Архив   Авторы  

Ревизор созвучий
Искусство

Бруно Монсенжон. "Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик!"

Книгу популярного историка современной музыки Бруно Монсенжона можно назвать интеллектуальным бестселлером. Коллаж, мастерски составленный им из интервью, бесед и заметок великого пианиста Глена Гульда, будет востребован самой разной публикой, от искушенных музыковедов до простых обывателей. И дело не только в таланте литературного портретиста, которым в полной мере наделен Монсенжон. Просто сама биография Глена Гульда поистине уникальна - это одновременно и житие, и портрет гения, и история болезни.

Не зря ярлык эксцентрика сопровождал Гульда на протяжении всей жизни. "В мой гостиничный номер вошел странный человек; он был закутан в большущее пальто и замотан в невероятные шарфы - при том что на улице стояла тридцатиградусная жара" - так Монсенжон описывает их первую встречу. Во время игры Гульд ерзал и вертелся на стуле, забывая о зрителе и впадая в экстаз. Когда выступал с оркестром, мог позволить себе, пока оркестранты играли tutti, почистить брюки, облепленные шерстью любимого сенбернара. Но почти религиозное поклонение Гульду было связано не столько с его безупречной игрой, сколько с его неординарными взглядами на музыку. Гульд подверг музыкальное прошлое человечества безжалостной ревизии и предпринял невероятную по своей смелости попытку переписать историю музыки набело. Бетховен, Шопен, Шуман и прочие гении романтической эпохи были сброшены им с пьедестала. Зато музыка эпохи барокко, Баха и его последователей - а Гульд был склонен продлевать эту традицию до Шенберга и Веберна включительно - заняла в его концепции центральное место. Чтобы доказать, что достижения романтиков невероятно раздуты, Гульд проделывал следующий опыт. Он играл бетховенскую "Аппассионату" вдвое медленнее положенного. После чего точно так же поступал с "Хорошо темперированным клавиром" Баха. Тут-то и выяснялось, кто чего стоит. Романтический бетховенский шедевр буквально рассыпался под пальцами, превращаясь в бессмысленную какофонию. А музыка Баха демонстрировала завидную "сейсмоустойчивость" - ее можно было исполнять в любом темпе без малейшего ущерба для авторского замысла. Романтическая чувственность суетна, утверждал Гульд, а потому при малейшей вольности превращается в карикатуру, и этим до крайности закрепощает исполнителя. Тогда как музыка подлинных философов вроде Баха и композиторов второй венской школы совершенна и неизменна, как идея Бога. Поэтому ее исполнение дает бесконечный простор интерпретатору.

Шокирующие реплики в адрес коллег по цеху встречаются почти на каждой странице книги. Чего стоит хотя бы это: "Йсреди фортепианных произведений большая часть написана зряЙ Сказанное касается, в частности, Шопена, Листа и ШуманаЙ Композиторская техника как таковая у них слаба. Музыка этой эпохи полна бессмысленной театральности, показных эффектов, меня отталкивают ее светскость и гедонизм". Да и скандальное суждение о Моцарте, который, по мнению Гульда, умер не слишком рано, а слишком поздно, вряд ли осмелился бы произнести кто-то другой.

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера