все больше компаний, гордо именовавших себя производителями компьютеров, предпочитает сегодня иной термин - "системный интегратор". По оценкам Департамента консалтинга РБК, объем рынка системной интеграции в России увеличился с 700 миллионов долларов в 2001 году до 840 миллионов в 2002 году. Ряд компаний называет даже цифры, близкие к миллиарду долларов. Впрочем, существует мнение, что при этих подсчетах учитывалась только стоимость "железа" и без должной оценки остались ПО и услуги, предоставляемые системными интеграторами. Причем нельзя не заметить, что стоимостная доля услуг испытывает тенденцию к росту.

Само по себе "железо" потребителя сегодня мало интересует. Ему уже требуется полный пакет программного обеспечения, причем разработанного и адаптированного под конкретную задачу. Такие системы позволяют эффективно управлять информационными потоками и оперативно принимать необходимые решения. На языке бизнеса это называется "обеспечить конкурентное преимущество".

В госсекторе аналогичная ситуация. По большому счету целевая программа "Электронная Россия" разрабатывалась именно для того, чтобы подпереть управленца кибермозгами: помочь ему принимать оперативные и максимально эффективные решения. Создать электронный разум, способный полностью подменить человеческий, пока не удалось, но существующие наработки уже позволяют создавать электронных экспертов в ряде узких областей, частично освободив управленцев от однообразной и рутинной аналитической работы.

Электронный бюрократ

Хотя термин "электронное правительство" возник сравнительно недавно, он успел войти в моду и у футурологов, и у управленцев-практиков. Суть его в замене ряда государственных бюрократических структур эффективными экспертными системами. По большому счету речь идет о создании киберчиновников. Конечно, трудно себе представить сегодня электронного министра, но следует признать, что работа последнего мало отличается от работы эксперта: на основе анализа информационных потоков он принимает единственно правильное (в его понимании, естественно) управленческое решение. С учетом того, что принятие большинства решений регламентируется четко прописанными правилами, инструкциями и законами, создание экспертной компьютерной системы, предохраняющей чиновника от ошибок или соблазна обойти закон, напрашивается само собой. Среди свежих примеров - процедура выдачи талона ТО ГИБДД (ГАИ) после вступления в силу закона об автогражданке. Компьютерная система просто откажется выдать этот документ без ввода в нее реквизитов страхового полиса. При этом система самостоятельно определяет достоверность введенной информации, не оставляя лазеек для злоупотреблений.

В России создание прообраза электронного правительства происходит в рамках ФЦП "Электронная Россия". Среди приоритетов создание системы электронных госзакупок, которая повышает прозрачность такого рода операций, позволяя сэкономить до 200 миллиардов рублей в год. Правда, на сегодняшний момент задачей-минимум ФЦП является обеспечение доступа к сети Интернет для всех российских граждан.

Что ж, Всемирная паутина, которую все чаще называют то ли в шутку, то ли всерьез коллективным разумом, - это тоже разновидность экспертной системы. Даже элементарный запрос на поисковой машине позволяет сегодня получить набор данных, дающий возможность пользователю принять целый ряд решений. В повседневном обиходе это совсем простенькие данные - выборки отелей, турфирм, прогноз погоды или последние новости. С развитием веб-сервисов пользователи смогут получать более развернутые подсказки. Уже сейчас сервис Яндекс.Гуру, использующий элементы искусственного интеллекта, способен дать совет при выборе мобильного телефона, кондиционера или цифровой камеры.

В качестве другого примера использования экспертных систем с элементами искусственного интеллекта можно привести анонсированную на днях систему CAPPS II (Computer Assisted Passenger Prescreening System - Компьютерная система предварительного изучения пассажиров), которая будет оценивать потенциальную угрозу со стороны людей, намеревающихся совершить полет на самолете. Анализу будет подвергаться масса фактов, в том числе маршрут следования, попутчики, дата покупки билета и способ оплаты (наличные не приветствуются).

Килобайты бизнеса

Что касается крупного бизнеса, то тут экспертные системы в отличие от госсектора заняли свое место прочно и уверенно. Компьютеризации подвергаются практически все сферы деятельности, за исключением разве что уборки офисов, хотя в больших деловых центрах информатизация добралась и до этой рутинной процедуры. Если вспомнить этапы компьютеризации российского бизнеса, то первой экспертной системой стало бухгалтерское программное обеспечение. В настоящее время все больше внимания уделяется ERP (Enterprise Resourse Planning) - внедрению систем планирования и управления ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, закупок и учета при выполнении заказов клиентов. Внедрение таких вот электронных менеджеров позволяет лучше управлять предприятием, делает компанию более прозрачной, гибкой, динамичной. Также активно внедряются системы электронного документооборота и управления бизнес-процессами.

Еще одной очень популярной системой, которую с удовольствием покупают российские компании, является CRM (Customer Relationship Managment) - система управления взаимоотношениями с клиентами. Она позволяет собирать, обрабатывать и хранить информацию о потребителях товаров и услуг фирмы. Казалось бы, что тут особенного - обычная база данных... Но если послушать бывалых управленцев, с ужасом рассказывающих истории о том, как один уволившийся менеджер уводил с собой чуть ли не всю клиентуру, ставя предприятие на грань закрытия, ажиотажный спрос на такие системы никого не удивит. Для ряда компаний, например для "Би Лайн", CRM-системы являются необходимым условием качественного обслуживания клиентов. В частности, в компании установлен операторский центр от Avaya, одного из лидеров в создании CRM-систем, внедрение которого позволило повысить эффективность обслуживания абонентов практически на 200 процентов за 4 месяца.

А вот компания "Норильский никель" недавно запустила информационно-аналитический программный комплекс, созданный компанией Cognitive Technologies. Система предназначена для анализа информации, получаемой из баз данных крупных патентных ведомств и с новостных лент, доступных через Интернет. При помощи новой системы аналитики компании следят за тенденциями развития отрасли в целом и исследованиями своих конкурентов, реальных и потенциальных партнеров. Дело в том, что число вновь регистрируемых патентов, как правило, находится в прямо пропорциональной зависимости от масштаба работ в той или иной области, от интереса к ней. Анализируя информацию о патентах и изобретениях, а также о взаимосвязях между документами, содержащими их описания, можно понять, куда направлено сегодня острие исследовательской мысли. Таким образом, в результате использования советов "электронного оракула" предприятие получает определенные конкурентные преимущества на рынке.

Слишком умные

Геометрический рост объемов "сырой", то есть необработанной первичной информации, которая обрушивается на голову потребителя, привел к возникновению семейства программных продуктов, предназначенных для извлечения из нее полезных данных - data mining. Применение этой технологии позволяет отыскивать нужные данные в любых "информационных помойках", где абсолютно разнородная информация свалена хаотично. Обработав при помощи такого "сита" тысячи историй болезни с огромным количеством данных, можно найти скрытые зависимости между применявшимися методами лечения и состоянием здоровья пациентов. А осмысление электронным экспертом данных о страховых выплатах позволяет выявлять среди клиентов аферистов.

Перевод большинства информационных потоков в цифровой формат привел к тому, что на рынке появилась масса новых экспертных продуктов. Особенно заметна эта тенденция в финансовой сфере. К 80-м годам ХХ века биржевая торговля стала исключительно электронной. Кроме того, появились новые финансовые инструменты - фьючерсы, а уже существовавшие ценные бумаги, опционы и индексы приобрели принципиально новые черты. Финансовым аналитикам уже не требовалось вручную вычерчивать кривые изменения курсовых показателей, за них это стали делать специализированные аналитические комплексы, причем в режиме реального времени. На этот же период пришелся очередной виток интереса к системам, построенным на принципах искусственного интеллекта.

В начале сентября на российском рынке появилась "Медиалогия" - система мониторинга и анализа российской прессы. Она также принадлежит к экспертным системам и позволяет получать мгновенный обзор и анализ центральных и региональных СМИ по интересующим темам и экономить время для просмотра большого количества публикаций. Система ежедневно пополняется информацией о примерно 20 тысячах объектов, среди которых компании, организации, персоны и брэнды. Для этого обрабатывается около 700 источников (в ближайшее время их число возрастет до 1500).

Эволюция разума

"Давным-давно", в 60-е годы прошлого века, было распространено мнение, что удастся создать универсальную систему, которая будет способна отвечать на любой запрос из любой области человеческого знания. Такой механистический подход немало навредил развитию систем искусственного интеллекта. А в некоторых случаях неубедительные результаты исследований вообще приводили к сворачиванию работ, как это случилось в Европе в середине 70-х, после доклада британского ученого Лайтхилла. Как оказалось, надо было не останавливать исследования, а лишь дать ход новым идеям, что и произошло в США, где были созданы наиболее коммерчески успешные системы искусственного интеллекта.

Однако сейчас становится понятно, что постепенное движение вперед, создание своеобразных кирпичиков, позволит в уже не столь отдаленном будущем разрабатывать достаточно мощные экспертные системы, обладающие широким кругозором. Первоначальную идею изменили появление Интернета и приход веб-сервисов - программ, которые автономно взаимодействуют между собой, используя информационные ресурсы Сети. Не исключено, что именно в результате объединения такого рода ресурсов (для их разработки используются единые принципы и стандарты) можно будет получить того самого электронного помощника, о котором в прошлом веке так страстно мечтали фантасты.

Ведущий рубрики Василий Черный, редактор Анатолий Воронин, е-mail: hi-tech@7days.ru

Врез 1

Компьютеры и философский камень

Возникновение идеи создания экспертной системы восходит к Средневековью. Хотя тогда эта задача была в большей степени философской, нежели технической. Первым человеком, предложившим схему построения машины для решения различных задач, был Раймонд Луллий - философ, математик, врач, путешественник, поэт, монах францисканского ордена и алхимик в одном лице (родился на острове Мальорка в 1235 году). В XIII веке он в своем трактате "Великое Искусство" предложил систему, состоящую из вращающихся кругов, каждый из которых в свою очередь делился на девять секторов, соответствовавших тому или иному понятию. При сочетании секторов возникало сочетание букв и понятий, что приводило к возникновению своего рода формул. Правила вращения и составляли ключ ко всеобщему знанию. Сегодня эти правила вращения называют "методом сокращения перебора вариантов", на которых и основано подавляющее большинство систем искусственного интеллекта.

"Логическая машина" должна была путем перебора исчерпать истину обо всем во Вселенной и даже доказать бытие Бога. Кроме этого, Луллий совместно с другим известным алхимиком, монахом того же ордена и профессором Оксфорда Роджером Бэконом, собирал и систематизировал информацию в различных областях знаний, создавая фактически базу данных, также являющуюся краеугольным камнем при создании систем искусственного интеллекта и экспертных систем. Интересно, что многие свои идеи Pаймонд Луллий почерпнул, путешествуя по арабским странам. А перебор вариантов мог прийти как из трудов богослова и суфийского философа Абу Бекр Мухаммеда Ибн аль-Араби, так и в результате просветления, когда Луллий увидел на листьях кустарника проступающие "буквы". Ветки, качаясь на ветру, образовывали все новые и новые сочетания букв. Замена веток кругом - не лучший вариант, но единственный доступный на тот момент, современные нейронные сети реализуют "просветление" Луллия куда лучше.

Идеи и принципы, выработанные Луллием, оказались востребованы лишь в XX веке, когда стали разрабатываться системы искусственного интеллекта. Сам термин artificial intelligence (AI) возник в 1956 году на семинаре в Дартсмутском колледже (США). Кстати, при переводе на русский язык произошла небольшая подмена понятий: вместо intelligence - умения рассуждать разумно, появился интеллект (intellect) - понимание, рассудок. Первой экспертной системой стала DENDRAL, созданная в Стэнфордском университете в 1967 году. Пользователь вводил в нее некоторую информацию о веществе, данные спектрометрии (инфракрасной, ядерного магнитного резонанса и масс-спектрометрии), а на выходе получал заключение в виде соответствующей химической структуры.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера