Архив   Авторы  

Цены внутреннего сгорания
Дело

По всей России резко подорожал бензин. Причина этого не столько в высоких мировых ценах на нефть, сколько в непрозрачности отечественного топливного рынка

В России дорожают нефтепродукты. Цены растут на все - керосин, мазут и, разумеется, бензин. Собственно, этот процесс начался еще весной, но в июне повышение ощутило на себе уже большинство граждан. Им приходится больше платить за авиабилеты и транспортные перевозки. Подорожание коснулось и самого народного продукта нефтепереработки - автомобильного бензина. Уже 1 июня оптовые цены на нефтебазах на бензин Аи-95 были повышены с 14,15 тысячи рублей за тонну до 14,3 тысячи, а бензин марки Аи-92 подорожал у оптовиков с 13,12 тысячи до 13,4 тысячи. Но клиенты оптовых баз - владельцы заправочных станций особого ущерба не понесли. Как обычно, вслед за оптовыми ценами подросли и розничные. Как следствие, стоимость одного литра бензина подскочила на 30-40 копеек. Средняя цена бензина марки Аи-92 на заправках столицы составляет 12,91 рубля за литр, Аи-95 - 13,91 рубля и Аи-80 - 10,03 рубля. Впрочем, это только начало. По данным Московской топливной ассоциации, в июне цены на бензин в столице и области вырастут еще на 8-12 процентов в зависимости от марки. Плавный рост будет продолжаться на протяжении всего лета. На продавцов нефтепродуктов пало подозрение в сговоре. Федеральная антимонопольная служба даже взяла ситуацию на бензиновом рынке под контроль.

Однако всерьез рассчитывать на то, что цены пойдут вниз, не стоит. Нефтеперерабатывающие заводы объясняют произошедшее стремительным подорожанием нефти на мировом рынке. На этот процесс существенно не повлияло даже решение стран - членов ОПЕК увеличить добычу на 2 миллиона баррелей в день. Нефть лишь слегка подешевела, но все равно стоит около 35 долларов за баррель. Пользуясь благоприятной конъюнктурой, наши нефтяные компании предпочитают работать на внешние рынки. Растет и экспорт готовых нефтепродуктов. Отечественные бензин марки А-80 и дизельное топливо традиционно пользуются спросом на Западе. Действительно, по данным Федеральной таможенной службы, выручка от экспорта нефтепродуктов из РФ за январь - апрель 2004 года увеличилась на 28 процентов. Логику поведения торговцев бензином подтверждают и мировые цены на нефтепродукты, которые тоже растут. Розничные цены на бензин в США продолжают превышать отметку 2 доллара за галлон (3,785 л). В Европе, где литр бензина уже давно стоит свыше одного евро, также ожидается значительное увеличение оптовых цен на топливо.

Впрочем, ситуация на западных рынках нефтепродуктов все же серьезно отличается от российской. Так, в США не хватает нефтеперерабатывающих мощностей. В России же, отмечает "Итогам" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергеенко, "по сути, избыток нефтепродуктов, бензина производится достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех потребителей". Но отечественный бензиновый рынок остается предельно закрытым. Биржи или иного механизма рыночного ценообразования на нем нет. Как поясняет Григорий Сергеенко, "представители независимых автозаправочных станций обычно берут бензин лишь у нескольких переработчиков. Если их не устраивает цена, то больше им взять топливо негде. Нефтеперерабатывающие заводы, входящие в крупные нефтехолдинги, могут минимизировать издержки, но при определении конечной цены они ориентируются на ту стоимость топлива, которую выставляют на независимых нефтеперерабатывающих заводах". Аналитик Русского топливного агентства Максим Назаров также полагает, что причину роста стоимости бензина стоит искать не только в мировых ценах на нефть: "Подорожание бензина совпало по времени с регулярным сезонным ростом цены на топливо в России. Из года в год в начале зимы увеличивается спрос на нефть, и нефтеперерабатывающие заводы плавно поднимают цены. Весной, когда растет спрос на нефтепродукты, розничные продавцы увеличивают стоимость горючего и компенсируют собственные издержки, которые понесли в начале года. Делать это несложно, ведь на отечественном розничном рынке продавцы между собой практически не конкурируют, а значит, не мешают друг другу увеличивать доход. При этом наибольшую прибыль продавцы закладывают в наиболее ходовой товар - бензин. Так произошло и на этот раз". Статистика подтверждает точку зрения специалистов. Оптовые цены на нефтепродукты постепенно росли на протяжении всего года. По данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены на автомобильный бензин в России увеличились на 2,5 процента, в то время как за тот же период 2003 года он подорожал на 9,3 процента. Выходит, в этом году интенсивный рост стоимости бензина начался на месяц позже. Однако в прошлом году мировым ценам на нефть до нынешнего уровня было еще очень далеко.

Получается, что истинная причина подорожания бензина находится на стыке внешнего и внутреннего факторов. Благоприятная мировая конъюнктура действительно оказывает некоторое влияние на внутренний рынок нефтепродуктов. Но если бы цена на нефть была стабильной, бензин в России все равно бы подорожал. Просто произошло бы это не так резко. Процесс растянулся бы на несколько месяцев. Специфика российского внутреннего рынка повлияет и на дальнейшее развитие событий. К концу лета ситуация стабилизируется. Более того, осенью в среднем по России стоимость бензина может немного снизиться, хотя в любом случае останется выше, чем была этой весной. "В крупных городах, в первую очередь в Москве, стоимость бензина останется на том же уровне, какого достигнет летом", - отмечает Максим Назаров. Причина проста - в Москве не так много АЗС, а автопарк стремительно увеличивается. На одну АЗС в российской столице приходится гораздо больше автомобилей, чем на Западе. Раз так, то и бороться за автолюбителей у заправщиков особого стимула нет. В следующем году ситуация с небольшими изменениями повторится. Предпосылок к тому, что отечественный бензиновый рынок станет более открытым, пока нет.

Кирилл Пальшин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера