Архив   Авторы  

По следам Витимского гостя
Парадокс

Год назад в Иркутской области было зарегистрировано столкновение с Землей загадочного космического объекта. Уже несколько экспедиций пытались найти его следы, однако тайга не спешит раскрывать свои тайны

Следы в снегу

Шансы обнаружить фрагменты метеорита всегда невелики. Статистика говорит о том, что небесные тела диаметром несколько метров, как правило, разваливаются на мелкие части на высоте 30-60 километров, и до земли мало что долетает. А если что-то и долетает, то найти мельчайшие фрагменты - песчинки и мелкие каменные чешуйки - бывает очень трудно. Особенно в горной местности.

Но если крупных фрагментов нет, неужели мы так никогда и не узнаем, что представлял собой Витимский болид? Сразу же по завершении первой экспедиции у Сергея Язева родилась идея. Он предположил, что вещество сгоревшего в атмосфере метеороита - мельчайшие частички космического происхождения - должно было осесть на землю из дымно-пылевого следа болида. Понятно, что на земле, во мху, среди травы, сухих листьев и хвои, вести поиски бессмысленно. Но, к счастью, к моменту падения болида на вершинах местных гор (это 1000-1200 метров над уровнем моря) уже лежал снег. Это означало, что в слое снега могли сохраниться упавшие частицы. Однако если это так, следовало торопиться, пока снег не растаял и талые воды не унесли навсегда космическое вещество...

Средства на повторную экспедицию выделило Сибирское отделение РАН. 6 апреля 2003 года Ан-24 привез в Мамско-Чуйский район Иркутской области шестерых ученых. Среди них были опытные геологи, не первый год исследовавшие тайгу. Начальник экспедиции кандидат геолого-минералогических наук Сергей Ефремов, доктор наук Виктор Антипин и их коллега Михаил Митичкин представляли Институт геохимии СО РАН. Кандидат наук Алексей Иванов и студент-химик из Иркутского государственного университета Александр Лихошвай были командированы от Института земной коры. Сергей Язев представлял Институт солнечно-земной физики.

...Уазик увез экспедиционный отряд из поселка Мама в поселок Витимский километрах в сорока выше по реке Витим. Дорога шла по льду реки. Весна в этом году была в здешних краях неожиданно ранней: местами вода уже шла поверх ослепительно белого льда, так что смотреть в окно машины было страшновато. В Витимском экспедиция разделилась. Геохимики сначала на машине, затем на снегоходах "Буран" были заброшены в зимовье вблизи реки Тахтыга. Остальные отправились в уже знакомый Сергею Язеву по первой экспедиции брошенный поселок Большой Северный. Здесь в единственном неразрушенном доме, где не было электричества, но можно было топить печь, сжигая остатки других домов, и разместился маленький отряд.

Подниматься на вершины гор без охотничьих лыж было невозможно. Слой снега достигал полутора метров, а хрупкий наст держал путешественников только утром. Местные охотники Анатолий Скибицкий, Валерий Андреев и Андрей Петрученко снабдили ученых широкими охотничьими лыжами, обитыми оленьим мехом - камусом. На следующий день исследователи, ведомые местным жителем Виктором Покшевановым, двинулись на вершину. Очень скоро увидели следы падения метеорита: многочисленные обломанные верхушки берез, осин, сосен. Виктор Покшеванов качал головой: за долгие годы жизни в этих краях он никогда не видел ничего подобного! Похоже, ударная волна от болида была чрезвычайно мощной. Ученые не верили своим глазам. По данным американского спутника, засекшего падение болида, он шел здесь на высоте более 25 километров. Ударная волна, придя с такой высоты, неминуемо должна была ослабнуть.

На гольце - безлесной вершине горы - исследователи оказались через три часа. Чтобы взять пробы снега, пришлось делать в сугробах шурфы полутораметровой глубины. С площадки в один квадратный метр в огромные полиэтиленовые пакеты отбирался самый глубокий слой снега, выпавшего еще до падения болида. Каждая проба весила 6-8 килограммов. Пакеты укладывали в рюкзаки.

Возвращаться было тяжело. Солнце растопило наст, и широкие лыжи стали проваливаться в снег на полметра, а то и больше. Шли все медленнее, за час преодолели не больше пятисот метров. Быстро темнело, и скоро стало ясно, что есть риск застрять в тайге на ночь. Пришлось выгрузить мешки с пробами и положить их у лыжни. Идти стало легче. Какие-то участки пути пришлось преодолевать с лыжами под мышкой по пояс в снегу, другие - осторожно продвигаясь по хрупкому снегу, иногда снежные пласты обрушивались под весом людей. Когда спустились к дому, было уже совсем темно. С рассветом, покуда слегка подмерзший за ночь наст мог выдержать лыжников, они сделали вылазку и дотащили наконец до базы вчерашние пробы.

Членам второго отряда пришлось не легче. Также утопая по пояс в снегу, они вынесли с вершины горы Витимской четыре пробы и сильно замерзли на обратном пути. Зато ученые сделалаи интересную находку: они обнаружили в снегу сосновую ветку, у которой были перебиты, как пулей, древесные волокна! На сколе явственно просматривалось "входное" отверстие маленького, миллиметра два, диаметра. Еще одна загадка: неужели частицы метеорита, опять-таки падая с большой высоты, сохранили настолько высокую скорость, чтобы сбивать толстые ветки с деревьев?

...За первую неделю работы в тайге учеными было взято 13 проб снега. Затем снег был растоплен, а вода процежена под давлением сквозь специальные фильтры. На фильтре от одной из проб, доставленной Михаилом Митичкиным и Сергеем Ефремовым, были обнаружены мельчайшие черные полые шарики диаметром менее 100 микрон. Анализ показал, что в них присутствуют такие вещества, как нефелин, шпинель, энстатит. Подобные минералы встречаются и на Земле, и в метеоритах. Учитывая, что ассоциация нефелина в сочетании с энстатитом и шпинелью совершенно нетипична для здешних мест, а объяснить высокие температуры для кристаболитных частиц в осеннем снегу довольно сложно, можно предположить, что в руках исследователей все-таки оказались частицы метеорита!

Ищут ученые...

В июне, когда долгая сибирская зима наконец кончилась и снег на вершинах (и то не везде!) растаял, к местам, над которыми прошел Витимский болид, потянулись самые разные исследовательские экспедиции. Первой в эти края приехала группа из Екатеринбурга под руководством опытного метеоритчика из Уральского государственного технического университета доцента Виктора Гроховского. Его команда, сформированная из уральских преподавателей, аспирантов и студентов, взялась прочесывать полосу длиной около 15 километров вблизи точки падения болида, рассчитанной по данным американского спутника.

Прибывшая следом группа исследователей из Красноярской "космической" фирмы - НПО прикладной механики - под научным руководством кандидата технических наук Виктора Чеботарева опросила очевидцев падения болида на золотоносных приисках соседнего Бодайбинского района.

И, наконец, в район поисков прибыла совместная экспедиция иркутских и московских ученых. Трое специалистов из Комитета по метеоритам РАН под руководством кандидата наук Дмитрия Бадюкова присоединились к иркутским исследователям. Уже знакомые читателю Виктор Антипин, Михаил Митичкин, Сергей Ефремов и Сергей Язев составили костяк сибирской части экспедиции. Молодые иркутские ученые Александр Летунов, Антон Петров и Анатолий Арсентьев усилили ее состав.

Летние поиски оказались ничуть не легче, чем зимние. Ниже высокогорной гольцовой зоны все горы в тех местах покрыты непроходимым лесом, так называемым кедровым стлаником. Мощные, невысокие - всего два-три метра - разлапистые многоствольные кедры, сплетаясь твердыми прочными ветвями, создают преграду, сквозь которую трудно пройти, и уже в двух метрах ничего не видно. Добавьте к этому тридцатиградусную жару, постоянную дымку от лесных пожаров, многочисленных слепней и прочий таежный гнус, крутые подъемы и спуски, многочисленные горные речки, преграждающие путь, - и вы получите некоторое представление об условиях, в которых работали летние метеоритные экспедиции 2003 года. В качестве транспортных средств использовались самые разные устройства: сухогруз на реке Витим, моторные лодки, вездеход "Урал", мотоциклы. Но главным средством передвижения, конечно, были ноги.

В первые дни участники экспедиции преодолевали от 20 до 30 километров за сутки. Ученые осматривали в бинокли склоны гор, отмечали любые бросавшиеся в глаза аномалии ландшафта, поднимались на гольцы, исследовали глубокие узкие долины горных речек вдоль трассы полета болида. Ученых сопровождали местные охотники, вооруженные карабинами. Это было отнюдь не лишним: здешние края не случайно называют медвежьими. Следы и глубокие царапины от могучих когтей на коре деревьев попадались все время. Однажды вечером молодой медведь вышел прямо на московского геохимика Альберта Абдрахимова. Зверь от неожиданности испугался и кинулся галопом прямо через лагерь. Он пробежал метрах в двадцати от остолбеневших ученых, которые сидели у костра за вечерним чаем. Саша Летунов выстрелил в воздух, и медведь дал деру сквозь заросли карликовой березы.

Охотники, с которыми ученые договорились еще весной, в мае и июне основательно прошерстили зону поисков и рассказали, что вдоль одного из притоков речки Большой Северной есть мощный вывал леса. Добраться туда было непросто. Четверых исследователей охотники доставили в этот район на своих мотоциклах. Сергей Язев вспоминает, что старался не смотреть, как мотоциклисты с карабинами наперевес преодолевают полуразрушенные мостики, под которыми шумят, пенясь, горные речки. Затем мотоциклы оставили на одном из перевалов, и группа двинулась с рюкзаками по лесным тропам еще километров на десять сквозь кедровый стланик, чтобы разбить временный лагерь на берегу Большой Северной. Километрах в пяти от этого места находилась зона вывала. Здесь экспедиция застряла на пять суток. "Боюсь, - говорит Сергей Язев, - что если бы не подраненный медведем олень, которого дострелил один из охотников, нам могло бы не хватить продуктов. Свежее мясо пополнило наш рацион".

Место вывала поразило воображение исследователей. Множество деревьев повалено, сломано. Тут были березы, вывороченные с корнем. Были деревья с оторванными верхушками. Были деревья, сломанные на разной высоте, и становилось ясно, что мощная ударная волна прошла по ущелью. "Я не хотел бы находиться здесь в ту ночь, когда все это происходило!" - только и сказал один из местных охотников. Еще один похожий участок был найден вблизи места предполагаемого падения болида. Картина была такой же: сломанные и поваленные ели, лиственницы, березы, отломанные ветки, вывороченные корни. Опытные охотники утверждали, что вывал леса произошел именно осенью 2002 года. Иркутские и московские геохимики отобрали пробы мха. Многолетний толстый мох способен сохранить в себе частицы, упавшие сверху. Анализ этих материалов еще предстоит.

Увы, того, на что так надеялись все участники летней витимской кампании, не произошло. Начиная с апрельских изысканий охотников и до августовских походов профессионалов-метеоритчиков полоса шириной более 5 километров и длиной не менее 30 километров вдоль трассы полета вплоть до конечной расчетной точки была тщательно исследована. Полностью отвечая за свои слова, Сергей Язев сегодня утверждает: "Если бы здесь были ударные кратеры от падения крупных фрагментов, мы бы их обязательно нашли. Мы видели сотни воронок, канав, ям, но это следы деятельности геологов еще в 1950-1970-е годы. Мы видели зоны горелого леса включая ту, которую показывали в июне различные телеканалы, но эти гари оказались совсем молодыми, уже весенними, 2003 года". Надо заметить, что при падении метеоритов никогда не бывает лесных пожаров. Исключение - Тунгусский феномен, но это особый случай.

Где же метеорит?

Увы, следов падения крупных фрагментов нет. Но есть участки сломанного и поваленного леса. Есть загадочные частицы, найденные в снежном покрове. Есть странные ветки, как бы прошитые неизвестными микрочастицами. Есть множество свидетельств очевидцев, описывающих необычные звуки во время падения болида, и некоторые из показаний ставят в тупик профессионалов.

Сейчас в ряде лабораторий страны продолжается анализ полученных данных. Активно подключился к исследованиям московский Институт динамики геосфер РАН. Интересную гипотезу выдвинула красноярская группа. По мысли Виктора Чеботарева, проанализировавшего показания бодайбинских очевидцев, если американский спутник дал ошибочные оценки высоты полета болида, наклон его траектории мог быть более пологим и метеороит мог пролететь дальше тех мест, где мы искали следы падения. Но тогда имеет смысл продолжать поиски в соседнем Бодайбинском районе Иркутской области. Как знать, может быть, история исследований загадок Витимского болида только начинается...

Степан Кривошеев
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера