Архив   Авторы  

Обитатель "Аквариума"
Искусство

Классик отечественного рока Борис Гребенщиков отметит свое 50-летие концертом в Кремле

- Борис Борисович, в преддверии вашего юбилея вспоминается строчка из последнего альбома: "Кто весел, тот стар. А кто мрачен, тот юн". Каким вы себя ощущаете?

- Веселым. Просто веселым. Причем сам юбилей для меня абсолютно ничего не значит, календарная дата, не более того. В отношениях с Богом и людьми она ничего не меняет. Не бывает так, что до пятидесяти лет человек один, а ровно в пятьдесят, в час, когда он родился, в нем что-то щелкает и он становится другим. Все происходит постепенно.

- Если бы вам довелось встретить себя лет в 20-25, что бы вы посоветовали этому молодому человеку, что подсказали?

- О, я бы мог ему дать очень много ценных советов. Например, гораздо тщательнее работать над записями, над звуком, пригласить хорошего аранжировщика... Правда, боюсь, тот молодой человек был достаточно тверд на голову, чтобы прислушаться к моим советам. Но поговорить было бы о чем. Тем более что в то время нам часто вместо музицирования приходилось бегать от милиции и заниматься спасением собственной шкуры, в итоге творчество сильно страдало.

- Это правда, что в глубокой юности вы даже пытались петь под фонограмму?

- Я пел под фонограмму несколько раз в жизни. В первый раз это случилось в восьмом классе на каком-то выпускном вечере. Но Бог немедленно послал мне трех менторов, которые завели меня в уборную и как следует дали по голове. Это была обыкновенная шпана, ребятам не понравилось, что я позорю облик человека. Я до сих пор благодарен им за то, что они не дали мне вступить на скользкий путь.

- Но на этом ваши попытки подружиться с "фанерой" не закончились...

- Только потому, что на TВ петь вживую было просто невозможно. Для этого не было даже подходящей техники. Когда мы у Тамары Максимовой на "Музыкальном ринге" в 86-м, кажется, году спели наконец вживую, это было нарушением всех писаных и неписаных законов и прозвучало как гром среди ясного неба. До этого в течение трех недель у начальства пришлось выпрашивать разрешение на живой звук.

- По некоторым подсчетам, если суммировать все сделанное вами, вы создали 70 записей. Это верная цифра?

- Нет, это сильное преувеличение. Есть 20-25 альбомов классического "Аквариума", три или четыре ранние записи, сделанные до 1981 года, и побочные альбомы и перепевки вроде "Чубчика" или "Песен Вертинского". Вряд ли больше сорока. Кое-что из того, что не было как следует записано, вошло в последнее издание на правах бонус-треков. Я очень хорошо слышу, как эти песни должны были бы звучать, но записать их сейчас по-новому - значит обманывать и себя, и слушателя. Правда, на "Гиперборее" мы все-таки осмелились переписать одну песню и еще две на "Территории", но результат меня не удовлетворил. Песня должна существовать в изначальном варианте. Ради этого приходится жертвовать качеством. На альбомах The Beatles, записанных ими в том же возрасте, все гораздо лучше, техничнее, точнее сыграно. Но у них был великий Джордж Мартин, который это продюсировал... Я имею в виду продюсирование в музыкальном, а не в московском смысле.

- А что такое "продюсирование по-московски"?

- В Москве продюсером называется человек, который берет необразованный талант и вкладывает в него деньги, чтобы этот талант продать... И ничего кроме денег. Так было и в советское время, и даже в период Шаляпина. Правда, тогда люди были благороднее и чуть-чуть умнее. И еще имели кое-какое представление о культуре, а теперь это слово почти забыто.

- Но символ московского рока "Машина времени" существует не одно десятилетие, несмотря на происки злокозненных продюсеров. А проектов-однодневок в последнее время много и в Москве, и в Питере, и в Америке...

- Наверное. Вот вы говорите "проекты". Само слово "проект" означает, что никто не собирается делать из этого ничего серьезного, это значит, что кроме денег туда никто ничего и не думал вкладывать. Теперь все чаще в газетах можно прочитать о людях-проектах, это следующий шаг: продюсер такой-то нашел исполнителя на проект под названием "Ваня Бездомный"...

- Поэтому вы предпочитаете сами себя продюсировать?

- Да. Пожалуй, только Дэйву Стюарту удалось убедить меня в том, что он лучше меня понимает, что я хочу услышать. Он совсем не давил, внимательно выслушивал мои пожелания и находил пути их адекватного воплощения. Еще с Андреем Самсоновым хорошо работать вместе, сегодня наше сотрудничество продолжается.

- Почему вы сменили несколько рекорд-компаний? С ними тоже сложно иметь дело?

- В силу общей несбалансированности жизни в России у нас нет понятия "контракт" в том смысле, в каком оно существует на Западе, где компания заключает с кем-то договор на несколько альбомов вперед. Например, в конце 80-х, в период работы над Radio Silence, я подписал с CBS долгосрочный контракт на выпуск двенадцати дисков в течение восьми лет, который, правда, был расторгнут по обоюдному согласию. А у нас все наоборот: вначале что-то записывается, а потом выставляется на продажу. Я хотел бы оставаться с одной и той же фирмой, мне это даже удобно, но у нее в любую секунду могут возникнуть проблемы. Допустим, финансовые советники вдруг решат, что они что-то готовы выпускать, а что-то нет. У нас сегодня ты король, а завтра тебя на перо наденут. Нет того, что называется social security, - для пенсионеров это выражается в необходимости просить милостыню, а для музыкантов - в отсутствии контрактов.

- Несмотря на трудные времена, вы раньше других рок-классиков позаботились о своем наследии. Я имею в виду собрание сочинений в черной глянцевой обложке, которое представляет канонический "Аквариум". Но многое так и осталось неизданным...

- Будет ли переиздаваться остальное, пока открытый вопрос. Все песни, которые хотя бы раз были исполнены, стоят в каких-то внутренних каталогах, их хватит примерно на два CD. Очень хотелось бы собрать их под одной обложкой. Надеюсь, что это удастся сделать на специальном альбоме Black Box ("Черный ящик"). Когда выйдут эти раритеты, трудно сказать. А недавно найдены и собраны записи альбома, который должен был выйти после "Равноденствия" (1987). Назывался он ориентировочно "Жизнь и другие удивительные деяния капитана Воронина". Все эти песни тогда игрались, но не были записаны, потому что под рукой в нужный момент не оказалось студии. Мы не хотели их издавать, но пираты сделали это за нас. Песни были выброшены на рынок в какой-то концертной версии под названием "Письма капитана Воронина". Разумеется, без нашего участия.

- А как вы относитесь к пиратству?

- Лично я на пиратов не очень обижен. Пираты - это неизбежное зло, у которого есть как минусы, так и плюсы. Пиратские тиражи позволяют купить компакт-диск человеку, который живет, например, в Красноярске и получает меньше 100 долларов. Он просто не в состоянии выложить 15 долларов за лицензионный диск. Так что если бы пиратов не было, их стоило бы выдумать. Другое дело, что пираты у нас на удивление ленивые. Они считают: зачем мучиться, что-то создавать, если можно просто тиснуть Земфиру или другую звезду. Вот свежий пример: когда мы выставили в Интернете совершенно бесплатно концертник "Молитва и пост", где было не то восемь, не то десять новых вещей, никто из них даже не почесался залезть к нам на сайт и посмотреть, что там есть.

- Почему вы решили сняться в роли Льва Толстого в одноименном фильме? Ирония по поводу нелегкого звания патриарха русского рока?

- Мой старый приятель Витя Тихомиров долго обхаживал меня и уговаривал сняться. Уговорил. Я сделал все, что он хотел: приехал, надел халат, взял косу в руки и несколько часов косил траву. Что может быть приятнее? Мне нравится степень уважения Витьки ко мне и к "Аквариуму", она обезоруживает, поэтому я просто не мог ему отказать. Но вообще-то я в кино сниматься не люблю. Для этого существуют Джонни Депп, Брэд Питт, Киану Ривз и Брюс Уиллис. На них мне смотреть приятно, на себя - нет. Но вообще я к кинематографу отношусь хорошо. Как все прогрессивное человечество, смотрел обе "Матрицы", хотя после "Властелина колец" долгое время вообще ничего смотреть не мог: все остальное казалось блеклым и безжизненным.

- Рано или поздно наступит такое время, когда об "Аквариуме" захотят снять фильм, как о группе Doors, например. Неужели сыграть себя вы доверите кому-то другому?

- Такой проект обсуждается последние два года в Англии. Насчет бюджета ничего не могу сказать. Ищут подходящего режиссера, сценариста, людей на мою роль тоже пытаются найти, но это настолько смешно, что я даже говорить об этом не буду. Скажу лишь, что это один из вышеназванных голливудских актеров. Если честно, не хотел бы видеть в этой роли ни себя, ни кого-то другого. Потому что прошлое не интересует меня ни с какой стороны, даже как легенда, ведь нынешнее положение гораздо интереснее.

- Вы следите за тем, что происходит в нашей эстраде?

- За нашей музыкой я не слежу, и то, что в ней происходит, не будет меня интересовать еще лет десять. Но иногда слышу что-то интересное. Например, мне нравится Tequilajazzz. У них уникальное музыкальное видение, они музыканты мирового уровня, что для России большая редкость, но это скорее исключение для отечественного рока. В сущности я и сегодня мог бы подписаться под своими словами: "Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране". Эта фраза, конечно, была провокацией, но ситуация с тех пор не изменилась ни на йоту.

- Какая музыка звучит у вас дома?

- Самая разная, от Глена Миллера до Red Hot Chili Peppers. Или вот даже, не к ночи будь сказано, System Of А Dawn. Фонотека занимает треть стены, кроме того, я всю ее забил в компьютер. Это очень удобно, когда куда-нибудь уезжаешь. В дороге не будешь таскать с собой сотни компактов, но можно включить блок памяти, так что я музыку вожу с собой. В последнее время слушаю много симфонической музыки начала века, индийской музыки, записей тибетских.

- Несмотря на все эти древности, молодежная музыка вам тоже отнюдь не чужда. После песни "500" многие подумали, что вы готовы податься в рэперы...

- Ну что вы! Дело совсем не в молодежи. Рэп - это принципиально новая для западного сознания поэтическая форма, гораздо более сложная, чем примитивная поэзия последних десяти веков. За ним несколько тысяч лет развития африканской мысли. Этот стиль уходит в почву гораздо глубже традиционного негритянского блюза, который скорее сентиментален. Это ментальность очень цельная. Негр - он как русский человек: сегодня может тебя любить, а завтра - убить.

- Среди ваших поклонников много разговоров о символизме названия последнего альбома - "Песни рыбака". Мне приходят в голову две версии - с Лао-Цзы и апостолом Андреем.

- Название пришло, когда альбом уже был готов. О его символизме мне говорили и православные священники, и представители других конфессий. Я все прочтения просчитываю заранее, и когда это всплывает в мнениях сотен людей, меня это радует. Кроме Лао-Цзы и апостола Андрея есть еще Король-рыбак из средневековой мистики, весь этот сюжет, связанный со святым Граалем. Кстати, я всего четыре дня назад стоял в замке Монсегюр, который, как известно, являлся последним прибежищем Грааля на этой бренной земле. Ощущение очень сильное, это не передать словами.

- Почему отмечать юбилей вы решили в Кремлевском дворце? А как же нонконформизм? Кобзон и Киркоров на этой площадке смотрятся естественно, а вы...

- Если уж гулять, то по полной. По-моему, в этом есть ирония такого масштаба, что только сам Кремль по масштабу и подходит. Мне уже случалось выступать в Кремле - это было в районе 1989-1990 годов, тогда я спел там такую песню: "Коммунисты мальчишку поймали, потащили его в КГБ. Ты откройся, кто дал тебе книгу "Руководство в подпольной борьбе". Это был какой-то фестиваль Стаса Намина, на который он меня позвал: не думаю, что он ожидал услышать что-то подобное, но никаких проблем не было. Ну а 31 октября хочется устроить настоящую ретроспективу, спеть то, что мы на концертах вообще не играли или играли в какие-то доисторические времена. Так что ждите сюрпризов.

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера