Архив   Авторы  

Обвиняемый Наполеон, встаньте
Там, где

Не помню, кто из великих утверждал, будто политиками прошлого широкая публика интересуется сезонно. Но то, что это правда, - совершенно точно. Иначе как тогда объяснить факт, что практически в один и тот же декабрьский день о Наполеоне Бонапарте вспомнили сразу по обе стороны Атлантики? И если в Америке французского императора превозносили в связи с торжествами, посвященными двухсотлетию покупки у Франции Луизианы, то в Италии над "корсиканским чудовищем" устроили целый показательный судебный процесс.

В Венеции специально созванный суд опросил восемнадцать "свидетелей" и, выслушав обвинение и защиту, признал Наполеона I виновным в военных преступлениях.

Ему вменили в вину разграбление и уничтожение тысячелетней Венецианской республики.

В 1796-1797 годах Наполеон, тогда только генерал Бонапарт, вторгся на север Италии и объединил мелкие, разрозненные итальянские государства сперва в Цизальпинскую республику, а потом и в Итальянское королевство.

При этом французские завоеватели не стеснялись присвоить себе огромные культурные и финансовые ценности.

Досталось и Венеции: из некогда могущественной древней республики, потерявшей к тому времени свою власть над Средиземным морем, были вывезены в Париж кони Святого Марка и картина Веронезе "Брак в Кане Галилейской".

Коней - кстати, утащенных самими венецианцами из разграбленного крестоносцами Константинополя в 1204 году - потом вернули на площадь Святого Марка, а вот шедевр Веронезе до сих пор выставлен в коллекции Лувра.

Да только ли в статуях и картинах тут дело?

Ведь по приказу корсиканца, ненавидевшего Венецию, - предки Наполеона преданно служили Генуе, извечной сопернице города Святого Марка, - сожгли венецианский военный флот и увезли во Францию городскую казну. Разве такое прощается?

Впрочем, нельзя не признать: в подъеме антинаполеоновских настроений в Италии отчасти виноваты сами французы.

Импульсом к символическому процессу стала покупка французским Наполеоновским обществом статуи императора с целью установления ее на площади Святого Марка. Городские власти решительно этому воспротивились, и в конце концов после долгих препирательств статую прописали в одном из залов музея истории Венеции. Суд над памятью об императоре был максимально стилизован под конец восемнадцатого века: костюмы и военные мундиры эпохи, ленты и кринолиныЙ Однако как юридический дивертисмент этот трибунал в стиле "комедия дель арте" был воспринят далеко не всеми на севере Италии - бастионе правых националистов, ратующих за отделение Ломбардии, Пьемонта и Венето от остальной республики, захваченной римскими бюрократами, мафиозными сицилийцами и албанскими иммигрантами.

Константин Лежандр, Париж
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера