Архив   Авторы  

СИТИвые игры
Общество

Что построят на месте самого большого московского котлована?

Почему Сити оказался долгостроем даже в условиях режима наибольшего благоприятствования, созданного столичными властями? Просчеты в бизнес-плане? Несостоятельность архитектурной концепции? Неэффективное администрирование? Или, может быть, "городу ХХI века" просто банально не везет?..

Ударная стройка капитализма

Идея строительства нового делового района - аналога знаменитого парижского квартала "Дефанс", который должен связать древний город с XXI веком, возникла еще в 1991 году. В мае 1992-го московская регистрационная палата зарегистрировала ОАО "Сити"; через полгода были подписаны договоры об аренде земли и создана управляющая компания. В следующем году началась продажа акций в Москве и регионах, и у ОАО появилось более 60 тысяч участников, подавляющая часть которых - физические лица. Проектировать новый район начали только в 1995 году. Тогда же в присутствии премьера Виктора Черномырдина торжественно заложили капсулы в фундамент первого объекта. Расчет на то, что в Сити придут иностранные инвесторы - своих в то время было немного, - оказался иллюзией. Даже те компании, которые подписали "договоры о намерениях", не слишком торопились вкладывать деньги. Чтобы подстегнуть инвестиционную активность, власти города были готовы на все: в 1999 году был принят специальный закон, которым за территорией, где все еще не появился Московский международный центр Москва-Сити, был закреплен статус "территориальной единицы с особым статусом" (ТЕОС) для создания благоприятных инвестиционных условий. ТЕОС - это и особый порядок управления, и особый порядок землепользования, и облегченное налогообложение, и льготные арендные ставки. Все эти меры должны были не только ускорить темпы строительства Сити, но и, как говорилось в документах правительства Москвы, стать основой стабильных налоговых поступлений и даже привести к повышению рыночной стоимости земли в городе.

Управляющей компании (она была создана на нулевом цикле реализации проекта, управляла финансовыми активами и целевыми фондами, организовывала инвестиционные конкурсы) был дан полный карт-бланш. Стройку курировали заместители мэра Олег Толкачев и Иосиф Орджоникидзе. Однако инвестиционной активности на объекте все равно не наблюдалось. На определенном этапе "проектом века" заинтересовалась и Генпрокуратура. Говорят, что именно интерес представителей закона к стройке подтолкнул городские власти в апреле этого года к смене управляющей компании. Новые менеджеры, принявшие дела и бухгалтерию, инициировали еще несколько судебных разбирательств. Они касались заниженных арендных ставок на уже существующих объектах Сити (например, на Багратионовском мосту стоимость аренды помещений установлена в размере 525 долларов с квадратного метра, тогда как для некоторых компаний она составляла 100-130 долларов). В СМИ циркулировала информация и о закупке стройматериалов по завышенным ценам, и о "рассосавшихся" девяти миллиардах рублей. Впрочем, по словам Иосифа Орджоникидзе, безобразий на "стройке века" больше быть не должно. Управляющая компания будет заниматься исключительно координацией строительного процесса, а эксплуатирующие функции и функциональное управление отдадут другим. Из интервью, которое заместитель мэра дал "Итогам", можно сделать вывод, что инвестиционный климат на Сити теперь настолько благоприятен, что все 15 офисных, торговых, развлекательных и гостиничных зданий общей площадью 2,2 миллиона квадратных метров, автостоянки на 23 тысячи машин, аквапарк и административный квартал для мэрии и Мосгордумы будут построены к 2007 году, поскольку городские власти нашли инвесторов для строительства всех объектов за исключением самого большого небоскреба - башни "Россия" (впрочем, "Итогам" стало известно, что инвестор все-таки найден, но держится в секрете). Юрий Лужков недавно заявил, что мэрия привлекает в проект как минимум три миллиарда долларов инвестиций и уже начала переговоры о передаче прав на застройку с турецкой компанией ЭНКА, шведской Skanska и с МДМ-банком. Возможно участие в проекте девелоперской компании "Строймонтаж", администрации Ханты-Мансийского автономного округа, компании "Северсталь".

Как вы Сити назовете...

Если с инвесторами и управленцами все теперь более или менее ясно, то с архитектурным решением никакой определенности нет. Так что же увидят москвичи в 2007 году? За время, которое прошло с тех пор, как Сити был задуман и запроектирован, изменилось буквально все - от актуальных архитектурных стилей до земельного законодательства. Впрочем, сам проект тоже претерпел некоторые изменения. Например, в результате корректировки в прошлом году все кварталы нового города оказались связанными между собой и с Центральным ядром подземными коммуникациями. Таким образом, люди смогут совершенно свободно передвигаться по Сити, не пересекаясь с транспортными потоками. В таком решении - чисто российский пиетет перед автомобилем: в любой другой стране пешеходам отдали бы место под солнцем, украшенное парками, клумбами и фонтанами, а транспорт отправили бы по подземным улицам. Кроме того, в городе (ведь совершенно очевидно, что Сити позиционируется как "город в городе") не должно быть необитаемых пространств, которые обязательно появятся, если люди в основном станут передвигаться под землей. И вообще будет ли кипеть жизнь среди небоскребов после того, как закончится рабочий день? Ведь из проекта исключили все жилые кварталы (напомним, что жилье должно было появиться на втором и третьем участках Сити). Да, в некоторых зданиях предусмотрены помещения под апартаменты и гостиницы... Будет даже свой вокзал, куда станут приходить скоростные поезда и электрички. Но найдут ли своих посетителей все эти дорогие магазины, рестораны и развлекательные центры, которые планируется разместить в Сити? Вопрос!.. Хотя Иосиф Орджоникидзе в интервью "Итогам" сказал, что при проектировании Сити были учтены все ошибки, допущенные в других столицах, имеющих аналогичные деловые районы: "Сити будет работать в режиме нон-стоп, здесь будет крупнейший в Европе аквапарк, подводятся самые современные транспортные коммуникации, которые соединят этот район с другими. Например, мини-метро в будущем году свяжет Сити с Александровским садом. В лондонском Сити на 6 лет опоздали с транспортными коммуникациями и имели из-за этого проблемы, там вообще нет рекреационной и торговой инфраструктуры, а у нас будет".

"Вообще Центральное ядро Сити было задумано как суперобъект, полезный всем. Но надо понять, что именно нужно и полезно и кто эти "все", - считает один из авторов проекта Центрального ядра Михаил Посохин. - Поэтому поиск, изменение деталей проекта в данном случае не вред, а польза. Тем более что наполнение, то есть функции объектов, будет диктовать рынок, конъюнктура. Предвидеть и прогнозировать ситуацию на несколько лет вперед - это задача супердевелоперов, которые бы с большой степенью точности могли сказать, какой объект следует построить и какой функцией его наделить, чтобы через 10 лет он оставался экономически выгодным и эффективным".

Есть такое понятие в архитектуре - поливалентность. Если объект поливалентен, то его можно функционально трансформировать вслед за потребностями города. Это не так просто, как кажется, но во всем мире этот метод используется с большим успехом. Например, практика советско-российского строительства такова, что здание, построенное под магазин, можно перепрофилировать, к примеру, под галерею или ресторан только после глобальной перепланировки и капремонта. Наши архитекторы привыкли проектировать очень конкретно. Сегодня, вероятно, уже нет смысла говорить об архитектурной концепции Сити. Все принято, и образы ясны. Очевидно, что город получит гигантские башни самых разных форм и высот. По мнению тех, от кого зависит формирование облика этого места, доселе бессмысленного и пустынного, Сити станет для Москвы приметой XXI века - такой же, как Шанхай для Китая. Впрочем, нигде не звучали философские принципы, которыми руководствовались идеологи "города будущего". И если, например, знаменитый японский архитектор Кишо Курокава говорит о том, что новый информационный век заставляет его думать "об архитектуре отношений, а не вещей, как при индустриальном обществе, избегать симметрии, использовать методы, при которых произведения архитектуры сначала растекаются на элементы, а потом перемещаются и совмещаются, создавая "летящую" архитектуру, оставляющую нефункциональные открытые пространства между формами", то ничего такого или отдаленно похожего не было произнесено даже в кулуарах. Правда, главный архитектор города Александр Кузьмин убеждал нас, что те башни, которые будут в Сити, никак не похожи на симметричные и простые по решению китайские небоскребы. "Мы делаем свои башни с помощью лучших западных архитекторов. Инвесторы провели свои внутренние конкурсы, затем представили на наше обсуждение варианты, а уже из них мы выбирали лучшее", - говорит главный архитектор.

А был ли конкурс?

Обычно проекты такого масштаба запускаются после проведения открытых конкурсов, как правило, с участием маститых иностранных архитекторов и авторитетного международного жюри. По Сити международный конкурс был всего один. И его выиграли московские архитекторы. Но и этот единственный конкурс фактически стал фикцией. На этой неделе Общественный совет при мэре Москвы будет рассматривать предложения по коррекции проекта Сити. Самое скандальное из них - перенос правительственного квартала на новое место. По информации "Итогов", для размещения здания мэрии и Мосгордумы предложен "15-й участок", находящийся в глубине квартала Сити. Напомним, что в ходе конкурса архитекторам из разных стран так и не удалось спроектировать здание, которое и несло бы всю заданную функциональную нагрузку, и идеально бы вписывалось в предложенное под объект пространство (тогда это был участок на берегу реки). Выиграл самый оптимальный проект Михаила Хазанова, который предложили просто несколько доработать. В частности, следовало уменьшить этажность объекта, чтобы органично "вписать" его в панораму Москвы-реки. Теперь, когда будущую мэрию задвинут в глубь Сити, проект Хазанова нужно не "подрезать", а, по словам Александра Кузьмина, наоборот, нарастить. Выходит, международный конкурс проводили по некорректно поставленным условиям?

В общем, "город в городе" с англоязычным названием "Сити" будет построен, судя по всему, очень даже по-русски. "Сама идея застройки этого района абсолютно верная. Он был не освоен, отдален от исторического города, способен оттянуть на себя деловую активность и этим сильно разгрузить центр. Но башни высотой 200-350 метров - это чудовищно, - считает директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч. - На одном из обсуждений проекта Сити мы показали городскому руководству виды, которые будут открываться со стороны гостиницы "Россия": башни взметнутся выше Кремля, выше колокольни Ивана Великого. Вся Москва на этом фоне просто скукоживается. Но оказалось, что именно так столичные власти считают нужным украсить город".

...В 2007 году со смотровой площадки Воробьевых гор гости столицы с изумлением увидят удвоенный зеркалом Москвы-реки архитектурный кулак такого масштаба, плотности и агрессивности, на фоне которого и московские купола, и даже "лужковские" башенки будут смотреться как спичечные коробки. Неужели XXI век - это навсегда?..

Ирина Мельникова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера