Архив   Авторы  

Болиды мчатся на Восток
Спорт

Вытесняемая из Европы "Формула-1" в сезоне-2004 будет осваивать новые рынки. В перспективе - окончательный исход гонок из Старого Света

Дело табак

Первый чемпионат "Формулы-1", состоявшийся в 1950 году, включал всего лишь семь этапов. Затем по мере развития соревнований их число возрастало и в 1977 году достигло семнадцати. Однако уже на следующий год было решено ограничиться шестнадцатью Гран-при, именно такое количество этапов было признано оптимальным. Не последнюю роль тут сыграли врачи. По мнению медиков, на протяжении 31 недели чемпионата организм гонщика способен выдерживать без особых негативных последствий именно 16 гонок. Почему же вдруг в сезоне-2004 было решено изменить так долго существовавшее правило?

Причина в деньгах. Точнее, в их отсутствии. Напомним, два года назад Европарламент принял закон, запрещающий рекламу табачных изделий, в частности во время спортивных соревнований. Для "Формулы-1" это был тяжелый удар, ведь, как известно, компании - производители сигарет всегда были в числе основных спонсоров автогонок. К примеру, один лишь контракт команды "Феррари" с Мarlboro тянет в год приблизительно на 150 миллионов долларов. Официально закон вступит в силу с лета 2005 года, но табачные спонсоры "напряглись" уже сейчас. Во время гонок в Великобритании и Франции рекламы тех или иных табачных компаний на болидах и комбинезонах пилотов уже нет.

Правда, парламент Бельгии принял неординарное для сегодняшней политкорректной Европы решение: он разрешил рекламу табачных изделий до июня 2005 года. В связи с этим в календарь "Формулы-1" в 2004 году вернулась знаменитая трасса в бельгийском Спа-Франкоршаме. Но это скорее исключение из правила. В целом ситуация вокруг "Формулы" в Европе заметно ухудшилась. И дело не только в рекламе. Недавно в ЕС было принято решение подвергать боссов команд уголовному наказанию в случае гибели гонщиков. Это вызвало негативную реакцию как с их стороны, так и со стороны руководства Международной автомобильной федерации (FIA), под эгидой которой проводится "Формула-1". Берни Экклстоун, финансовый менеджер "Формулы-1", кстати, грозил даже в знак протеста вообще увести соревнования из Европы, но пока воздержался. А президент FIA Макс Мосли заявил: "То, как события развиваются сейчас в Европе, негативно сказывается на всем нашем бизнесе".

Неудивительно поэтому, что Берни Экклстоун, давний приятель Макса Мосли, активно занимается в последнее время поисками новых мест для проведения гонок. "У Европы с ее экономической нестабильностью нет будущего по сравнению с быстро развивающимися экономиками стран Азии", - считает Экклстоун. Он, например, уже вычеркнул из календаря гонок Австрию как страну совершенно бесперспективную. На очереди Гран-при Великобритании и Сан-Марино, где "Формула-1" в нынешнем сезоне будет стартовать в последний раз. На будущий год место Сан-Марино займет Турция. Среди стран, что уже вступили в игру, - Бахрейн и Китай. До 2010 года в семью "Формулы-1" вольются также Индия и Южная Корея. Россия тоже, как известно, претендует на свое место в календаре этих престижных гонок. Но, как сказал Берни Экклстоун "Итогам", когда конкретно это произойдет, сейчас сказать невозможно. Переговоры, которые велись до сих пор, зашли в тупик.

Особое внимание привлекают сегодня гонки в Бахрейне (они пройдут со 2 по 4 апреля). Это первая страна Ближнего Востока, которая примет в нынешнем сезоне караван "Формулы-1". Номера практически всех отелей Бахрейна уже давно зарезервированы болельщиками. Минимальная цена - 300 долларов в сутки. В Бахрейне был построен специальный трек, он обошелся в 150 миллионов долларов. У трассы есть одна особенность - она расположена в пустыне. По словам Хермана Тилька, занимавшегося ее проектированием, главной проблемой были пески, которые во время ветра покрывают асфальт. Но эту проблему решили: песок близ трека будет удерживать специальный клей, поэтому ветры пустыни не смогут помешать гонкам. Дженсон Баттон, Ральф Шумахер и Эдди Джордан, побывавшие не так давно в Бахрейне, восторженно отозвались о качестве сооруженного трека. "Это что-то потрясающее! У меня нет слов", - заявил Джордан.

Словом, даже покинув Старый Свет, "Формула-1" не исчезнет, желающие заполучить эти популярные соревнования найдутся. Ведь проведение этапа "Формулы-1" - дело весьма денежное. И не только для участников гонок, но и для муниципалитетов городов, где они проходят. К примеру, всего три дня гонок Гран-при Канады в Монреале приносят казне города в среднем 80 миллионов долларов.

"Членами FIA являются 120 стран: у нас есть достаточный выбор, куда переместить гонки", - заявил Макс Мосли. По мнению большинства аналитиков, если бы даже в Европе не приняли антитабачный закон, боссы "Формулы-1" должны были бы задуматься об экспансии. "Им нужно завоевывать новые государства, - считает обозреватель Патрик Камю, более 25 лет пишущий о "Формуле-1". - Франция, к примеру, для них уже малоинтересна. В их понимании это древняя страна. Руководителям гонок хочется чего-то новенького, молодого, свежей крови, новых рынков. "Формула-1" уже давно превратилась в колоссальный бизнес, где тон задают автомобильные гиганты типа BMW, Ferrari, DаimlerChrуsler, Ford и многочисленные спонсоры, прежде всего табачные компании".

Все на борьбу с Шумахером!

Однако помимо внешних проблем у "Формулы" есть и внутренние. Последние годы прошли под знаком подавляющего превосходства команды "Феррари" и ее лидера Михаэля Шумахера. Шумахер пришел в "Феррари" в 1996 году, в то время реальную конкуренцию ему составляли лишь два гонщика - Дэймон Хилл и Мика Хаккинен. Но Хилл, став раз чемпионом, решил оставить гонки, а затем неожиданно для всех ушел из "Формулы" и двукратный победитель соревнований Хаккинен. После этого лидерство Шумми стало настолько неоспоримым, что интерес к гонкам пошел на спад: ведь результат по сути был известен заранее. Поэтому руководство "Формулы-1" весьма озабочено тем, как "повысить градус" соревнований, вернуть чемпионату интригу. Для этого в правила проведения гонок были внесены некоторые изменения.

Например, в этом сезоне отменена электронная система, позволявшая гонщику заводить двигатель простым нажатием кнопки. Теперь это придется делать, выжимая обычное сцепление. Решено также отказаться и от полностью автоматической коробки передач. Пилот обязан ныне все контролировать сам. Наконец, с нынешнего года запрещена замена двигателей во время всех трех дней соревнований. Квалификационные заезды и сами гонки, а это около 700 километров, команды проводят на одном моторе. Если же двигатель необходимо заменить, сделать это возможно ценой существенного штрафа - перемещения вниз на 10 позиций на стартовом поле. Вряд ли стоит объяснять, какая это потеря для команды. Цель всех этих нововведений - уравнять шансы гонщиков, повысить роль "человеческого фактора", борьбу моторов заменить борьбой людей.

Впрочем, борьба моторов тоже никуда не денется. В этом сезоне практически все команды позаботились о новых болидах, затратив на подготовительную работу десятки миллионов долларов. В конце января на базе команды "Феррари" в Маранелло был представлен новый болид, на котором Шумахер со своим товарищем по команде бразильцем Рубенсом Баррикелло выступят в первой же гонке в Мельбурне. По дизайну F 2004 ничем не отличается от прежних моделей. Преимущества его в ином: болид стал легче за счет использования новых материалов в хвостовой части и обшивке коробки передач. В результате "боевая машина" "Феррари" стала более скоростной. Рубенс Баррикелло уже смог в этом убедиться во время тестовых заездов на трассе в Мюджело в начале февраля, накатав за три дня 233 круга. Команда "БМВ-Вильямс" представила уникальный двухкилевой болид FW-26, одни только затраты на усовершенствование двигателя которого потребовали 80 миллионов долларов. Что до других расходов на модернизацию болидов, то тут от владельцев команд крайне трудно добиться конкретных цифр. Впрочем, и то, что известно, впечатляет. Так, например, японские совладельцы команды "Тойота" дали на развитие команды 200 миллионов фунтов стерлингов (около 300 миллионов долларов).

Неудивительно, что перед началом чемпионата было много разговоров о том, кто станет его победителем. Конкуренция действительно обещает быть острой. Результаты прошлого сезона показали, что у Михаэля Шумахера появилось сразу несколько серьезных соперников: Хуан Пабло Монтойя, Ральф Шумахер, Фернандо Алонсо и, конечно, Кими Райкконен. При этом надо помнить, что Шумахеру-старшему уже 35 лет, и возраст может дать себя знать в борьбе с более молодыми соперниками. В какой бы прекрасной форме ни находился Михаэль, а все-таки на какие-то сотые доли секунды 28-летний Монтойя или 22-летний Алонсо могут превзойти его в реакции, и это уже немало. Берни Экклстоун, например, говорит о том, что, возможно, в этом сезоне сильнейшим окажется вовсе не Михаэль Шумахер, а 24-летний Райкконен.

Даже сам Шумахер-старший накануне австралийского этапа признал, что доминированию команды "Феррари", похоже, приходит конец: "Реальная угроза исходит от гонщиков команд "Уильямс" и "Рено", которые сделают все возможное, чтобы я не стал чемпионом в седьмой раз". Гонщику вторит и президент "Феррари" Лука ди Монтеземоло, он полагает, что, кроме названных Шумахером команд, серьезным соперником в нынешнем сезоне будет "Макларен". Лидером этой команды как раз является быстро прогрессирующий Райкконен. Кстати, до десяти лет Кими успешно играл в хоккей. Но потом изменил клюшке и шайбе, отдавшись всецело автогонкам. Его дебют в "Формуле-1" состоялся всего три года назад в команде "Заубер". На него сразу обратили внимание специалисты, прозвав "ледяной кометой" за решительность, хладнокровие и умение владеть собой. Неудивительно, что уже через год финн оказался в "Макларене". Сезон 2002 года он закончил шестым. Прошлый год стал для Райкконена очень успешным: он финишировал вторым, пропустив вперед лишь Шумахера-старшего. Разница между ними составила всего два очка!

Что ж, "Формула-1" с "человеческим лицом" способна привлечь к соревнованиям новых зрителей, а значит, заинтересовать новых спонсоров. И поскольку силы основных конкурентов сопоставимы, на первый план выходит психологический фактор. А где психология, там эмоции и зрелищная борьба. Так что этот сезон вполне может стать годом "обновленной" "Формулы".

Серго Кухианидзе

УЧАСТНИКИ

Кто есть кто

В этом сезоне за команды "Формулы-1" выступят: "Феррари" - Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, "Вильямс" - Хуан Пабло Монтойя и Ральф Шумахер, "Макларен" - Кими Райкконен и Дэвид Култхард, "Рено" - Фернандо Алонсо и Ярно Трулли, "Заубер" - Джанкарло Физикелла и Фелипе Масса, "БАР" - Дженсон Баттон и Такума Сато, "Ягуар" - Марк Уэббер и Кристиан Клин, "Тойота" - Кристиано да Матта и Оливье Панис, "Джордан" - Ник Хайдфельд и Джорджо Пантано, "Минарди" - Джанмария Бруни и Золт Баумгартнер.

ГЕОГРАФИЯ

Этапы большого пути

В сезоне-2004 большинство этапов "Формулы-1" - десять - пройдет в Европе: в Имоле (Сан-Марино), Барселоне (Испания), Монте-Карло (Монако), Нюрбурге и Хоккенхайме (Германия), Маньи-Кур (Франция), Сильверстоуне (Великобритания), Будапеште (Венгрия), Спа-Франкоршаме (Бельгия), Монце (Италия). Четыре этапа азиатские: Сепанг (Малайзия), Сахир (Бахрейн), Шанхай (Китай) и Сузука (Япония). Дважды стартует "Формула" в Северной Америке (в Монреале и Индианаполисе). По одной остановке делает "караван" в Австралии (Мельбурн) и Южной Америке (Сан-Паулу).

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера