Кто в космосе живет?

Российские ученые исследовали частицы метеоритного вещества и пришли к выводу, что микроорганизмы, попавшие на Землю из космоса, на полтора миллиарда лет старше земных форм жизни. Это означает, что жизнь на Земле могла зародиться гораздо позже, чем на других планетах

Ежедневно на нашу планету из космического пространства падает от 100 до 1000 тонн внеземного вещества - в виде пыли и метеоритов. Специалисты Палеонтологического института РАН, подвергнув изучению строение космических посланцев, нашли в них то, что, собственно, все человечество давно надеется найти во Вселенной, - следы жизни!

Человечество всегда интересовало, что происходит за пределами Земли, и один из главных вопросов, который не дает покоя: есть ли или была ли жизнь вдали от нашей планеты? Вопрос существования внеземной жизни неоднократно поднимался учеными разных стран. Новый виток исследовательской активности в этом направлении начался в 1996 году, когда группа американских ученых под руководством Дэвида Маккея опубликовала статью, в которой были высказаны предположения о том, что внутри некоторых метеоритов, предположительно марсианского происхождения, есть следы ископаемых бактерий. Из этой работы следовало, что если сейчас на Марсе нет жизни, то когда-то в далекие времена она вполне могла там быть на примитивном уровне.

С момента выхода в свет публикации Маккея у исследователей накопилось огромное количество нового материала по данной тематике. Например, к концу этого года специалисты Палеонтологического института РАН вместе с коллегами из НАСА собираются издать "Атлас биоморфных структур", в котором будет обобщена вся информация последних лет. Издание планируют составить из двух частей. Первая будет посвящена органическим остаткам в породах Земли, а вторая - биоморфным структурам в метеоритах. О том, что же все-таки необычного удалось увидеть в структуре метеоритов, "Итогам" рассказал директор Палеонтологического института РАН доктор геолого-минералогических наук Алексей Розанов.

Космические посылки

Все упавшие на Землю метеориты по составу можно условно разделить на каменные, железные и железокаменные. Остатки биоморфных структур ученые обнаруживают только в одной из разновидностей каменных метеоритов - углистых хондритах (такое название они получили от имеющихся в их структуре хондр - сферических силикатных образований). Решение проблемы происхождения углистого материала в таких метеоритах принципиально важно, поскольку от этого зависит развитие представлений о возникновении жизни вообще и на Земле в частности. И потому неудивительно, что главными объектами для проведения научных работ стали именно каменные метеориты подобного плана - Ефремовка (найден в Казахстане в 1962 году) и Мурчисон (Австралия, 1969 год). При помощи электронного микроанализатора специалисты рассмотрели состав минеральной матрицы сначала одного, а затем второго метеорита. И обнаружили следующее: и в том и в другом случае внутри матрицы находились сохранившие детали клетчатого строения ископаемые частички нитчатых микроорганизмов, напоминающие низшие грибы, а также (и это наиболее важно!) окаменелые остатки неких бактерий.

Сопоставить биоморфные структуры, найденные в метеоритах, удалось с современными микроорганизмами, а также с образцами бактериального мира древности. Эти опыты заложили основу нового направления в науке - "бактериальная палеонтология". Как говорят сами палеонтологи, это еще один ключ к расшифровке космического органического материала. Современными земными аналогами микроорганизмов, обнаруженных в метеоритах, оказались сине-зеленые водоросли, или цианобактерии.

Для справки: цианобактерии - это древнейшие фотосинтезирующие организмы, жизнедеятельность которых, как доподлинно известно науке, разгрузила древнюю атмосферу Земли от углекислоты и обеспечила ее кислородом. Именно цианобактерии вместе с сопутствующими им бактериями более чем на три миллиарда лет стали полными властелинами Земли и в значительной степени определили ход таких важных геологических событий, как накопление многих осадочных пород и полезных ископаемых. Созданные этими микроорганизмами сообщества, имеющие тесные метаболические связи, оказались удивительно устойчивыми на протяжении всей истории Земли. Правда, более высокоорганизованные конкуренты постепенно вытеснили их с широких морских просторов в экологические ниши в основном с экстремальными условиями, такими, как гиперсоленые лагуны, вулканические области. И в этих местах микробные сообщества сохраняются до наших дней.

Таким образом, присутствие аналогов цианобактерий в углеродистом веществе метеоритов заставило научную общественность признать несомненный факт их биогенного происхождения. Что это доказывает? То, что значительное морфологическое единство земных микробных организмов, как современных, так и древних, с образованиями в метеоритах дает основание говорить о принципиальном единстве микробиологического мира Земли и иных космических объектов.

Остатки микроорганизмов, вероятно, принадлежавшие к цианобактериям, могут указывать также на тот сенсационный факт, что формирование вещества углистых хондритов происходило в водной среде. Из этого с неизбежностью следует вывод, что по крайней мере 4,5-4,6 миллиарда лет назад где-то за пределами Земли существовала жизнь как минимум на уровне бактерий и, может быть, низших грибов. Этот возраст соизмерим со временем начала образования Земли. На этом основании палеонтологи сделали вывод, что где-то в космосе бактериальный мир появился раньше, чем на нашей планете. И кто возьмется отрицать, что он мог развиваться дальше совсем по иному, неземному пути? Возможно, где-то на далеких планетах образовались такие формы жизни, которые принципиально отличаются от земных и о которых современная наука не имеет ни малейшего представления. Кто-то назовет это фантастикой, но как тут не вспомнить, что до последнего времени и возможность присутствия воды на Марсе считалась абсурдной.

"Обнаружение микроорганизмов в каменных метеоритах вынуждает нас существенно пересмотреть многие устоявшиеся представления о развитии Солнечной системы и происхождении жизни, - говорит Алексей Розанов. - И еще один важный момент: возраст микроорганизмов дает нам возможность бороться с заблуждением, будто космические тела являются транспортировщиками опасных бактерий. Окаменелые микробы, которые прилетают на Землю в метеоритах, безвредны. Ведь они мертвы уже несколько миллиардов лет".

Дальнейший этап увлекательных исследований был связан с изучением процесса окаменения микроорганизмов. И тут ученых также ждали неожиданные результаты. "Итог лабораторных опытов был ошарашивающим, - говорит Алексей Розанов. - Выяснилось, что процесс окаменения может занимать всего несколько часов. Раньше мы предполагали, что все ископаемые организмы окаменевали чуть ли не миллионы лет. Но оказалось, что это вовсе не обязательное требование. Высокая скорость этого процесса объясняет, почему бактерии, которые мы находим в древних камнях, так хорошо сохраняются".

Еще одним доказательством того, что в упавших на Землю метеоритах присутствуют именно бактерии, а не что-то иное, послужило обнаружение в них кристаллов магнетита и сферических тел, состоящих из мелких кристаллов (фрамбоидов). Дело в том, что на Земле такие причудливые структуры образуются только при непосредственном участии микроорганизмов.

Несмотря на то что исследования палеонтологов в данном направлении продвигаются довольно быстро, на их пути все же возникают определенные сложности. Так, например, высказываются мнения, что вряд ли можно говорить о чистоте экспериментов, поскольку метеориты могут быть "засорены" земными микроорганизмами. Специалисты Палеонтологического института согласны с тем, что, попадая на нашу планету, космические тела подвергаются проникновению в них микроорганизмов, но не считают эту проблему неразрешимой. Приблизительно зная состав метеоритного вещества, ученые научились определять, насколько земные микроорганизмы освоили космические артефакты. Если в метеорите количество какого-либо компонента выходит за рамки его возможного содержания, значит, он безнадежно "засорен".

"За время своих исследований мы проанализировали почти два десятка метеоритов, и почти во всех случаях были найдены древние ископаемые, - говорит Алексей Розанов. - Вне всякого сомнения, микроорганизмы похожи на те бактерии, которые живут сегодня, и на те, что находятся в ископаемом состоянии в земных породах. На основании данных исследований мы можем смело утверждать, что микроорганизмы в составе метеоритов - это древние бактерии. Разнообразие найденных организмов, возможно, указывает и на различные обстановки образований микробных сообществ, от термальных до озерных. При этом, конечно, мы не исключаем возможности обнаружения в будущем и таких форм, которые не будут иметь земных аналогов".

Верится с трудом

Выводы Алексея Розанова весьма необычны и поэтому неоднозначно принимаются в научной среде. В этом "Итоги" смогли убедиться, побеседовав с основными оппонентами уважаемого ученого. Так, например, заведующий лабораторией метеоритики Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН доктор геолого-минералогических наук Михаил Назаров твердо стоит на том, что на сегодняшний день нет достоверных фактов, которые указывали бы на возможность присутствия в метеоритах остатков органических веществ: "Этот вопрос неоднократно изучался, и есть люди, которые верят в это. Например, Алексей Юрьевич Розанов. Он считает, что нашел некие остатки микроорганизмов. Но я не думаю, что эта вещь на сто процентов доказана".

А вот мнение доктора геолого-минералогических наук, профессора кафедры минералогии МГУ, члена Комитета по метеоритам РАН Александра Ульянова: "Я знаком с точкой зрения Розанова. Я читал его научные публикации, но во многом с ним не согласен. Начнем с того, что Алексей Юрьевич изучал углистый хондрит Ефремовка, в котором якобы и нашел органические вещества - что-то напоминающее окаменелые бактерии. Но при этом данный метеорит провалялся на полях, которые удобрялись разными активными компонентами на протяжении, наверное, лет сорока. В частности, по трещинам внутри метеорита заметно окисление железом. Поэтому я не рассматриваю эту находку как достоверную. Но это исключительно моя точка зрения. Более того, я не верю в обнаружение микроорганизмов внутри марсианских метеоритов и считаю подобные утверждения недостоверными и бездоказательными".

Прилетели древние бактерии из космоса или зародились на Земле? Ответ на этот вопрос мы получим только после того, как научные изыскания подойдут к своему финалу. Однако уже сегодня ясно, что новые пути поиска жизни во Вселенной заставляют науку пересматривать устоявшиеся представления о развитии и происхождении Солнечной системы.

Екатерина Горбунова

ПРЕДЫСТОРИЯ

Спорная наука

15 марта 1806 года в местечке Алаис (Франция) упал каменный метеорит. Это был первый углистый хондрит, который подвергся интенсивному изучению. Так, в 1834 году шведский химик Берцелиус, изучив его образец, был удивлен, когда обнаружил в нем воду, а также отметил сходство углистого вещества метеорита с земным биологическим материалом.

14 мая 1864 года более 20 черных камней (некоторые весом около 2 кг) упали близ французских деревень Ноик и Оргэй. Сразу после падения деревенские жители собрали иссиня-черные камни, многие из которых были полностью покрыты коркой. Метеорит Оргэй был немедленно подвергнут тщательному химическому и минералогическому анализу. Содержание углерода в его обломках было столь высоким, что поначалу этот факт рассматривался как следствие загрязнения земным веществом. Однако позже был сделан вывод о весьма вероятном участии живого материала в формировании метеорита.

Гипотеза о существовании внеземных "жизнеподобных" форм в метеоритах, впервые выдвинутая в середине XIX века, была достаточно широко принята и благополучно просуществовала почти столетие - вплоть до 60-х годов ХХ века. В 1962 году американские исследователи Андерс и Фитч выступили против биогенной природы материала метеоритов, заявив, что ископаемые в них не имеют аналогов и поэтому биогенную природу следует отвергнуть. Они предположили, что мнимые микроорганизмы не были биологическими объектами, и посчитали все другие биологически подобные тела земными загрязнениями - "музейной пылью" и "цветочной пыльцой". Андерса и Фитча до сих пор считают самыми активными критиками версии о присутствии микроорганизмов в метеоритах.

В 1964 году советский ученый Борис Тимофеев публикует в Германии статью, посвященную обнаружению в метеорите Мигей образований, напоминающих фитопланктон земного типа. Статью разнесли в пух и прах. Кстати, в числе критиков был и Алексей Розанов, сегодня, по его словам, поменявший точку зрения на эту публикацию.

В 1966 году лауреат Нобелевской премии по химии Г. К. Юри сделал обзор доказательств биологических материалов в метеоритах. Он отмечал, что в метеоритах встречаются органические субстанции, которые близко напоминают таковые из древних земных пород, что органика, встреченная в углистых хондритах, не напоминает ту, которая присутствует в современных загрязнениях. Юри отмечал: "...некоторые вещества в метеоритах, если бы их нашли в земных объектах, несомненно, считались бы биогенными".

В ответ последовала еще более интенсивная, чем на статью Тимофеева, критика, и противоречия, связанные с этой темой, были такими сильными, что к середине 70-х годов большинство исследователей прекратило какое-либо изучение возможного присутствия микроорганизмов в метеоритах. Однако в тех же 70-х американский биолог Бартоломей Надь делает еще одну попытку привлечь внимание научного мира к этой теме, выпустив в свет книгу, в которой он проанализировал подробный материал по метеоритам и пришел к выводам, которые во многом подтверждаются современными исследованиями. И, как и прежде, последовала острая негативная оценка со стороны коллег. После этого почти на 20 лет все исследования в данном направлении были заморожены.