Архив   Авторы  

Осторожно, лига закрывается!
Спорт

Северная Америка рискует остаться без большого хоккея - локаут в НХЛ практически неизбежен. Игроки и их хозяева вновь сошлись в жестокой битве за деньги

В последнее время президент Профсоюза игроков НХЛ Боб Гуденау проводит серию встреч с рядом наиболее авторитетных агентов и игроками различных команд. Профсоюзный лидер предельно серьезен: "Грядет локаут. Игрокам нужно готовиться к долгому противостоянию. Не исключено, что НХЛ закроется на два сезона". НХЛ, одна из сильнейших лиг профессионального спорта Северной Америки с гигантским оборотом, сегодня на грани пропасти.

Почему же система НХЛ дала сбой? "Причина любого конфликта - деньги, - считает Дмитрий Горячкин, вице-президент IMG, одной из самых известных в мире менеджмент-компаний. - Хозяева говорят: мы в убытке, мы теряем деньги. Рост зарплат игроков идет такими большими темпами, что практически 75 процентов доходов команд тратится на зарплату игрокам. Но ведь существуют еще и операционные расходы - зарплата персонала, переезды, перелеты, налогиЙ"

Конечно, по сравнению с другими популярными в США видами спорта - американским футболом, бейсболом или баскетболом - хоккей отнюдь не самый высокооплачиваемый. Однако если взять темпы прироста зарплат, то в последние 10-15 лет в хоккее они были самыми высокими. Сейчас средняя зарплата игрока НХЛ составляет 1 миллион 700 тысяч долларов в год, а самый богатый игрок лиги - Яромир Ягр получает 11 миллионов. Для сравнения: в 1989 году высокооплачиваемым считался хоккеист, зарабатывавший триста пятьдесят тысяч долларов в год.

Неконтролируемый рост зарплат привел к тому, что сегодня в НХЛ всего семь-восемь команд приносят доход, остальные работают в убыток. Вот почему хозяева клубов настаивают на ограничении зарплат игроков. Предлагается ввести лимит "фонда зарплаты" клуба: тридцать -тридцать пять миллионов долларов в год. Можно тратить и больше, но в этом случае команда должна платить своего рода "штраф" - делать отчисления в фонд помощи небогатым командам.

Разумеется, игрокам все это совершенно не нравится. Их главный аргумент - хоккеисты должны получать за свой труд столько, сколько этот труд стоит, а определять это будет рынок. Нельзя вводить уравниловку и подводить всех под одну гребенку. Представители игроков указывают и на такую любопытную деталь: всякий раз как владельцы клубов заводят песню об убытках, профсоюз предлагает им пригласить независимых экспертов и открыть бухгалтерские книги, но получает категорический отказ.

Если до 14 сентября 2004 года стороны не придут к соглашению, сезон в НХЛ будет отложен, как это уже было в 1994-1995 годах. Тогда сезон в НХЛ начался не в октябре, как обычно, а в январе, переговоры между владельцами клубов и профсоюзом игроков затянулись. Однако в этот раз все может оказаться гораздо хуже: противоречия между игроками и владельцами клубов очень сильны, и вероятность большого конфликта слишком велика. По мнению многих хозяев клубов и генеральных менеджеров, сезон может и вовсе не состояться. И тогда многомиллионные убытки понесут все - и лига, и клубы, и хоккеисты.

Хочешь мира - готовься к войне

НХЛ - это своего рода хоккейное государство со своей конституцией, договором, по которому живет лига. Этот договор регламентирует права и обязанности сторон - хозяев клубов и игроков, то есть работодателей и наемных работников. Интересы последних защищает профсоюз игроков. Действующий ныне договор просуществовал девять лет, и вот 14 сентября его срок истекает.

"Во время прошлого локаута 1994 года хозяева использовали те же аргументы, - рассказывает Дмитрий Горячкин. - Тогда, чтобы сдержать рост зарплат, была придумана так называемая сетка для молодых игроков, где были прописаны годы драфта и соответствующие им вилки зарплат". Например, максимальная зарплата игроков, задрафтованных в 95-м, могла равняться, допустим, 900 тысячам долларов в год, выбранных на драфте в 96-м году - 950 тысячам долларов, и так далее. Однако вскоре президент компании IMG Майк Барнетт в компании со своими юристами разработал уникальную схему контракта, который вошел в историю как контракт по модели Джо Торнтона. Это произошло в 1997 году, когда Торнтон, игрок, стоявший под первым номером на драфте, помимо фиксированной зарплаты получил и четко разработанную сетку премиальных. Так была введена трехступенчатая система специальных бонусов, благодаря которой хоккеисты, имея максимальную зарплату, предположим, в миллион долларов, при определенных условиях могут увеличить ее в четыре раза. Таким образом, благодаря прецеденту Торнтона была сломана схема, которую предложили хозяева: зарплата держится в рамках, но реальная компенсация может быть в три-четыре раза выше.

Интересно, что, как только был подписан договор 1995 года, игроки сразу стали готовиться к следующему локауту. Профсоюз игроков сформировал так называемый военный бюджет и все эти годы копил на своих счетах деньги, чтобы во время локаута выплачивать игрокам пособие. Откуда эти средства? Прежде всего игроки отчисляли проценты от своей зарплаты. Кроме того, профсоюз имеет собственную лицензионную программу, начиная от выпуска хоккейных карточек и сувениров и заканчивая лицензированием компьютерных игр. А еще есть спонсоры, которые платят определенные деньги за использование логотипа профсоюза игроков.

Хозяева клубов тоже создали "военный бюджет". Несколько лет назад они скинулись по десять миллионов долларов. Тридцать команд по десять миллионов - это триста миллионов. Примерно такой же суммой располагает и профсоюз игроков. Как видите, к боевым действиям стороны подготовились как следует.

Кто проиграет?

Итак, до момента вступления в силу нового соглашения сезон в НХЛ не начнется. Какие последствия это может иметь для лиги, игроков и всего североамериканского хоккея? Как показывает даже краткий анализ, самые печальные.

Сегодня средняя посещаемость матчей в лиге составляет 16 тысяч 800 человек за игру. Посмотрев статистику роста посещаемости за последние десять лет, мы увидим, что она увеличивалась на 200-300 человек в год. С одной стороны, это не много, однако в среднем за эти годы она выросла на две-три тысячи человек. А это дополнительные деньги. Давайте посчитаем: для того чтобы сходить на хоккей, среднестатистической семье из трех человек надо потратить 500 долларов - три билета по сто долларов, три гамбургера, три банки кока-колы, парковка машины, сувениры... А чтобы потратить 500 долларов, надо заработать 700, чтобы заплатить налог. Сколько граждан может позволить себе посетить сорок одну домашнюю игру любимой команды? Экономические отношения решают все: вы привлекли этих людей, они уже ваши, но если они не получат свое зрелище, то уйдут в другой спорт - на баскетбол, на футбол, и вернуть их будет нелегко.

Нельзя забывать и о спонсорах. Представим, что компания "Бадвайзер", крупнейший производитель пива в Северной Америке, подписывает рекламный контракт с НХЛ на три года. Сумма огромна. Так вот, если компания "Бадвайзер", заплатив огромные деньги, не сможет рекламировать свой продукт в течение целого сезона, она не будет сидеть и ждать, теряя потенциальных покупателей. Она просто уйдет и отдаст свои средства баскетболу, бейсболу либо футболу. Итак, НХЛ теряет зрителей и спонсоров.

Далее, хоккейная инфраструктура - это тоже серьезный бизнес. Арена, рассчитанная на 20 тысяч зрителей, - огромный организм, который обслуживают сотни и тысячи людей. К тому же она занимает внушительную территорию, за что надо каждый год платить налог на недвижимость. Если арена будет простаивать, хозяева понесут большие убытки, ведь концертами эту паузу не заполнишь.

И, наконец, телевидение. К сожалению, за последние годы рейтинг телевизионных хоккейных трансляций падает. Не драматично, но все же: 3,2-3,5 процента в сравнении с кинокомедией "Друзья", которая собирает 7,5-8,5 процента. Получается, телеканалу выгоднее показать глупое кино, чем хоккей. А хоккей для телевидения - это серьезное производство: нужно вывезти камеры, транслировать, комментировать, редактировать. Пятилетний контракт между НХЛ и Эй-би-си на 600 миллионов долларов закончился. Подписан новый - с Эн-би-си и ESPN. Да, хоккей даже близко не идет в сравнение с американским футболом, чей контракт с телекомпанией Эн-би-си исчисляется 2,5 миллиарда долларов, но тем не менее. Если сезона в хоккее не будет, телекомпании не станут ждать, когда хоккей вернется, а отдадут сетку передач под что-то другое, и вернуться назад хоккею опять же будет очень сложно.

Чем сердце успокоится?

Возможен ли компромисс между НХЛ и профсоюзом игроков? Так как точки зрения сторон полярные, локаут, по мнению большинства специалистов, неизбежен. И продлиться он может от нескольких месяцев до двух лет. В поисках консенсуса оппоненты ведут регулярные дискуссии. Переговорам предшествовала ожесточенная информационная война в СМИ. Профсоюз игроков подготовил мощную акцию: во время матча всех звезд на канадском телевидении прошла двухчасовая телепередача, которая стала для лиги настоящим шоком. Профсоюз очень грамотно изложил свою точку зрения, изобразив хозяев клуба и лигу этакими безответственными гуляками и растратчиками, которые швыряли деньги направо и налево, а теперь пытаются решить свои проблемы за счет игроков. Мысль, которую проводит профсоюз, такова: никто не приставляет дуло пистолета к виску менеджеров и владельцев команд, выбивая огромную зарплату. Выходит, либо на стороне хозяев работают плохие профессионалы, которые проигрывают бой за деньги, либо для кого-то спортивная команда не бизнес, а игрушка. Три года назад "Нью-Йорк Рейнджерс" подписал ветерана Бобби Холика на 9,5 миллиона долларов - это было смешно и глупо. Но ведь хозяин "Рейнджерс" сделал это сам! Знаменитый "Детройт" называют покупателем легких побед: его политика - скупать дорогих игроков и выигрывать Кубок Стэнли. По этому пути пытается идти и "Рейнджерс", тратит огромные суммы на покупку звезд, но вот уже семь лет не может даже попасть в плей-офф. И кто виноват?

По мнению большинства специалистов, вероятность локаута весьма велика, но вероятность его продолжения более двух-трех месяцев - всего 10-15 процентов. Ведь если локаут растянется на весь сезон, хоккей в Северной Америке может вообще прекратить свое существование. НХЛ и профсоюз игроков, конечно, найдут решение. Скорее всего права действующих ветеранов не будут ущемлены. Отыграются, как всегда, на молодежи, которая будет задрафтована начиная с нынешнего года. Во-первых, уменьшат входные зарплаты: игрокам, которые нынче идут на драфт, полагается максимальная зарплата - 1,9 миллиона долларов. К примеру, она упадет до миллиона долларов. Во-вторых, ограничат систему бонусов. В-третьих, регламентируют отношения между клубами и свободными агентами. Ведь что происходит сегодня? Когда игроку исполняется 32 года, он становится неограниченно свободным агентом и может подписывать контракт с клубом, который предложит наибольшие деньги. Происходит аукцион между командами, которые стараются перекупить игрока, отсюда опять же рост зарплат.

Впрочем, нет худа без добра. В случае локаута в НХЛ Россия не останется в убытке. К нам едут звезды - Ягр, Федоров, Гончар, а многие из суперзвезд уже подписали контракты с российскими клубами. Получается, если Яромир Ягр считает, что российская суперлига - вторая в мире, то в отсутствие НХЛ нам по силе стать первыми?

Екатерина Балева, Инна Ковалева

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Звезды говорят

Вот как прокомментировали "Итогам" ситуацию в НХЛ самый результативный защитник лиги Сергей Гончар ("Бостон Брюинз") и двукратный обладатель Кубка Стэнли Вячеслав Козлов ("Атланта Трэшерз").

Сергей Гончар: "Нас настраивают на длительный локаут, вплоть до 22 месяцев. Скорее всего так и будет, потому что мы, игроки, не хотим принимать условия владельцев. Профсоюз игроков никак не может договориться с хозяевами о новом договоре. Хозяева настаивают на ограничении зарплат хоккеистов. Но с какой стати? Столько лет они нам платили нормальные зарплаты, а теперь вдруг решили, что мы недостойны этих денег! Теперь нас же в этом обвиняют и пытаются закрыть нас на целый сезон, надавить, чтобы заставить принять их условия. Ребята же хотят, чтобы действовали свободные рыночные отношения. В данный момент мой агент ведет переговоры с несколькими российскими клубами. Все мы хотим играть в НХЛ, но будет здорово, если мы проведем некоторое время в России. Но все же лучшие хоккеисты мира должны играть в лучшей лиге мира".

Вячеслав Козлов: "Локаут может продлиться два года. Самое главное, чтобы игроки понимали это. В моей хоккейной жизни это будет уже третий локаут: один локаут прошел в 95-м году, и еще был страйк в 92-м, когда я только-только пришел в "Детройт". Надо быть осведомленным и готовым к любому развитию событий. Нам посылают письма по электронной почте, в этом году было несколько собраний, где наш представитель Боб Гуденау разъяснял все аспекты локаута: почему, для чего и что из этого. Игроки настроены решительно. Я думаю, что по крайней мере мы не проиграем и в конце концов придем к общему знаменателю. Хотя ситуация очень серьезная, и если, на мой взгляд, до 5 января сезон не начнется, он будет отменен. Нас готовят как минимум на двадцать месяцев. Все это время мы будем без зарплаты, и, чтобы как-то прожить это время и не растерять свое мастерство, придется искать варианты - может быть, поехать в Европу, может быть, в Россию. Я, конечно, хотел бы приехать в Россию, но пока решение не принял. У меня только что родилась дочка, и в связи с этим есть определенные сложности".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера