Архив   Авторы  

Партвозбуждение
В России

"Возможно, я играю на руку не самым прогрессивным силам в нашей стране. Но механизм, который мы предлагаем, не рассчитан на какие-то одни выборы", - признался в интервью "Итогам" глава ЦИК Александр Вешняков

- Александр Альбертович, по нашей информации, идея ЦИК о введении пропорциональной системы избрания депутатов Госдумы получила полное одобрение в Кремле. Дискуссию о политреформе на этом можно считать законченной?

- Не думаю, что все так однозначно. В Кремле есть разные мнения. Я знаю, что идея эта не отвергается в принципе. Впервые она поднималась еще четыре года назад. Но тогда в Кремле не были готовы к дискуссии по этому поводу. В то время в администрации президента возобладала точка зрения, что партии будут не в состоянии действовать в новых условиях. Правда, тогда я так и не смог понять, зачем нам создавать какие-то облегченные варианты их существования. Зачем их развращать? Что нам нужно - количество или качество партий?

- Теперь, значит, решено упирать на качество - раз партии сами не строятся, их рост будут стимулировать сверху?

- Вы правы. ЦИК стремится к тому, чтобы наше законодательство стимулировало становление и развитие партий. Поэтому мы предлагаем распространить пропорциональную систему выборов на всех 450 депутатов. При этом не надо менять Конституцию, увеличивать 7-процентный барьер прохождения партий и блоков в Думу, которых должно быть в итоге не менее четырех. Кроме того, предлагаемая система избрания парламента по партийному принципу предохраняет страну от сепаратизма. Партии в парламенте могут быть только общероссийские.

- На чем ЦИК будет настаивать во время обсуждения поправок в избирательное законодательство?

- Для Центризбиркома категорически неприемлемо, если мы нынешнюю пропорциональную систему автоматически перенесем на избрание всех депутатов. Мы знаем печальный опыт Италии. Выборная система там давала слишком много полномочий партиям. Все это привело к серьезной коррупции, к кризису системы и отчуждению избирателей от демократических процедур. Мы обязаны этот опыт учитывать. Граждане России должны влиять на очередность распределения депутатских мандатов в региональных партийных списках.

- Каким образом?

- Выдвигается федеральный список, который утверждается на съезде партии. Головная часть, лицо партии - максимум три человека. Если партия набирает 7 процентов голосов избирателей, они проходят в Думу в первоочередном порядке. Федеральный список будет разбит на региональные части. Возможно, какие-то регионы укрупнятся, но всего таких округов будет не менее шестидесяти. В региональном бюллетене напечатают название партии, первую тройку и фамилии представителей партии от региона. Депутатами станут в первую очередь те кандидаты, которые заручились наибольшей поддержкой в регионе. Например, за ту или иную партию в Приморском крае проголосовало больше всего избирателей - 25 процентов, значит, из ее приморского списка кандидаты попадают в Думу в первую очередь. В Москве - 24 процента, они идут следом, и так далее. Если в каком-то другом месте партия набрала только 7 процентов голосов, до соответствующего регионального списка очередь может просто не дойти. Таким образом, мы стимулируем представителей партий на местах вести активную политическую работу.

- Изначально вроде бы была немного другая идея, когда избиратель должен был ставить галочку напротив конкретной фамилии в региональном списке партийных кандидатов.

- Это почти идеальная система, но, к сожалению, она сложна для подсчета голосов. Мы боимся, что после закрытия участков у нас возникнут серьезные проблемы. Ведь голоса надо считать сразу по сотне-другой кандидатов от разных партий. Впрочем, эта тема может еще обсуждаться.

- Какие вы видите недостатки в нынешней системе?

- Очевидно, что выборы по мажоритарной системе часто создавали только видимость работы депутата на свой округ. На практике большинство беспартийных депутатов-одномандатников в Думе примыкают к различным партиям. Это ненормально. В какой-то степени происходит обман избирателей. Нашу мажоритарную систему также с трудом можно назвать представительной. На последних выборах за избранных партийных депутатов проголосовало более 70 процентов избирателей, а за одномандатников - около 40 процентов. Остальные голоса потеряны. Опыт многих стран показывает, что при борьбе на выборах исключительно партий повышается явка избирателей и падает показатель голосования "против всех". У новой системы, очевидно, будет один недостаток - слабая связь партийных депутатов с избирателями и слабая ответственность перед ними. Но с помощью предлагаемого механизма распределения мандатов в региональных списках мы надеемся минимизировать эти потери.

- Когда вы будете готовы представить президенту проект поправок?

- В сентябре мы подготовим наши предложения в виде аналитической записки, которую можно начать обсуждать в регионах и в Центре. В ноябре, возможно, пройдут слушания в Думе. С учетом рекомендаций мы направляем записку на имя президента. Если получаем поддержку парламента и главы государства, в 2005 году поправки в выборное законодательство могут быть утверждены.

- Критики ликвидации института одномандатников считают, что строго пропорциональная система - это узаконивание административного ресурса. Что можете ответить?

- Я не понимаю таких критиков. На Украине была смешанная система, и сейчас по настоянию оппозиции вводится пропорциональная. Там прекрасно поняли, что в одномандатных округах им никогда не завоевать большинство. В России ЦИК сам предлагает новый вариант избрания Думы, но наша оппозиция встречает эти предложения в штыки. Почему? С моей точки зрения - это проявление болезненного воображения. Если что-то предлагается сверху, заранее все уверены, что здесь какой-то подвох.

- Может, подвох в том, что костяк новой двух-, трех- или четырехпартийной системы может состоять исключительно из нынешних членов "Единой России", которые по указанию сверху поделятся на партию власти и оппозицию и будут соревноваться по новым избирательным правилам между собой?

- Возможно, я играю на руку не самым прогрессивным силам в нашей стране. Но механизм, который мы предлагаем, не рассчитан на какие-то одни выборы. Доказано, что именно пропорциональный способ дает возможность демократического формирования власти. И то, что на каком-то этапе с помощью этого механизма власть может добиться большего результата, не умаляет значимость самой реформы.

- Что вы думаете о перспективах на следующих выборах старых политических партий, таких, как КПРФ, ЛДПР, "Яблоко", СПС?

- Мне кажется, что любая из этих партий, если критически оценит свою работу и преодолеет недостатки, имеет возможности быть представленной в Думе в 2007 году.

- Не исчезнут ли вместе с одномандатниками избирательные блоки на выборах 2007 года?

- После опыта расколовшейся "Родины" у избирателей идея блокирования стала менее популярна. К подобного рода объединениям они будут относиться с подозрением. Так что проще и перспективнее провести укрупнение в рамках партии.

- Запретить блоки для стимулирования роста партий не хотите?

- Пока нет. Может быть, мы к этому и придем, но на примере других стран видно, что подобных запретов там нет. Правила избрания депутатов в 2007 году, когда планка прохождения в Думу поднимается до 7 процентов, сами по себе подталкивают партии к укрупнению.

- Ходят слухи, что реформа выборного законодательства - только первый шаг в большой политической реформе, когда президентская республика станет парламентской...

- В свое время я не был горячим сторонником президентской республики, но чем больше времени проходит, тем лучше я понимаю, что нельзя в ближайшей перспективе отказываться от института сильной президентской власти. Времена для чистой парламентской республики в России наступят не скоро.

- Вы противник изменения Конституции, но, может быть, подправить закон о правительстве, где записать, что кабинет министров формируется на основе парламентского большинства? Какой более действенный стимул можно придумать для роста партий, чем этот?

- Насколько я понимаю, если будут приняты новые правила избрания депутатов Думы, изменение принципа формирования правительства станет следующим шагом. Формальных препятствий для этого нет и сейчас, тем более мы помним, что президент подобное развитие событий не исключал. Не могу отвечать за все политические процессы и проекты в стране, но лично я сторонник того, чтобы изменение выборного законодательства и наделение депутатов правом формирования правительства шли в комплексе. Кроме того, возникает еще одна идея.

- Как, еще одна?

- Да, избрание членов Совета Федерации с помощью голосования по одномандатным округам. Таким образом, мы можем компенсировать отмену мажоритарной системы по выборам в Думу.

- Кремль уже в курсе ваших планов?

- Я их в Кремле пока не обсуждал, но в самом Совете Федерации у идеи все больше и больше сторонников. Нельзя исключить, что Совет Федерации будет сформирован по новым правилам уже через три с половиной года. Это станет ясно в течение года.

- Критики новой редакции закона о референдуме обвиняют власти в покушении на демократию...

- Некоторые страны и вовсе опасаются проводить у себя национальные референдумы. США тому яркий пример. В Великобритании закон о референдуме впервые появился в конце 2000 года. Несколько столетий они без этого обходились, и никто под сомнение демократичность этой страны не ставил. Кстати, там после выхода закона он еще ни разу не применялся. В Западной Европе только в Швейцарии, Италии, Португалии и Германии граждане имеют право инициировать референдум. В остальных эта инициатива принадлежит власти. Обратите внимание, что референдумами любят пользоваться, например, в Белоруссии, среднеазиатских странах, а раньше - Муссолини в Италии. Это к вопросу о демократии. Главный же смысл нашего нового закона в том, чтобы власти не могли устроить между собой бой, втягивая в конфликт граждан через референдум. Право на него имеет только российский народ.

- Народ что-то ни разу референдум не организовал. Зачем же создавать новые усложненные нормы его проведения?

- Многие процедуры на референдуме идентичны тем, которые проходят на выборах. Выборные правила изменились, а правила проведения референдумов просто устарели. Процедура действительно становится сложнее. Но давайте без лишних эмоций разберемся с этим. Референдум может состояться при явке в 50 процентов. При этом проголосовавших за должно быть не менее половины от пришедших. То есть вопрос на референдуме поддержат десятки миллионов граждан. Инициаторы референдума обязаны это прекрасно понимать. Что, при таком масштабе ожидаемой поддержки нельзя собрать на уровне субъектов России 4,5 тысячи человек в инициативные группы? Если так, то, значит, эта инициатива никому не нужна. Далее: надо собрать в течение месяца 2 миллиона подписей. То есть по 15 подписей в день собирает один человек из инициативной группы. Это что, тоже сверхзадача? Если да, тогда не надо втягивать государство в политические потрясения и огромные расходы - проведение референдума обойдется почти в 2,8 миллиарда рублей.

- Вы можете назвать вопрос, который может оказаться в бюллетене при проведении плебисцита?

- Например, упомянутое изменение системы выборов в Госдуму и Совет Федерации. Почему бы нет.

Денис Бабиченко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера