Архив   Авторы  

Новый "Уновис"
Искусство

Стараниями искусствоведов и издателей книжный памятник русского авангарда обрел вторую жизнь

Казалось бы, русский авангард исследован вдоль и поперек. Кандинский и Малевич оккупировали лучшие залы мира, их манифесты изучаются чуть ли не под микроскопомЙ И все же альманах "Уновис", изданный в 1920-м в Витебске группой Малевича, едва не исчез навсегда. Из двух чудом уцелевших экземпляров один находится в фондах Третьяковки и до недавнего времени был доступен лишь музейным работникам, а второй осел в частной парижской коллекции. Манифесты, декларации, доклады и прочие супрематические скрижали, принадлежащие перу Малевича, Лисицкого и их собратьев по искусству, до сих пор пропадали втуне. То же самое можно сказать и о редчайших литографиях, акварелях, гуашах, рисунках черной и красной тушью, выполненных Малевичем и его соратниками собственноручно. Исправить это положение взялась Татьяна Горячева, искусствовед, старший научный сотрудник отдела графики ХХ века Третьяковской галереи и один из лучших специалистов по русскому авангарду. Ей удалось вытащить книгу из небытия, потратив на это целых семь лет: почти слепой текст пришлось расшифровывать и переписывать, сверяя с уже известными рукописями Малевича.

Сегодня "Уновис" существует в количестве 300 новых экземпляров, которые, правда, тоже уже стали библиографической редкостью. Есть от чего сойти с ума коллекционеру. Новый тираж издан способом "ложного факсимиле", который создает почти полную иллюзию подлинности. Издатели сохранили не только ошибки, опечатки и стилистические оказии, но даже грязь и подтеки. Каждый экземпляр переплели и перевязали веревочками именно так, как это было сделано авторами "Уновиса". Вообще-то альманах собирались выпускать регулярно и в гораздо более дешевом исполнении, без гуаши и офортов. Но время распорядилось иначе. На дворе стоял 1920 год. В стране царила та самая разруха, которая, по словам профессора Преображенского, начинается "в головах", а затем проникает "в клозеты". Не было ни бумаги, ни типографских станков. Прав был Андрей Белый, съязвивший насчет того, что, мол, победа материализма в России привела к исчезновению в ней всякой материи. Но для Малевича и его последователей, воспевавших беспредметность в искусстве, беспредметность в быту не была такой уж серьезной проблемой. В итоге решено было презреть гуттенбергову премудрость и сделать "Уновис" вручную, в пяти машинописных экземплярах. Роль публицистического рупора супрематистов впоследствии выполнила 10-страничная "Листовка витебского творкома", "Уновис" же остановился на первом номере, продолжив традицию футуристических книг, в которых главное - рукодельность. Так элементарная нехватка бумаги превратила альманах в памятник новейшей книжности.

"Уновис" не просто сборник манифестов. Он описывает этапы супрематической революции, неформальным штабом которой с 1920-го по 1922-й стал провинциальный Витебск. Город щеголял абстрактными рисунками на трамваях и стенах зданий, на текстильных фабриках выпускали ткани с крестами и квадратами. А в воспоминаниях Маяковского этого времени есть такая запись: "Все витрины Мосторга пестрят супрематической посудой". Но посконное, лубочное искусство было членам ВКП(б) ближе и понятнее. "Культурный" нарком Луначарский неоднократно выражал неудовольствие по поводу попыток авангардистов говорить от лица партии. В середине 1920-х обратили внимание и на Малевича. В "Правде" вышла статья под названием "Монастырь на госснабжении", и после этого Государственный институт художественной культуры (Гинхук), которым Малевич в то время руководил, был закрыт.

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера