Архив   Авторы  

Тени над городом встали
Искусство

Изящную сказку Евгения Шварца "Тень" режиссер Юрий Еремин пересказал рубленым языком суровой прозы

Казалось, эта вещь так и останется в том, ушедшем времени, когда иносказание, полное потаенных намеков, заменяло собой прямое свободное слово. По-другому было нельзя, вот и изощрялись, кто как мог. Евгений Шварц делал это блистательно и остроумно. Он всего лишь писал сказки, но всякий мыслящий человек понимал, кто скрывается за его сказочными персонажами - Драконом, Тенью, трусливыми придворными и коварными королями. Теперь не то. Теперь всякий мыслящий человек каждый день читает обо всех этих драконах, тенях, трусливых придворных et cetera обличительные статьи, свободно называющие их имена, отчества и фамилии, и тем самым удовлетворяет свое еще не вполне уснувшее гражданское чувство. С какого бока тут театру пристроиться - вопрос, что называется, на засыпку. Во всяком случае, режиссеру есть о чем подумать, спасительная фантазия должна проснуться и подсказать ответ.

Как раз фантазия Еремина и подвела. Пьеса о том, как Тень, уйдя от хозяина, захватывает власть над трусливыми подданными, показалась режиссеру актуальной, и он решил превратить иносказание в прямое высказывание. Пьеса сокращена изрядно, из текста убраны все сказочные реалии и некоторые сказочные персонажи, уводящие внимание от главной мысли. "Почти реальная история", - написал режиссер на афише и, как мог, попытался воплотить эти слова на сцене. Ясно, что его вело. Актуальность темы, все эти двойники, перевертыши, игра во власть. Чем не тема для сегодняшнего спектакля. Вот только вместе со сказкой из текста ушли изящество, остроумие, тонкость в конце концов. На подмостках Молодежного театра выявились, будто топором обтесанный, голый скелет сюжета и вялая скука, окутавшая пространство. Даже пафос, гражданский пафос, ради которого все затевалось, и тот никак себя не обнаружил. Впечатление такое, что Юрий Еремин, прочитав "Тень" заново, воодушевился, вдохнул глубоко, а приступив к репетициям, тут же и выдохнул, не успев заразить актеров своими идеями. Какая-то во всем этом спектакле обреченность проглядывает, словно все его участники сдались еще до премьеры, а теперь вот выходят и, как могут, выполняют свою работу.

При этом не скажешь, что спектакль отчаянно плох, ничуть. Он просто недостаточно хорош. Такой себе среднестатистический спектакль, каких полно. Вот декорация (Валерий Фомин) - вроде сделана для этой пьесы, а могла бы подойти к сотне других. Какие-то гипсовые раздвижные ширмы, обтянутые бумагой. Изредка опускается черный экран, на котором написано название пьесы. Зачем опускается, бог весть. На белую бумагу можно проецировать тень, а потом эдак эффектно разорвать, выходя сквозь нее на авансцену. Вот и вся режиссерская находка, одна на весь спектакль. Или музыка. Звучит себе и звучит, может звучать эта, а может и другая, значения не имеет. Вот Принцесса на бутафорской скрипке играет, отчего бы? А просто так, показалось романтичным. Актеры играют так, будто ничто в этом тексте не вызывает в них сердечного волнения. Например, Алексей Веселкин (Доктор) или Алексей Блохин (Министр финансов) просто-таки хорошо играют, но от их добросовестного исполнения своих обязанностей ничего на сцене не проистекает, и ровный ход спектакля не прерывается ни на минуту. Или вот молодой совсем дебютант Александр Устюгов, играющий Тень. Все при нем: фактура, голос, несомненное дарование. Тут мог бы быть заметный, яркий дебют, но и он стушевался в том потоке обыденности, который обрушил на наши (и на актерские тоже) головы Юрий Еремин, еще раз повторимся, совершенно сознательно.

Попытка превратить сказочную историю в историю реалистическую, почти бытовую, сыграла с режиссером дурную шутку, в финале особенно заметную. По Шварцу, в конце концов надо выйти и сказать опасной Тени в глаза: "Тень, знай свое место", и зло побеждено. Для сказки в самый раз, а в нынешней деловой реальности звучит странно. Вот теперь сиди и удивляйся, чего он ждал так долго, этот тюфяк Ученый (Сергей Рябцев), чего ходил вокруг и около, изображая героя. Подошел бы и выкрикнул, всего-то делов. Какой тут героизм, в чем он? Это вопросы дня сегодняшнего, если уж к нему обращаться так прямо, грубо и зримо, на них нельзя не ответить хоть как-нибудь.

Марина Зайонц, Александр Иванишин (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера