Архив   Авторы  

Бизнес цвета кофе
Дело

Благодаря падению цен на мировом рынке кофе может стать в России по-настоящему народным напитком

Миллионы мешков

Зерновой кофе - такой же биржевой товар, как нефть, алюминий и пшеница. В год производится и продается около 7 миллионов тонн этого сырья. Правда, традиционной единицей измерения данного продукта является не центнер или тонна, а мешок весом в 60 килограммов. Еще кофе меряют в фунтах: например, сегодня биржевая цена зернового кофе колеблется на уровне 60 центов за эту старинную меру веса (примерно 450 граммов). Всего же в год на биржах кофе продается примерно на 55-60 миллиардов долларов. Больше всего кофе покупают американцы - в год США импортируют около миллиона тонн. Крупнейшим производителем остается Бразилия - в год там выращивается около двух миллионов тонн. С начала 80-х годов прошлого века урожаи кофе в Бразилии удвоились. Однако в последние годы в кофейном мире произошли весьма серьезные, если не сказать революционные изменения. На рынке появился новый крупный игрок - Вьетнам. В этой стране производство выросло в 80 раз! Бывшая страна социалистического лагеря одним могучим рывком вышла на второе место в мире по производству кофе. Резкий рост производства привел к снижению цен. До недавнего времени существовала ассоциация стран - производителей кофе, куда помимо Бразилии входили Ангола, Колумбия, Коста-Рика, Кот-д'Ивуар, Демократическая Республика Конго, Сальвадор, Индия, Индонезия, Кения, Танзания, Того, Уганда и Венесуэла. Но не так давно организация прекратила свое существование - ее участники не смогли договориться о единой ценовой политике.

Сегодня продвижением кофе на мировом рынке занимается ICO (International Coffee Organization), членами которой являются 64 страны - производители и потребители данного продукта. Создана она была еще в 1963-м по решению "кофейной" конференции, проведенной ООН в 1962 году. Основные задачи ICO - стимулирование потребления кофе, повышение его качества, анализ и консультирование в рамках проектов, направленных на развитие мировой кофейной индустрии. То есть по сути это кофейный лоббизм. Однако как-то выправить ценовую ситуацию на рынке организация не в состоянии: правила игры диктуют крупные пищевые компании, выступающие основными потребителями данного вида сырья. Сегодня почти половину мирового рынка кофе контролируют три компании - Nestle, Kraft Foods и Sara Lee. Они всячески препятствуют росту цен. Для них "вьетнамский феномен" оказался как нельзя кстати. Вьетнамцев же нынешний уровень цен в целом устраивает: рабочая сила в этой стране крайне дешева и отрасль приносит высокие доходы. Чего нельзя сказать про ту же Бразилию: там зарплаты сельскохозяйственных рабочих значительно выше и убытки кофейных плантаторов исчисляются миллиардами долларов.

Миллиарды чашек

В России никогда не пили много кофе. И до 1917 года, и в советское время этот товар был доступен далеко не всем. Но сегодня потребление кофе в России стремительно растет - по оценкам аналитиков, примерно на 15 процентов в год. Наша страна, по данным агентства "Бизнес Аналитика", импортирует в год около 100 тысяч тонн различных кофейных продуктов - это чуть больше четырех процентов всего мирового урожая данной культуры. Соответственно по среднедушевому потреблению мы отстаем от ведущих "кофейных держав": россиянин в год выпивает 160 условных чашек (около 700 граммов кофе), тогда как латиноамериканец - 300 чашек, а европеец - все 700. В Финляндии, где этот напиток чуть ли не первый по популярности, каждый житель заваривает целых 9 килограммов кофе!

Различается и культура потребления: у нас больше пьют растворимый (около 85 процентов), а в Европе натуральный - там он занимает 67 процентов рынка. В целом Россия находится на четвертом месте в мире по потреблению растворимого кофе после Великобритании, США и Японии. Вместе с тем РФ - крупнейший импортер чая в мире, этот напиток у нас очень любят. Но структура потребления меняется: если еще в 1999 году на одну чашку кофе приходилось пять чашек чая, то в 2002 году это соотношение было 1 к 3,5, а по прогнозам на 2003 год оно составит 1 к 3. А вот в Китае - традиционной "чайной" стране - рост потребления кофе достигает и вовсе 30 процентов в год. Правда, в абсолютных цифрах мы потребляем кофе значительно больше: по данным британского телеканала Би-би-си, сегодня в год среднестатистический китаец выпивает всего одну чашечку этого напитка. Даже с учетом того, что население Китая в десять раз больше, чем в России, это очень мало.

Как рассказал "Итогам" генеральный директор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия, точной статистики внутрироссийского рынка кофе пока не существует: "Все оценки его емкости весьма приблизительны. Например, в статистике ГТК груз кофе учитывается вместе с упаковкой, а она подчас весит больше, чем ее содержимое. Аудит розницы, который проводят различные исследовательские компании, грешит большими неточностями - охватить все торговые точки он не в состоянии. Поэтому мы берем нечто среднее между данными таможни, розничным аудитом и собственными оценками. Получается действительно около 100 тысяч тонн в год всего - это растворимый, натуральный, молотый кофе и кофейные смеси, - а по деньгам около миллиарда долларов".

Рубли и проценты

Игроки российского кофейного рынка весьма неохотно делятся информацией. Поэтому в настоящий момент данные о доле той или иной компании весьма приблизительны. Впрочем, сейчас ассоциация "Росчайкофе" лоббирует изменения в законодательстве, которые в 2004 году позволят полностью снять завесу секретности с кофейного рынка. Сейчас же можно сказать следующее: основным игроком является Nestle - по данным ассоциации, на нее приходится около 40 процентов продаж. А по оценкам ACNielsen, по объемам продаж в денежном выражении на долю трех ведущих игроков рынка - Kraft Foods, Nestle и Tchibo - сегодня приходится 56 процентов всей розницы кофе. Правда, сам объем рынка специалисты этой компании оценивают всего в 67-68 тысяч тонн...

А вот на рынке натурального кофе царят отечественные производители. Вернее, переработчики - так точнее, ведь кофейные бобы пока что в России не растут. Более 80 процентов жареного зернового и молотого кофе идет под российскими марками. Здесь основными игроками выступают компании "Русский Продукт", "Орими Трейд", "Куппо" и "Продукт-Сервис". В сегменте растворимого кофе из российских компаний лидируют все тот же "Русский Продукт", а также "Московская кофейня на паях" и "Гранд". Но в целом отечественные производители пока что контролируют около 15-20 процентов рынка по всем позициям.

Тенденция к увеличению доли отечественных компаний и их торговых марок на рынке прослеживается четко. Но иностранцы тоже не сидят сложа руки - производство и фасовка переносятся в Россию. Затраты и на рабочую силу, и на транспортировку, и на таможню при этом значительно сокращаются, а помимо этого в активе у тех же российских "дочек" Nestle, Kraft Foods и Tchibo стоит вся гигантская мощь этих корпораций, обеспечивающая им непрерывные прямые поставки дешевого сырья.

Если рассматривать рынок кофе с точки зрения структуры спроса, то в последнее время можно заметить интересные тенденции. Рост покупательной способности населения приводит к тому, что дешевый кофе постепенно "вымывается" с рынка. По данным ACNielsen, за год продажи порошкового растворимого кофе сократились на 5,8 процента, а рынок агломерированного (гранулированного) вырос на 14 процентов. Но еще больше увеличились продажи наиболее дорогого и качественного "кристаллического" растворимого кофе (freeze-dry) - на 35,5 процента. Молотого и зернового кофе купили на 27,3 процента больше, чем в 2002 году. При том, что общий объем рынка растет, эти цифры наиболее наглядно подтверждают тенденцию к улучшению качества потребляемого россиянами кофе. По оценкам ассоциации "Росчайкофе", сегодня структура потребления растворимого кофе в России такова: "порошок" - 25 процентов, агломерированный - 40 процентов, freeze-dry - 35 процентов.

Один килограмм растворимого кофе freeze-dry, по данным агентства "Бизнес Аналитика", стоит 1160 рублей, агломерированный вдвое дешевле - 567 рублей, а порошковый - всего 337 рублей. Если сопоставить эти цифры с долями каждого из этих продуктов на рынке, то получится, что на самый дорогой и качественный "кристаллический" кофе в России тратят значительно больше, чем на дешевые и средние по цене сорта. Рост популярности натурального зернового и молотого кофе (средняя цена зерен - 245 рублей за килограмм, молотого - 324 рубля за килограмм) только подтверждает тезис о том, что покупатель выбирает продукты, наиболее близкие к природе и далекие от "химии". "Агломерированный, он же гранулированный, кофе для потребителя является как бы переходным этапом к более качественному продукту. Его доля на рынке сейчас растет и еще некоторое время будет увеличиваться, но потом она пойдет на убыль - люди начнут все больше и больше покупать freeze-dry", - считает Рамаз Чантурия.

А подвижки на рынке натурального кофе заметны и неспециалисту - во всех крупных городах России как грибы после дождя появляются кофейни, где люди употребляют исключительно чистый природный продукт. Причем ассортимент сортов кофе там достаточно широк, есть из чего выбрать даже искушенному гурману. Растет и число специализированных магазинов-салонов, где торгуют зерновым кофе. Квалифицированный специалист поможет вам подобрать коктейль из кофейных зерен на любой вкус, проконсультирует по всем нюансам его приготовления.

Интересно, что данные по росту рынка в весовом измерении полностью совпадают с его денежным увеличением. Так, рост продаж freeze-dry, о котором мы упоминали выше (35,5 процента), в пересчете на деньги дал 36 процентов, а по агломерированному плюс 14 процентов веса дали всего на 13 процентов больше средств. Что это означает? Ответ достаточно простой: за счет дешевого сырья и оптимизации других расходов (уже упомянутая "русификация" производства) производители имеют возможность держать цены. А население - покупать продукт в еще больших количествах. Так что тезис о превращении России в самую "кофепьющую" страну мира вовсе не фантастика, а реальность. И если не завтра, то послезавтра это точно произойдет.

Нильс Иогансен
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера