Архив   Авторы  

Кто хочет стать президентом?
Вокруг России

"Политик в США, если он мечтает о президентском кресле, должен предложить избирателю что-то новое. Американцы любят перемены... В России же гораздо больше ценят стабильность", - считает политтехнолог Дик Моррис

Работу имиджмейкеров не принято обсуждать вслух. Подобно телохранителям, они предпочитают находиться в тени своих высокопоставленных клиентов. Американский политтехнолог Дик Моррис, работающий в России по контракту с компанией "Никколо М", долгие годы был "тенью" 42-го президента США Билла Клинтона. О том, как и из кого делают президентов, Дик Моррис рассказал "Итогам".

- Господин Моррис, Биллу Клинтону на первых президентских выборах удалось почти невозможное - обойти победителя Ирака Джорджа Буша-старшего. В чем была причина?

- Я думаю, что самым важным моментом, обусловившим победу Клинтона, стала смена поколений. Билл Клинтон был первым американским президентом, представлявшим поколение людей, рожденных после Второй мировой войны. Это было поколение, у которого появился совершенно другой взгляд на мир: другие кумиры, симпатии и антипатии. Они не только знали, что являются частью глобальной мировой экономики, но и хотели участвовать в этом процессе. И они здорово устали от старых проблем, которые доминировали в нашей политике на протяжении послевоенных лет. Клинтон пришел и сказал: "Я решу эти проблемы! Причем решу их, используя лучшие наработки как демократов, так и республиканцев".

- Ваш клиент, я имею в виду президента Клинтона, учился в Йельском университете и в Оксфорде. Нужно ли политику хорошее образование? Или президента можно слепить из кого угодно, были бы деньги?

- Образование для начинающего политика имеет важное значение. К примеру, в Великобритании, если вы не выпускник Кембриджа или другого престижного университета, о карьере политика можно забыть. Там не только необходимо получить образование, его нужно получить еще и в правильном месте. В США, правда, несколько иная картина. Президент Рейган окончил весьма скромный колледж. Президент Никсон обучался тоже в не слишком известном учебном заведении в Калифорнии. То есть в Америке, если вы решили ввязаться в большую политику, вам необязательно учиться в правильном месте. С экономической или финансовой точки зрения, в США вообще любой человек может стать президентом. Рузвельт был богат, а Трумэн - беден. Эйзенхауэр - беден, а Кеннеди - богат. Джонсон, Никсон, Форд, как и Рейган, - все они были "бедные" президенты, а вот Буши - и старший, и младший - еще до избрания президентами сколотили приличные состояния. Клинтон также до своего избрания был богат. Так что роль денег в данном случае не является определяющей. Другое дело, что человек с улицы в США, как бы этого ни хотели даже самые талантливые имиджмейкеры, не может в одночасье стать президентом. Наверное, самое трудное занятие в мире - это выбрать президента Соединенных Штатов. Поэтому в Америке политиков пропускают через очень тонкое "сито". Нет такого закона, который защитил бы этих смельчаков от любых неудобных вопросов. Нет у них и права на личную жизнь. Нет законов, оберегающих от досужих, порой лживых наветов. А вот публичным политикам в таких случаях приходится изрядно попотеть, чтобы доказать, что это ложь. Человек с улицы может в теории стать президентом США. Но при одном условии: ему, как на конкурсе красоты, придется раздеться догола, перетерпеть все муки забрасывания грязью и при этом в конкурентной борьбе с другими конкурсантами убедить "жюри", что именно он обладает всеми необходимыми качествами Политика с большой буквы.

- Кстати, вы бы лично взялись за клиента с улицы?

- Вот если я разгляжу политика с улицы, тогда я мог бы взяться за его раскрутку. Но пока я таких еще не видел.

- У нас на личную жизнь и репутацию политиков смотрят несколько иначе. Скажем, после истории с Моникой Левински популярность президента Клинтона в России только выросла. Значит ли это, что быть политиком в США и быть политиком в России - большая разница?

- Наверное, Билл Клинтон хотел быть популярным среди российского населения... Что касается разницы между американскими и российскими политиками, то она не настолько велика. Просто в России сложились свои требования к выбору политиков, а в Америке - свои.

- Кстати, о требованиях. Победа Арнольда Шварценеггера - это победа Терминатора или оказался востребованным новый тип политика-непрофессионала?

- Победа Шварценеггера - это победа cотен тысяч людей, которые написали петицию с требованием отставки предыдущего непопулярного губернатора Дэвиса.Тот был чуть больше года назад переизбран на этот высокий пост, но постоянно лгал своим избирателям. Я не знаю, будет Шварценеггер хорошим губернатором или нет. Но то, что выборы в Калифорнии состоялись досрочно, то есть благодаря инициативе людей, выглядит просто замечательно. Это доказало непреложную истину демократии: каждый политик ответственен за свои слова и поступки, и если он лжет, то ему придется за эту ложь непременно ответить.

- Что происходит сейчас в стане американских демократов? Смогли они наконец выбрать достойного кандидата, способного составить конкуренцию Бушу-младшему на выборах 2004 года?

- Когда в стане демократов развернулась борьба за право стать кандидатом в президенты США, то чаще других назывались четыре имени: сенатор Джозеф Либерман, который в качестве вице-президента боролся за Белый дом в связке с Алом Гором в 2000 году, ветеран вьетнамской войны сенатор из Массачусетса Джон Керри, сенатор-миллионер от штата Северная Каролина Джон Эдвардс и конгрессмен от штата Миссури Ричард Гепхард. И вдруг появился Говард Дин. Он был губернатором Вермонта - одного из самых захолустных штатов США. К тому же с легкой руки некоторых республиканцев за ним закрепилась репутация чуть ли не левого радикала, поскольку он выступал против войны в Ираке и за снятие табу с однополых браков. Многие спонсоры даже отказали Дину в финансовой поддержке. Тогда он решил использовать Интернет и нашел уже более 285 тысяч сторонников, которые отдали свои деньги на его избирательную кампанию. Судя по всему, именно он выиграет номинацию от демократов. Если это произойдет, то Дин станет первым представителем демократов, который смог добиться такого успеха без помощи солидных спонсоров, крупных корпораций, профсоюзов и различных групп влияния. Я не знаю, удастся ли этому парню выиграть у Буша-младшего - скорее всего нынешний глава Белого дома победит-таки на выборах 2004 года, - но то, что он уже одержал победу над прежними избирательными технологиями, это факт.

- То есть деньги сейчас для Америки не главное?

- Были когда-то. А сейчас нет.

- В ряде европейских стран, например, считается, что для избрания президентом США кандидату не надо быть семи пядей во лбу. Достаточно иметь телегеничную внешность и не говорить очевидных глупостей. Все остальное за него сделают грамотные политтехнологи. Так ли это?

- Теперь я понимаю, почему президентом Франции был избран господин Ширак: он не может похвастать своей внешностью, зато у него избыток ума и интеллекта... А вот Тони Блэр, кстати, выпускник Оксфорда, выглядит весьма привлекательно, как и Герхард Шредер. Владимир Путин также неплохо смотрится. Но ведь не только благодаря своему внешнему виду они стали лидерами как общенационального, так и мирового масштаба. Для этого необходимо иметь массу других качеств, отсутствие которых не компенсирует и целая армия имиджмейкеров. Конечно, умение правильно носить шляпу имеет для имиджа большое значение. Но если, кроме этого, у политика нет других достоинств - прежде всего умения выйти победителем из сложных ситуаций, - на его карьере можно поставить крест.

- С точки зрения имиджмейкера, каким должен быть успешный кандидат в президенты?

- В США, на мой взгляд, наиболее важной является способность того или иного кандидата отойти от традиционного понимания, каким должен быть политик. До избрания Рейгана многие говорили, что президентом должен быть политик, а не актер. На этом он как раз и сыграл, заявив, что я не политик, а всего лишь актер. И, кроме официального Вашингтона, всей Америке такой пассаж очень понравился: страна наелась традиционной политикой. Когда избирался Буш-старший, тот, напротив, сыграл на своей непривлекательности по сравнению с "красавчиком Рейганом" - и тоже победил. После них многие подумали, что следующий президент обязательно должен быть старым. И тогда пришел 46-летний Клинтон - и его тоже избрали. То есть политик в США, если он мечтает о президентском кресле, должен предложить избирателю что-то новое, отличное от того, что предлагал его предшественник. Американцы любят перемены.

- В отличие от России...

- В России гораздо больше ценят стабильность. Кандидат в президенты обязательно должен обещать стабильность и порядок. Если бы вы предложили американцам выбрать между кандидатами: один выступает за свободу и перемены, а другой - за стабильность и порядок, то они однозначно проголосовали бы за первого. А вот русские поддержали бы второго. Хотя в отличие от Америки у вас есть такое уникальное место, как Москва. Здесь не только живут, но и голосуют не так, как во всей России. В США такой феномен тоже присутствует, но не так явно. Другое дело, что многие в Америке побаиваются ретивости некоторых столичных чиновников, которые хотели бы отрегулировать до мелочей всю нашу жизнь... По большому счету США более однородны. Да, есть Калифорния, есть Техас, но между ними нет той огромной разницы, которая существует между Москвой и остальной Россией. Потому-то ваш кандидат в президенты должен постоянно учитывать этот момент несоответствия.

- Что, по вашему мнению, делает политика харизматическим? Что в его образе должно преобладать?

- В России преобладающими элементами являются сила и авторитарность, в США - склонность к переменам. Но каждый политик привлекателен по-своему. У того же Буша-младшего харизматической является его склонность к применению силы. Клинтону, к примеру, было крайне важно знать - популярен он или нет. А нынешнему хозяину Белого дома - нет: он будет делать то, что, по его мнению, является правильным. Он полагает, что это и есть его харизма.

- Вообще выборы в США и выборы в России - это вещи несопоставимые или все-таки между этими процессами есть сходство? Мог бы, например, российский кандидат, с которым работают российские имиджмейкеры, иметь успех в США?

- Безусловно да. Я, к примеру, поражен, насколько ваши парламентарии похожи на наших конгрессменов. Только последние, пожалуй, больше внимания уделяют своим прическам и внешнему виду. А в остальном нет никаких отличий. Но есть один очень важный момент. Он касается вашего избирательного законодательства. В России, например, узаконено, что активная фаза самой избирательной кампании может вестись ограниченное время, существуют и другие странные, на мой взгляд, правила. В США нет подобных ограничений. Скажем, если вы желаете проводить свою избирательную кампанию в течение 10 лет - пожалуйста. Мне не очень понятно, почему в России этот срок ограничивается несколькими неделями. В отношении начинающих политиков и их избирателей это является дискриминацией.

- Удивило ли вас что-либо в работе с вашими российскими клиентами?

- Больше всего меня поразило то, как легко многие из них готовы пожертвовать свободой, добытой вами с таким трудом. Например, на мой вопрос: "Согласны ли вы отказаться от некоторых свобод ради достижения порядка и стабильности в стране?" - 70-80 процентов из них давали положительный ответ. Для меня это, пожалуй, самый пугающий момент.

- В Америке снят фильм о выборах президента России в 1996 году, в котором утверждается, что своей победой Борис Ельцин обязан заокеанским политтехнологам. Вы согласны с такой трактовкой?

- Своей победой Борис Ельцин обязан россиянам, отдавшим за него свои голоса. Но правда еще и в том, что мой бывший партнер по бизнесу Ричард Дреснер действительно был одним из трех американских имиджмейкеров, которых нанял Ельцин. Так вот, каждую неделю Ричард присылал мне в Вашингтон из Москвы результаты последних опросов. Я клал их на стол Биллу Клинтону. Мы с президентом США обсуждали эти результаты, а затем передавали Дреснеру наши рекомендации, которые тот в свою очередь переадресовывал Ельцину. Были случаи, когда президент США напрямую звонил Ельцину и говорил тому, что надо делать и как поступить. В тот момент президент России считал Билла Клинтона лучшим мировым политиком, а Клинтон, помогая Ельцину, полагал, что в данный момент крайне важно для Америки не допустить победы коммунистов в России. Поэтому на тех выборах Ельцин и Клинтон действительно работали очень тесно.

- Я уже задавал такой вопрос бывшему имиджмейкеру премьера Италии господину Джанни Пило: у кого из нынешних членов "большой восьмерки" лучшие имиджмейкеры и политтехнологи? Кому, на ваш взгляд, их помощь более необходима и кому менее?

- На сегодняшний момент самый лучший имиджмейкер у Джорджа Буша-младшего. Что касается вашего президента, то я думаю, что мистеру Путину он просто не нужен. В этом отношении он самодостаточен. Он не адаптируется к России. Наоборот, он все делает так, чтобы Россия адаптировалась к нему. Он не дает людям того, чего они хотят. Он дает людям то, что, по его мнению, им нужно. Путин - это противоположность большинству современных политиков. Вот уж кому нужна помощь имиджмейкеров, так это Жаку Шираку, который смог настроить против себя большое число людей. Герхарду Шредеру также не помешал бы хороший имиджмейкер... В человеческом отношении все члены "восьмерки" дополняют друг друга. Но не как политики. У каждой страны, которую они представляют, есть свои взаимоисключающие интересы как в политике, так и в экономике.

- Хотелось бы узнать ваш прогноз по поводу предстоящих выборов в Госдуму.

- Я думаю, что у коммунистов возникнут проблемы, и они выступят не столь удачно, как хотели бы. Я не могу рассуждать о ситуации по системе мажоритарного голосования, но что касается округов, то в некоторых из них левых ждет сильное разочарование. Вообще мне кажется, что каких-то больших сенсаций от этих выборов не стоит ждать. В новый российский парламент в основном пройдут старые депутаты, которые уже известны своим избирателям и успели себя зарекомендовать.

Александр Чудодеев
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера