Архив   Авторы  

Остров невезения
В России

Скандал вокруг Косы Тузла едва не обернулся российско-украинским пограничным конфликтом. На смену землеройным машинам готовятся прийти дипломаты. Корреспонденты "Итогов" попытались разобраться в сложившейся ситуации, побывав на месте событий

После обмена первыми дипломатическими "любезностями" российская сторона строительство косы в длину приостановила: насыпанный участок теперь укрепляют и гонят вширь - иначе размоет. При этом Москва настойчиво дает понять Киеву, что нарушать пограничные соглашения никто не собирается. Но ясно и то, что за "берегоукрепительными работами" просматриваются вполне внятные экономические интересы России. По одной из версий, "стройка века" не что иное, как прозрачный намек Киеву на то, чтобы он поумерил свои амбиции в Причерноморье. Впрочем, дамба уже достигла главной цели: переговоры о статусе и демаркации границ Азовского моря и Керченского пролива, которые украинская сторона отнюдь не горела желанием начинать, становятся теперь неизбежными.

Корреспонденты "Итогов" попытались разобраться в пограничном конфликте, отправившись на Таманский полуостров.

"Мы заделаем эту промоину"

...От города Темрюк до станицы Тамань час езды. Примерно за два километра до Тамани, откуда и ведется насыпка дамбы, тянется вереница грузовиков в сторону Косы Тузла и обратно. Наш водитель Валера, чертыхаясь, лавирует в этом потоке:

- Они в две смены работают, почти не спят, так что едут наугад. Водилам за эту дамбу денег обещали заплатить прилично, вот они и "кочегарят" днем и ночью.

Масштабы строительства впечатляют. На узкой полоске земли, уходящей далеко в море, крутится карусель грузовиков. Грохочут экскаваторы, тяжелые катки тут же утрамбовывают грунт, щебень и известняк. На дамбе два контрольных пункта - нарядчики в оранжевых жилетах и касках записывают номера грузовиков и количество их ходок. Работа, как говорят водители, сдельная - сколько раз съездил, столько и получишь. "Главное, чтобы не обманули", - словно заклинание, повторяют они. В сутки строители дамбы удлиняют ее на 120-140 метров. По словам главного инженера строительства Владимира Найды, все работы ведутся в строгом соответствии с проектом и нормативами строительства гидротехнических сооружений:

- Вот на этом месте, где мы с вами сейчас стоим, глубина примерно два с половиной метра. Мы учли все: и штормовые волны, и донные течения, так что в надежности дамбы не сомневаемся.

Политический аспект проблемы строители предпочитают не обсуждать, а к воинственным приготовлениям украинских пограничников относятся весьма скептически: "Не будут же они и вправду в нас стрелять". Тем временем к нам присоединяется заместитель главы администрации Темрюка Александр Грищенко.

- Александр Петрович, сколько метров дамбы уже построено?

- На этот момент пройдено 2 километра 926 метров и 30 сантиметров.

- А какова проектная протяженность дамбы?

- Согласно проекту, представленному организацией "Кубаньпроект", ориентировочная длина дамбы составит 4 километра 180 метров. В проекте все учтено: какой будет ширина дамбы, какая осадка, какой грунт сыпать в середину, как утрамбовывать, сколько грунта насыпать.

- Если не секрет, каково предназначение этой косы?

- Никакого секрета нет. Предназначение одно: защита береговой линии, восстановление того, что было создано природой. Эта коса была 600 метров шириной и предохраняла размыв Таманского полуострова со стороны Таманского залива. По заключению специалистов "Краснодарберегозащиты", ежегодно мы теряем от полутора до трех метров суши Таманского полуострова. Поселок Сенной, поселок Приморский, станица Тамань сползают в Таманский залив, и вымывание берега идет как раз через эту промоину, которую мы сегодня заделываем.

- Украина утверждает, что в случае посягательства на ее границы будут применены полицейские и военные меры. Как вы относитесь к тому, что ваша стройка может стать передним краем боевых действий?

- Вы видите, на моей голове строительная, а не военная каска. Все люди здесь - гражданские специалисты, строители, водители, экскаваторщики, дорожные рабочие. Все, что нам надо, - это сохранить пахотные сельскохозяйственные угодья, жилые дома, частные домовладения, огороды, сады, памятники археологии. У нас, между прочим, культурный слой составляет 14 метров!

- Какие силы и средства задействованы для строительства?

- Примерно около 200 единиц техники: экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, катки, автомашины с прицепами. Работы ведутся круглосуточно. Карты промера глубин показывают, что мы идем точно по бывшей косе.

Грузите камни бричками

Ближайший населенный пункт к "стройке века" - станица Тамань. Здесь живет человек, в 1997 году первым предложивший идею о восстановлении косы Тузла. Это бывший глава администрации станицы, а ныне президент историко-культурного центра "Тамань-ЮНЕСКО" Геннадий Майков :

- Споры вокруг косы Тузла идут еще со времен Екатерины Великой. В ХIХ веке претензии на косу предъявляли керченские артели и этот спорный вопрос рассматривал Сенат в Петербурге. Сенат вынес однозначное решение: граница между Крымом и кубанской землей проходит по Керченскому проливу и коса Тузла принадлежит кубанской земле. В 1925 году в косе после сильного шторма образовалась промоина, а в 1929-м, когда шторм был еще сильнее, часть косы и вовсе размыло. Все это происходило только от бесхозяйственности советской власти, а вот при казачьем владении этой землей на каждый двор было наложено бремя. Жители обязаны были раз в год бричками вывозить камни на косу. На мысе Тузла добывалась соль, а взамен жители обязательно должны были возить камни для укрепления косы. При советской власти отношение к размыву косы было наплевательское. Когда я стал в 1997 году главой сельской администрации Тамани, я начал писать письма в МИД, Госдуму, приемную президента о том, чтобы нам вернули наши исконные земли. Мне присылали всяческие отписки, которых накопилась целая папка, но ситуация так и не была принята в расчет властями.

- Сегодня официальная версия строительства косы - защита береговой линии от разрушения. Вы согласны с такой трактовкой?

- Отчасти. Насколько мне известно, только Россия заплатила Украине за трафик по Керчь-Еникальскому фарватеру 170 миллионов долларов. А стоимость проекта по восстановлению косы составляет 5 миллионов долларов. Неужели вы думаете, что власти края выплатили бы столько денег, защищая огороды бабушек. Сегодня камень преткновения в том, что Украина настаивает на фиксации линии границы по поверхности воды, а российская сторона - по дну моря. Если граница пройдет по дну моря, мы не должны будем платить Украине за проход наших судов. Суть конфликта - только экономика и ничего более!

Как рассказал нам далее Геннадий Майков, кропотливо изучивший историю вопроса в архивах, в 1954 году, когда Крым отходил Украине, ей передавалась только континентальная территория, но никак не территория островная. Начало нынешнего спора, можно сказать, было положено еще 7 января 1941 года, когда вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о передаче острова Средняя Коса (тогда он имел такое название) Керченскому совету депутатов трудящихся.

- Впрочем, если вдуматься, - продолжает Геннадий Майков, - строительство косы необходимо еще и потому, что с ее исчезновением изменилась засоленность Таманского залива, который является рыборазводящим местом. Сегодня мы стали открыты соленым водам Черного моря. У меня на руках есть все документы, подтверждающие российскую принадлежность косы Тузла. Вот "Лоция Азово-Черноморского бассейна" от 1976 года, документ очень серьезный, в нем написано: "ЙМыс Тузла невысокий, дальше - коса Тузла. Местное название коса Средняя, простирается на 4 мили к Норд-Весту. В 1925 году после сильного шторма у берегов образовалась мелководная промоина, и сейчас коса Тузла фактически является островом. Ширина промоины и глубины в ней изменчивы. Она изобилует островками и опасностямиЙ" Здесь ответы сразу на все вопросы - во-первых, подтверждение шторма 1925 года, положившего начало разрушению косы, во-вторых, очевидно, что очертания косы Тузла, в особенности ее северо-западная и юго-восточная стороны, подвержены значительным изменениям. Сегодня мы говорим о границе, но о какой?! Рельеф этого места меняется каждый день! Граница может перекочевать на 150, 200, 300 метров. Какая граница по промоине?! У меня есть работа известнейшего российского академика Васильева, который пишет, что коса Тузла вообще должна сама восстановиться и воссоединиться с материковой частью. Наносные песчаные действия при размытии мыса Тузла и мыса Панагия откладываются на Средней косе. Так что она за несколько десятилетий все равно самовосстановилась бы. Сегодня украинская сторона начала у косы дноуглубительные работы с использованием земснаряда. А вот это уже совершеннейший беспредел!

В то же время с украинской стороны идет активная информационная атака. В Тамани российское телевидение мало у кого показывает - мешают горы, а потому население смотрит передачи украинские. Несколько дней подряд крутят сюжет про старика, который говорит: "Я хоть плохо вижу, но если будут посягать на наши земли, дайте мне автомат, я пойду стрелять".

- Разве это не информационная провокация?! - негодует Геннадий Майков. - Жители Тамани, особенно старожилы, которые знают историю вопроса, возмущены. Но при этом никто не призывает идти и кого-то там стрелять.

С другой стороны

- Я не хочу, чтобы здесь сегодня разжигался какой-то межнациональный конфликт, - начал нашу беседу Олег Осадчий. - На почве строительства этой дамбы многие российские и украинские политики высшего ранга говорят такие вещи, что диву даешься! Два братских народа должны жить в мире, дружбе, сотрудничать, помогать друг другу во всех начинаниях. А тут такое противостояние!

- А как вы узнали о начале строительства?

- Наши пограничные войска обнаружили, что россияне начали строительство дамбы и движутся в нашу сторону. Сразу же были оповещены все службы, которые должны об этом знать, информация доведена до президента. А вот россиянам надо было сначала хотя бы согласовать эти вопросы с нами.

- Существует официальная версия, что строительство дамбы обусловлено в первую очередь защитой береговой линии Крымского полуострова от течений Черного моря. Как вы относитесь к этой версии?

- Я не исключаю, что подоплекой действий может быть берегоукрепление. Сегодня я ничего не буду утверждать, но есть такое выражение: "Море все стерпит". Сколько туда кубометров известняка засыпали, сколько за это заплатили, сколько машин туда ушло. Никто никогда этого не посчитает, никакой самый грамотный специалист. Я знаю, что в России предстоят выборы, а для предвыборной кампании никаких денег не жалко.

- Существует и другая версия, в основе которой - чистая экономика, связанная с выплатами Россией Украине денег за трафик по Керчь-Еникальскому фарватеру.

- Украина никогда и никому не отдаст свои исконные земли - я подразумеваю Косу Тузла. Все это напрасные труды.

- Ряд горячих голов со стороны Украины прогнозирует чуть ли не военное развитие этого конфликта. Как вы к этому относитесь?

- Я думаю, что на эту тему и мысль не должна приходить никому ни в холодную, ни в горячую голову. Это бред!

- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация?

- Я думаю, что российские строители дойдут до границы раздела Азовского моря, и на этом все кончится. Министры иностранных дел, другие политики найдут взаимопонимание и примут какое-то рациональное решение.

- Правда ли, что с украинской стороны на Тузле сегодня стоит застава, усиленная бронетехникой и авиацией?

- Дело в том, что пограничные войска любого государства имеют в своем распоряжении автоматы, пулеметы, танки, самолеты. Это естественно, они же не охраняют границу с ножами и топорами. Но это не говорит о том, что все это будет обязательно применяться.

- А как объяснить появление земснаряда неподалеку от строительства?

- Земснаряд у нас работает каждый год, особенно в осенне-зимний период, он занимается дноуглубительными работами Керчь-Еникальского канала. К строительству дамбы это не имеет никакого отношения.

Григорий Санин

Врез 1

Высокая политика

Украина претендует примерно на две трети акватории Азовского моря и преимущественное право на разработку ресурсов подводного шельфа и лов рыбы. В акватории Азовского моря открыты 120 перспективных для разработки мелких месторождений нефти и газа, семь нефтегазовых месторождений.

Нерв проблемы - Керченский пролив. Дело в том, что он очень мелководный и суда с осадкой до 8 метров могут проходить в нем по фарватеру Керчь-Еникальского канала. Ежегодно через него проходит до 9000 судов, в том числе российских. По украинской версии канал расположен внутри украинских вод, и Украина все эти годы безо всяких консультаций с Россией взимала "проливные" деньги с любого проходящего корабля. По некоторым данным, лишь российские судоходные компании заплатили Керченскому порту за проводку судов по Керчь-Еникальскому каналу более 100 миллионов долларов. По нормам международного права в случае подтверждения статуса Азовского моря как внутреннего бассейна страны (то есть Украина и Россия) получают равные права на использование пролива.

Россия, опять же в полном соответствии с международно-правовой практикой, предлагает разграничить Азовское море и Керченский пролив по дну моря, оставив в общем пользовании водную поверхность. Украина настаивает на дележе по водной поверхности, стремясь узаконить нынешнее положение вещей.

Киев упирает на то, что линия украинско-российской границы в Керченском проливе установлена еще в советские времена в соответствии с действующим на то время законодательством СССР, УССР и РСФСР - по тем же процедурам, которые применялись при определении всей линии границы на суше. 19 ноября 1990 года УССР и РСФСР подписали договор, закрепляющий границы в пределах СССР. После распада СССР госграница между Украиной и РФ была подтверждена в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией, подписанном 31 мая 1997 года. Наконец, подчеркивают в украинском МИДе, статус целостности и неприкосновенности границ был подтвержден в Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 года (ст. 5).

Есть и такой нюанс. Тузла была выведена из состава Темрюкского района Краснодарского края РСФСР и передана Крыму 7 января 1941 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1954 году Крым был передан Украинской ССР. Ряд экспертов утверждает, что речь в документе могла идти лишь о континентальной части. Уточним: в документе это не оговаривается. Так или иначе, но сегодня населенный пункт Средняя Коса на острове Тузла находится в подчинении Кировского районного совета Керчи, значится во всех справочниках административно-территориального деления УССР, в частности в справочнике, изданном в 1969 году и в последующие годы.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера