Архив   Авторы  

Голливуд нам не указ
Искусство

"Продюсер вкладывает в проект деньги, свои или чужие, а потом отвечает за то, чтобы эти вложения возвращались, а еще лучше - приносили прибыль. И симпатичный мужчина Дима Месхиев не имеет права просто так взять чьи-то миллионы долларов и начать самовыражаться. Так что во всем мире кино в той или иной степени продюсерское, каким бы раскрученным ни был режиссер", - уверен кинорежиссер Дмитрий Месхиев

Из режиссерского поколения 40-летних Дмитрий Месхиев едва ли не самый снимающий. Он не вынашивает заветных планов, а живет по принципу "ни дня без кадра". Если есть возможность - снимает большое кино: "Циников", "Женскую собственность", "Дневник камикадзе" и так далее. Если настигнет режиссерский простой - выступает в роли продюсера. В последнее время он работает еще и для телевидения. Только на днях телеканал "Россия" завершил показ его сериала "Линии судьбы", а Месхиев... уже снова монтирует: новый экранный фильм "Свои" рассказывает о деревенских жителях, вынужденных во время Отечественной войны стать полицаями.

- Дмитрий Дмитриевич, в последние годы все больше ваших сверстников, от Гарика Сукачева до Николая Лебедева, снимают кино о Великой Отечественной. Как будто дань отдают. Чем вызван ваш интерес к этой теме?

- На самом деле все началось с идеи снять кино о деревенской жизни: о быте, об отношениях между односельчанами. Мне это знакомо и близко: меня воспитывала няня, настоящая деревенская жительница. Да и сейчас я много времени провожу в деревне, где меня считают не дачником, а принимают за "своего". Но когда я прочел сценарий Валентина Черныха, меня он зацепил. Главный герой - человек, которого все считают предателем, хотя на самом деле он таким не является. Мне показалось, такой сюжет интересен и насущен во все времена. Особенно если он разворачивается в оккупированной деревне. У героя есть жена, дети, а война ставит его перед жестоким выбором: работать на врага или потерять семью и умереть. Не уверен, что каждый способен стать героем, даже во имя Родины. Про это мы и снимали кино.

- Отношение к полицаям до сих пор однозначно. Вы не опасаетесь, что можете быть неправильно поняты?

- Но я же не пытаюсь оправдать перебежчиков! Я хочу рассказать, что некоторые люди, которых считали предателями, а конкретно - деревенские полицаи, на самом деле не всегда ими были. Не все они убивали своих, грабили, зверствовали. Готовясь к съемкам, я много беседовал с деревенскими старожилами, рассказавшими о подвигах так называемых предателей, которые на самом деле помогали партизанам и укрывали раненых. А нападок я не боюсь. Более того, уверен, что они будут, и к любой критике готов.

- Не успели отвыкнуть от критики за время работы в сериальном кино, сглаживающем любые острые углы?

- Я не считаю себя режиссером какого-то одного жанра, и мне захотелось поработать на телевидении. Люблю экспериментировать, играть с формой, пробовать новое. Почему было не попробовать себя в таком масштабном проекте, как "Линии судьбы"?

- Понравилось?

- Мне было интересно снять 24 серии кряду, попробовать свои силы. Был даже некий спортивный интерес. Сегодня ни одному самому распрекрасному экранному фильму "не светит" единовременная премьера по всей России. А я сел у телевизора, понимая, что одновременно со мной на этой "премьере" присутствуют еще миллионы соотечественников! Продюсер картины Валерий Тодоровский с самого начала призывал меня не забывать об этой громадной аудитории. Сценарий был очень интересный и непростой: действие все время переходит от одного персонажа к другому, сцены меняются молниеносно. Сериал предполагает немудрящие, зачастую формальные ходы, ведь самое главное, чтобы взаимоотношения героев были понятны с самых первых кадров, а не раскрывались где-то ближе к десятой серии.

- Что приносит режиссеру больший гонорар: экранное кино или постановка сериала?

- Сериальный проект предполагает длительные съемки. Это очень тяжелая и кропотливая работа, причем в первую очередь именно для режиссера. Соответственно его труд должен хорошо оплачиваться. И денег я заработал действительно немало, но говорить о конкретных цифрах не стану.

- Больший гонорар предполагает и большую режиссерскую зависимость? Продюсер "Линий судьбы" активно вмешивался в съемочный процесс?

- По сути, автором телевизионного многосерийного фильма в первую очередь следует считать не режиссера, а именно продюсера. Продюсер отвечает на главные вопросы: зачем и ради чего затеян проект, для кого снимается фильм и каким он должен быть. Правда, если картину ставит плохой режиссер, ничего путного из проекта не выйдет.

- Вам, профессионалу с достаточно серьезной репутацией, предложили выступить в скромной роли подрядчика. Не обидно?

- Если сценарий и проект предложены продюсером, то режиссер в любом случае выступает в качестве подрядчика. Но подрядчика не рядового, а творческого. Так почему бы не попробовать свои силы?

- Работа над комедией - я имею в виду "Особенности национальной политики" - тоже была пробой сил?

- Именно. Но этот фильм я снял пять лет назад, заканчивали его уже без моего участия, монтировал отснятый материал Александр Рогожкин, и сказать, что это стопроцентно мое кино, я не могу.

- А почему Рогожкин, затеявший все эти "национальные особенности", передоверил режиссуру вам?

- По всей видимости, ему просто надоел этот жанр. Я, кстати, вполне его понимаю. Тогда, после кризиса, сложилась очень тяжелая ситуация. Предложений было мало, а снимать хотелось. Поскольку я стал одним из продюсеров фильма, Рогожкин уговорил меня выступить и в качестве режиссера.

- Выходит, у вас есть и достаточно большой продюсерский опыт?

- Я продюсировал собственную картину "Экзерсис N 5", вошедшую в киноальманах "Прибытие поезда", был сопродюсером своего же фильма "Женская собственность", сейчас являюсь одним из продюсеров сериала "Мы - сестры". Кроме того, мне хорошо знакома специфика продюсерских проектов оттого, что некоторые свои полнометражные фильмы я снимал по заказу. Например, "Женскую собственность" и "Механическую сюиту". Я вообще считаю, что весь кинематограф должен быть продюсерским.

Продюсер вкладывает в проект деньги, свои или чужие, а потом отвечает за то, чтобы эти вложения возвращались, а еще лучше - приносили прибыль. И симпатичный мужчина Дима Месхиев не имеет права просто так взять чьи-то миллионы долларов и начать самовыражаться. Так что во всем мире кино в той или иной степени продюсерское, каким бы раскрученным ни был режиссер.

- Получается парадокс: кинокритики хулят Голливуд за продюсерскую диктатуру, а российский режиссер о ней мечтает. В то время как боссы кинокомпании Miramax бравируют тем, что доверяют, скажем, Квентину Тарантино огромные деньги и позволяют ему творить все, что заблагорассудится...

- И абсолютно правы, потому что Тарантино - это брэнд. Но Дима Месхиев тоже своего рода брэнд, и продюсер Тодоровский тоже позволял мне делать на съемках сериала "Линии судьбы" все, что я хочу, и полностью мне доверял, хотя отснятый материал отсматривал регулярно. Мы обсуждали монтаж каждой серии, много спорили по поводу актеров, но это был не банальный диктат со стороны продюсера, а настоящая творческая работа.

- Одну из ролей в этой картине сыграл Константин Хабенский, похоже, ваш любимый актер. Он играл и в "Женской собственности", и в "Механической сюите". Правда, что именно вы лоббировали его интересы на кастинге сериала "Убойная сила", превратившего Хабенского в настоящую звезду?

- Чушь, никто его интересов не лоббировал, на эту роль его позвали продюсеры Первого канала. Им просто очень понравился мой фильм "Женская собственность" с Хабенским в главной роли.

- Легко ли работать со звездами? Говорят, они довольно капризны, да и гонорары у них заоблачны.

- Не знаю, ни с какими капризами я не сталкивался. Возможно, мне просто везет. А что касается гонораров, то если артист всеми любим, он вправе потребовать оплаты своего труда, соответствующей его статусу. Такие актеры гарантируют высокую кассу: идут-то как-никак именно на них. Многим актерам предлагают роли в сериалах именно потому, что они, как теперь выражаются, медийны - узнаваемы, подходят под телевизионный формат. Но актеру интересна не каждая роль, поэтому он вправе требовать хороший гонорар, особенно если роль ему не слишком интересна. Почему нас не смущает, что где-то за горизонтом артисты получают миллионы долларов? А когда нашим платят достойные деньги (заметьте, не сравнимые с гонорарами голливудских звезд), мы сразу пеняем на звездную болезнь.

- Но ведь голливудских звезд знает весь мир, а наши актеры известны исключительно у нас...

- Ну и замечательно! Наших артистов знают меньше, но ведь это не означает, что они играют хуже и оттого должны меньше получать. Вот в Индии, например, снимают по 250-300 фильмов в год. И там актеры, которые известны только в Азии, кстати, получают куда более высокие гонорары, чем наши звезды. Есть звезды европейского кино, которые не снимаются в Америке, и их также не знает вся планета, но и они получают гонорары, не сравнимые с гонорарами наших артистов. И происходит это оттого, что наш кинорынок только начинает складываться. Но постепенно ситуация выправляется.

- Сейчас много говорят о светлом будущем российского кино. Ваши прогнозы столь же оптимистичны?

- В нашем кинематографе новая эра уже давно наступила. Вот только журналисты и кинокритики это почему-то не заметили.

- Может, потому, что кинематографисты в большинстве своем нацелены на так называемое фестивальное кино, где действительно случаются удачи? Тогда как добротный мейнстрим снимать пока так и не научились?

- А чем плох добротный фестивальный фильм? К тому же я не согласен с отсутствием в нашем кинематографе крепких коммерческих картин. А пресловутый "Антикиллер"? А знаменитый "Брат", ставший когда-то первой ласточкой зрелищного кино?

- Тем не менее официальные данные проката российских фильмов, даже самых вроде бы успешных, пока не особенно впечатляют.

- Раз коммерческие картины сейчас снимаются столь активно, значит, это кому-то да нужно. Но, во-первых, я не могу говорить о кассовых сборах этих фильмов, потому что не особо погружен в тему. А во-вторых, не надо лезть в чужой карман.

- Но ведь публиковать результаты проката того или иного фильма - нормальная мировая практика.

- А я не могу и не хочу обсуждать чужие деньги. Да и зачем нам вообще ориентироваться на те принципы, которые пестуются в Голливуде? Почему надо смотреть в другую сторону? Давайте ориентироваться на свою страну, свой кинематограф. И тогда все будет хорошо.

Станислав Лобастов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера