Архив   Авторы  

Вышел ежик из тумана
Искусство

Людмила Петрушевская написала роман и открыла выставку своих акварелей

Людмила Петрушевская - один из самых загадочных представителей литературного бомонда. Ее нелегко встретить на светских раутах, она не частый гость на телевидении. Впрочем, разве можно представить ее, всегда углубленную в себя и немного грустную, участницей какого-нибудь ток-шоу? Да и интервью прессе Людмила Стефановна дает редко, особенно в последние годы. Из всех наших "тружеников словесности" она, пожалуй, больше других соответствует типу писателя-затворника, который распространился в мире с легкой руки Сэлинджера, автора "Над пропастью во ржи". При этом Петрушевская - автор весьма противоречивый. Она создатель "жестокого реализма", без которого нельзя представить новейшую русскую словесность, и десятков детских сказок. А еще - автор сценария лучшей анимационной ленты всех времен и народов "Ежика в тумане", снятой непревзойденным мультипликатором Юрием Норштейном. О том же, что Людмила Петрушевская не обделена талантом живописца, публика, не принадлежащая к узкому кругу, могла только догадываться. До последнего времени у писательницы было всего четыре выставки, одна из них - совместная с Юрием Норштейном и Франческой Ярбусовой в Третьяковке. Теперь экспозицию Петрушевской под названием "Танго и песнь натурщицы" можно увидеть в Галерее Шишкина - ее воздушные акварели разительно контрастируют с трагичной и тяжелой, как вселенские сумерки, прозой.

Сегодня любой разговор о писательнице начинают с истории о первом русском Booker Prize, который волею судеб обошел ее знаменитую "Время ночь". Отрадно, что роль литературной королевы в изгнании, которую ей навязывала критика, писательница не приняла. Миновал ее и соблазн коммерческой скандальности. А ведь именно Петрушевской с ее пристрастием к скользким карнизам жизни, с которых легко сорваться в тартарары, было легко поддаться этому искушению. Кажется, всего полшага в сторону - и мрачный сарказм вкупе с пресловутым физиологизмом приобретет постмодернистский глянец. А там и сорокинские тиражи, и любовь продвинутого обывателя... Но именно здесь располагался Рубикон, который Петрушевская не перешагнула. Своему мрачному гуманизму она не изменила, книги ее не перешли в категорию бестселлеров, зато звание одной из ключевых фигур современной словесности писательница сохранила. Официальная слава догнала ее в 2003-м. Тогда Петрушевская удостоилась наград от двух едва ли не противоположных литературно-общественных инстанций - Госпремии и премии "Триумф". Правда, роль первой литературной дамы все равно оставалась за Татьяной Толстой, умевшей быть одновременно остроумной и популярной, радовавшей читателя бойкими новеллами, занятными bon mots и яркой фантасмагорией по имени "Кысь". Тем более знаменательно, что столь различные авторы пришли в итоге к одному жанру - роману-антиутопии. Вероятно, время диктует хорошей женской литературе особый тон и выправку.

В чем-то роман "Номер Один, или В садах других возможностей" - ответ толстовской "Кыси". У Толстой - фантастика и искусственный новояз. У Петрушевской - гипернатурализм с примесью сюра, речь героев насыщена сленгом и оговорками. Герои Петрушевской не доходят до пещерного одичания, как у Толстой ("Пожалуйте, мышь - свежайшая!"), однако человеческий облик искажен до неузнаваемости. От романа остается жуткое впечатление деградации социума, в котором интеллигенция вырождается, как мамонты в ледниковый период. Сотрудники изображенного Петрушевской неведомого НИИ по ходу действия все больше напоминают народность энтти - ту самую, за изучение которой они получают гранты.

Когда-то Михаил Золотоносов писал о романе "Время ночь": "Роман... рисующий наш "бытовой ГУЛАГ", демонстрирующий зло, достигшее такого размаха в отдельных личностях, что оно воспринимается уже как неизбежное творение космоса". В "Номере Один..." зло уже не достояние отдельных личностей, оно - универсальный знаменатель жизни. Автора всегда упрекали в увлечении чернухой и мерзостями запустения. Да, у яблока познания, которое срывает читатель Петрушевской, подгнивший бочок. Но не она первая изобразила национальную преисподнюю. До Петрушевской, начиная с Гоголя и Щедрина, этим занимались многие. Традиция достигла апогея у Мамлеева, завалившего читателя штабелями дымящихся "куротрупов". Другая трактовка "абсолютного зла" - ерофеевско-сорокинская. Она наследует французским либертинам с маркизом де Садом во главе и европейским интеллектуалам от Сартра до Бодрийяра. Однако в исполнении постмодернистов феномен выглядит уж очень умышленным: условность ситуаций, умозрительность проблематики... Подмена литературы "черным" эссеизмом толкнула того же Сорокина в объятия чистой коммерции, вынудив его эмоционально обеднить текст и создать героев без характеров.

Не то Петрушевская. Она совершает свое путешествие на край ночи по старинке, как "бытовой философ", и не превращает ужасы в литературный штамп. Правда, пласт постмодернистской литературы в ее романе учтен. Вторая часть названия неспроста перекликается со знаменитым рассказом Борхеса "Сад расходящихся тропок" - автор размножает будущее своих героев посредством метемпсихоза. Есть даже отсылки к "ДПП" и сорокинским фекалиям. Но все это лишь обманка для читателя. Петрушевская поступает как Чернышевский, начавший свой дидактический роман с детективной завязки. Впрочем, роман Петрушевской куда занимательнее.

Виктор Канавин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера