Архив   Авторы  

Тетради Виктора Дмитриевича Пивоварова
Искусство

"Шаги механика" в Третьяковской галерее на Крымском Валу

Третьяковка всерьез взялась за шестидесятников: что ни месяц, открываются выставки тех, кого сегодня официально называют основателями московской концептуальной школы и видными деятелями нонконформизма. Дошла очередь и до Виктора Пивоварова. Вроде и юбилея нет - Пивоварову всего шестьдесят шесть, - а выставка огромная. Более ста работ - все это "пражские циклы" - привезено из города, где художник живет с 1982 года. А открывается экспозиция "Телом московского неофициального искусства 60-70-х годов", где каждая часть тела надписана именем кого-то из великих или как минимум хорошо известных художников. Выясняется, что Илья Кабаков - это правое полушарие мозга, а, скажем, Александр Пригов - левое. Сам Пивоваров расположен прямо под сердцем.

Виктор Пивоваров не столь известен, как Кабаков, Булатов или Комар и Меламид. Большинство знает его по детским книжкам: Пивоваров - один из лучших иллюстраторов детской литературы. Уезжая в Прагу, художник обратился в Детгиз с официальным письмом: мол, не предатель родины, уезжаю по своим личным мотивам в дружественную Чехословакию, прошу оставить в действующем резерве издательства. Не оставили. В результате художник переключился на литературу взрослую, проиллюстрировал Хлебникова, Пастернака, Вагинова, Холина и Хармса.

В багаже Пивоварова нет традиционного художественного экспорта шестидесятников - соц-арта. Он тонкий лирик, всю жизнь рисующий, а с недавнего времени еще и пишущий о своем, о личном. Это мой стул, мое окно, мой шкаф, пуговица вот эта, синяя с четырьми дырочками, тоже моя. И тарелка, и булка, и старая алюминиевая кастрюлька с погнутой крышкой - весь этот мир одного человека, который он от полноты души открыл для зрителя, прорисован с тщательностью ученика первого класса, которому только-только разрешили писать чернильной ручкой. Так открывают маленький домашний театр, пропуская зрителей чуть дальше линии занавеса. Вот и сам Пивоваров жанр, в котором работает, называет театральным представлением. Работы, собранные в один цикл, не всегда целиком живописны, иногда на огромном листе оргалита - только текст, маленькая дневниковая запись. Например: "В магазине была длинная очередь, я стоял минут сорок, потом плюнул и ушел". От отдельных записей Пивоваров переходит к целым дневникам. На выставке представлены "Тетради Григория Сергеевича Татузова" - к доске прикреплены несколько маленьких тетрадочек разного цвета, с обложками разных фактур, с привязанными на веревочках маленькими карандашиками, буквально огрызками, которыми так удобно записывать тайные, личные, только-для-себя мысли, например, в "Тетрадь неприятностей и обид" или "Тетрадь душевных восторгов".

Эта выставка по репрезентативности - лучшая из всех проектов Третьяковки, посвященных шестидесятникам. То ли сказалось присутствие на открытии самого художника, то ли - отсутствие формального повода вроде юбилея. А может, просто расположение звезд.

Наталья Филатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера