Архив   Авторы  

Отличный год
Hi-tech

Российский ИТ-сектор существенно вырос за 2003 год и надеется продолжить рост в будущем году

Уходящий 2003 год был очень непростым для мирового рынка высоких технологий. Но нельзя не отметить, что он был и чрезвычайно интересным. С одной стороны, ИТ-сектор находится в кризисе, потребители стали осмотрительнее тратить деньги, с другой стороны, ряд компаний демонстрирует в этих условиях очень хорошие показатели. В России господствует противоположная тенденция. Рынок ИТ уверенно растет, что делает его исключительно привлекательным для компаний мирового масштаба и дает возможность устойчиво развиваться российским производителям. Компании, разместившие в России свои исследовательские центры, остались более чем удовлетворены результатами их деятельности. Успех исследовательских подразделений таких компаний, как Intel и Motorola, подвигнул их конкурентов задуматься об открытии подобных центров в нашей стране. Возможно, использование существующего научного потенциала и его развитие (в отрасли не только остаются старые специалисты, но и приходят новые - выпускники вузов) и есть тот российский путь развития ИТ-сектора.

Лучше, чем нефть

В этом году состоялось крупнейшее в истории российского рынка лицензионное соглашение между ОАО "Связьинвест" и корпорацией Oracle о внедрении системы ERP для автоматизации управления дочерними компаниями. По словам генерального директора Oracle СНГ Бориса Щербакова, "сделка раздвинула масштабы всего рынка, показала, что даже такие крупные российские компании готовы уже к масштабным проектам, повышающим эффективность управления бизнесом, инвестиционную прозрачность компаний. А еще она показала всем в мире, каким потенциалом обладает Россия для проникновения высоких технологий".

И компаниями, и рейтинговыми агентствами отмечается тот факт, что рынок ИТ растет быстрее "нефтянки". В целом можно смело говорить, что Россия хорошими темпами "поглощает" новые технологии, в том числе в области телекоммуникаций. Генеральный директор компании Lucent Technologies в России и СНГ Дмитрий Каменский отмечает, что "рост рынка и рост конкуренции между российскими телекоммуникационными компаниями запустил процессы консолидации, которые явно прослеживаются в последнее время. Эти два взаимосвязанных процесса активизируют интерес к внедрению новых технологий как к средству оптимизации инфраструктуры и повышения конкурентоспособности".

Среди чисто российских особенностей уходящего 2003 года президент Cognitive Technologies Ольга Ускова отмечает начало интенсивного развития в нашей стране направления электронной торговли. И локомотивом здесь выступает сектор B2G (business-to-government - отношения между предприятиями и государством). По сравнению с прошлым годом объем продаж в этом секторе вырос в 14 раз, с 10 до 140 миллионов долларов. В первую очередь это связано с реализацией ФЦП "Электронная Россия". В ее рамках формируется инфраструктура информационно-маркетинговых центров (ИМЦ), в задачу которых будет входить осуществление госзакупок на основе современных систем электронной торговли. Пока ИМЦ строятся лишь в пяти регионах, но в будущем году их будет уже пятнадцать, а к 2005 году инфраструктура ИМЦ охватит уже порядка шестидесяти регионов".

ФЦП "Электронная Россия", несмотря на недостаточное бюджетное финансирование, начинает оказывать влияние на развитие российского рынка информационных технологий. В том числе российским системным интеграторам пришлось взяться за освоение новых направлений, чтобы соответствовать новым задачам. Генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников выделяет три тенденции развития ИТ-рынка в России: "Первая - это расширение спектра услуг компании. Сегодня системный интегратор не только разрабатывает и реализует комплексные решения, компания должна быть в состоянии просчитать возможные риски при внедрении тех или иных решений, обеспечить многоуровневое техническое обслуживание системы. Вторая - укрупнение бизнеса, влекущее за собой расслоение между крупными и мелкими системными интеграторами. Сегодня практически исчезает прослойка - среднее звено. И третья - ужесточение конкуренции среди крупных системных интеграторов и как следствие большее по сравнению даже с прошлым годом количество возникающих альянсов, как временных, в рамках того или иного проекта, так и приводящих к слиянию компаний".

Из России с прибылью

Российские подразделения крупных иностранных корпораций порадовали свои головные офисы отличными результатами. Презентации новых продуктов в этом году происходили буквально день в день с мировыми. Siemens даже устроила в Москве официальный запуск новой модельной линейки мобильных телефонов, пригласив на нее журналистов со всего мира. Для компании НР, уже долгое время являющейся лидером российского ИТ-рынка, минувший год был также весьма успешным. Можно назвать высокие результаты, достигнутые НР в сегменте систем хранения данных, серверов на базе архитектуры X86 и RISC. Одним из главнейших событий уходящего года для компании явилось назначение новым генеральным директором российского представительства Оуэна Кемпа. Идет перестройка работы компании после окончания слияния с Compaq, определение новых направлений бизнеса, в том числе увеличение инвестиций в российскую экономику.

Ведущие производители микропроцессоров компании Intel и AMD устроили негласное соревнование. Intel вывела на рынок технологию Centrino для мобильных ПК, что позволило совершить переворот в сегменте ноутбуков, а AMD - 64-разрядные процессоры для ПК. При этом в области процессоров для серверов наступил своеобразный технологический паритет. Конечно, лидерство Intel в объемах поставок неоспоримо, однако, по утверждению независимых экспертов, разница между ними в производительности минимальна.

Впрочем, наибольшее развитие 64-разрядная технология для настольных ПК получит лишь в будущем году, а вот Centrino взяла от 2003 года сполна. Уже во втором квартале продажи мобильных ПК в России выросли более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более того, темпы роста продаж выдвинули российский рынок мобильных ПК в число наиболее динамично развивающихся в Восточной Европе. При этом к концу года, судя по динамике поставок мобильных ПК ведущими зарубежными и отечественными производителями, доля ноутбуков на базе технологии Intel Centrino в общем объеме продаж мобильных систем крупнейшими поставщиками может достичь в России 40 процентов. На этот же год пришелся выпуск 10-миллионного ThinkPad от IBM и 250-тысячного ноутбука RoverBook.

Другой крупнейший игрок российского ИТ-рынка - корпорация Microsoft также прожила очень интересный год. Возможно, впоследствии окажется, что он стал годом большого перелома - полного изменения стратегии корпорации. В этом свете выход новых продуктов Microsoft - Windows Server 2003 и Microsoft Office 2003 - хоть и безусловно крайне важен для бизнеса компании, но отходит на второй план. Более существенными могут стать программа Microsoft Goverment Security Programm (GSP), которая дает государственным организациям доступ к исходным кодам, и изменения в политике лицензирования ПО. Последние объявления о выделении разработки ОС Windows в отдельное направление, большая открытость в сфере web-сервисов (на фоне успехов технологии .NET) и разработки XML-приложений также свидетельствуют о существенных изменениях. Диверсификация деятельности Microsoft - еще одна примета года. Корпорация собирается стать и разработчиком чипов, для этого уже лицензировано несколько технологий, в том числе технология PowerPC от IBM.

Долгий антимонопольный процесс против Microsoft в США (при сохраняющихся судебных разбирательствах в Европе) фактически завершился, а сторонники индустрии открытых кодов получили удар во фланг. Компания SCO заявила свои права на Linux. Правда, до сих пор SCO не представила достаточных доказательств, да и вряд ли ей удастся уничтожить рынок ПО с открытым кодом. Ряд европейских государств уже начал переводить правительственные учреждения на Linux-приложения, а Китай объявил о приобретении 500 000 лицензий на StarOffice у Sun. Все говорит о том, что у Microsoft появился серьезный конкурент в лице Linux, ведь его развитием занимаются уже не только группы энтузиастов, но и гиганты ИТ-индустрии, среди которых IBM и Sony.

Мобильность - норма жизни

Нельзя не отметить, что прошедший год продемонстрировал торжество мобильных технологий. С появлением технологии Centrino от Intel беспроводная передача данных становится не просто модной, а непременной составляющей современного мобильного компьютера. В ближайшем будущем аналогичные изменения ждут и рынок десктопов, и тогда офисы и квартиры смогут практически полностью избавиться от проводов. Стратегически важным рынок беспроводных услуг станет в будущем году для компании "МТУ-Информ", которая после успешного вторжения в сектор проводного Интернета (Точка.ру) готовится расширять свой бизнес за счет предоставления услуг беспроводного доступа. Среди других очень перспективных направлений компании пакет услуг интеллектуальной сети "Лоджик Лайн" и "МАКСИкарта", предоставляющая услуги интеллектуальной телефонии частным лицам. Свои хотспоты (точки беспроводного доступа) открывают компании, работающие в сфере IP-телефонии и пейджинга ("Таском") и мобильной связи ("ВымпелКом" - "Би Лайн"). Во многом благодаря конкуренции между операторами мобильной связи технология GPRS стала обыденным явлением, а тарифы на нее - самыми низкими в Европе.

По мнению компании "Би Лайн", 2003 год был успешным для телекоммуникационного рынка в России и в особенности для рынка мобильной связи. Число пользователей мобильной и проводной связи в этом году сравнялось, а в дальнейшем следует ожидать более динамичного роста абонентской базы сотовых операторов. Основные события 2004 года будут происходить за пределами московского региона. В компании ожидают выхода национальных игроков во все ключевые регионы страны и дальнейшего усиления конкуренции. И прогнозируют плавное снижение цен на услуги сотовой связи на 10-15 процентов в год.

Российский рынок мобильных телефонов оказался поделен между недорогими моделями, характерными для развивающихся рынков, и "заряженными", или имиджевыми, моделями, рассчитанными на более требовательных потребителей. Ставка Samsung на высокотехнологичные модели-раскладушки полностью себя оправдала - эти телефоны выступили в роли формирующего фактора рынка в 2003 году. Успех закрепило также и разнообразие программных платформ смартфонов, используемых компанией. Продажи телефонов Siemens в России выросли в полтора раза, очень хорошие результаты продемонстрировали компании Nokia и Motorola.

Будущий 2004 год обещает быть годом завершения кризиса индустрии высоких технологий в мире, в этом уверены представители практически всех компаний этого сектора. Продолжится рост интереса к телекоммуникациям, мобильным технологиям. Все большее значение будут приобретать технологии, связанные с хранением данных, будет развиваться ИТ-аутсорсинг, и, как это происходит во всем мире, примером чему может служить удачная работа соответствующего подразделения IBM, доля услуг в бизнесе системных интеграторов будет расти.

Рубрику ведет Василий Черный, редактор Анатолий Воронин, e-mail: hi-tech@7days.ru

По информации "Итогов", Stephen Chernin/Getty Images/East News

Врез 1

Плоды конкуренции

Кризис ИТ -отрасли, последствия которого продолжали ощущаться и в 2003 году, привел тем не менее к обострению конкуренции между производителями за место под солнцем и соответственно к выходу на рынок новых, весьма интересных продуктов. Завершающийся год четко обозначил переход в производстве полупроводников на 90-нанометровый процесс, открывались и закладывались новые заводы, оттачивались технологии. Некоторый недостаток средств способствовал сосредоточению производителей на исследованиях в областях, в которых можно добиться наиболее значимых результатов. Так, производители цифровой фототехники работали в направлении совершенствования матриц, алгоритмов обработки изображения (повышения качества и скорости), а наиболее амбициозные замахнулись на выпуск специальной линейки объективов цифровых камер (Nikon, Canon, Olympus). Корпорация Sony уделила максимум внимания разработке многоядерного процессора Cell, который в ближайшем будущем может быть использован в широкой номенклатуре бытовой электроники: от телефонов и телевизоров до игровых приставок и роботов. Samsung не только неустанно выбрасывала на рынок все новые и новые модели мобильных телефонов, которые в прошлом году пользовались ажиотажным спросом, но очень серьезно продвинулась в разработке больших ЖК-дисплеев. Буквально накануне Нового года компания объявила о создании модели формата HDTV (1920x1080 пикселей) размером 57 дюймов. Ранее Sony, которая не обладает собственным производством ЖК-панелей, создала с Samsung совместное предприятие по их выпуску.

На рынке цифровых фотоаппаратов необходимо выделить появление недорогих любительских SLR (фотоаппаратов со сменной оптикой). Если для Nikon и Canon этот шаг был из области "обязательной программы", то появление камеры Olympus E1, ориентированной на профессионалов, можно считать очень сильным ходом. Недорогие цифровые "мыльницы" (около 100 долларов) уже способны обеспечить качественный отпечаток 10x15, профессиональные камеры (например, Canon 1Ds) уже превзошли по качеству 35-миллиметровую пленку, не говоря уж об удобстве использования. Пройдет еще год-два, и число продаваемых цифровых камер превысит пленочные. Canon собирается отказаться от производства последних к 2005 году.

Медиацентры, пионером в продвижении которых на домашний рынок стала корпорация Microsoft, пока не стали массовым увлечением по целому ряду причин. Во-первых, их выпуском занимаются компании, больше поднаторевшие в выпуске компьютеров для бизнеса, нежели бытовых устройств. Примером тому является появление медиацентра от HP, который при всей своей многофункциональности и строгой красоте все же не способен вытеснить из обычной гостиной видеомагнитофон или DVD-плеер. Ряд производителей считает, что, для того чтобы прослушать CD или радио, посмотреть DVD или телевизионные каналы, совершенно необязательно загружать ОС Windows XP Media Center, когда все то же самое можно реализовать в BIOS. Microsoft с такой постановкой вопроса категорически не согласна. Последнее слово, как всегда, останется за потребителем, на которое, однако, окажут влияние производители бытовой техники из Японии и Азии, а там все сильнее позиции Linux.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера