Архив   Авторы  

Свой среди бамбара
Парадокс

Российский этнограф Владимир Арсеньев несколько лет прожил на Черном континенте среди таинственной народности бамбара. Там, в африканской глубинке, он обнаружил модель идеального общества, члены которого не ведают иллюзорных целей и идеалов, а просто радуются каждому прожитому дню

Его зовут Нчи Кулибали. Он не страшится смерти, потому что убежден: смерть - это не конец всему, но лишь переход в другое тело, а ушедший из жизни обязательно воплотится в новорожденном. Это неоспоримое правило: для того, чтобы родился новый человек, кому-то необходимо умереть. И так будет продолжаться до бесконечности. Нчи Кулибали верит в это, потому что он - представитель редкой народности бамбара, а для бамбара очень важен факт продолжения жизни именно на Земле, а не где-то еще.

Нчи Кулибали живет в Санкт-Петербурге и работает старшим научным сотрудником в Кунсткамере. Но даже мало кто из коллег знает его под этим именем. Большинству он известен как Владимир Романович Арсеньев, кандидат исторических наук, большой почитатель Африки и едва ли не единственный специалист в мире по редкой народности бамбара.

В общей сложности Владимир Арсеньев прожил среди бамбара пять лет. Не так давно он вернулся из очередной поездки в Мали - это родина бамбара. И именно во время этой поездки его нарекли именем Нчи Кулибали. Кулибали - это родовая группа, элита бамбара, живущая в столице Мали городе Бамако. Эта семья приняла Арсеньева. А Нчи - это первый мальчик, родившийся в данном поколении.

Признайтесь честно, приходилось ли вам ранее что-нибудь слышать о бамбара? А между тем это самая многочисленная народность африканской страны Мали, очень влиятельная группа населения, во многом определяющая культурный облик и историю государства. Представители этого народа живут в южных и западных районах страны. Народ бамбара, оформившийся в самостоятельный этнос в середине XVII века, как и все африканские народы, принято называть язычниками. Но это не совсем верно. Ведь под язычниками подразумеваются идолопоклонники или сторонники многобожия, а бамбара нельзя отнести ни к тем, ни к другим. В то же время, когда среди бамбара пытались насадить ислам, они упорно этому сопротивлялись и в большинстве своем остались верны архаическим верованиям, прямо не связанным ни с одной из ныне существующих религий.

Бамбара преклоняются перед природой, ощущая себя в ней как в утробе матери. Они верят в землю. Земля, по их представлениям, большая и мудрая, кормит и определяет весь уклад жизни народа. Бамбара живут землей и любят ее, хотя она невыносимо тяжела для обработки, а в жару и вовсе превращается в каменные глыбы, покрытые ржавой пылью. И тем не менее земля отвечает бамбара любовью. Что в общем-то неудивительно. Бамбара зарабатывают на жизнь, продавая выращенный рис, хлопок, сахарный тростник, просо и арахис. Некоторые держат домашний скот (овец и коз), другие промышляют охотой на антилоп. Хищников не убивают, поскольку считают их братьями.

Современные представители народа бамбара весьма демократичны и общительны. Замкнутый образ жизни остался в прошлом. Сегодня бамбара не чураются чужестранцев и даже иногда вступают с ними в браки.

Владимир Арсеньев убежден, что общество бамбара гораздо гармоничнее, чем западное общество. "У бамбара нет строгой иерархической лестницы, - рассказывает ученый, - но при этом существует некое неравенство в равенстве. В каждой деревне есть свой глава, которого жители зовут Отец. Это, как правило, старший мужчина из семьи основателя этого селения, а его братья автоматически становятся младшими Отцами. Старший не уполномочен единолично принимать решения, а должен согласовывать их и с младшими братьями, и с главами всех семейств, живущих в деревне. Конечно, ни одно людское сообщество не может жить совсем без ссор, и у бамбара случаются конфликты. В некоторых случаях спорные ситуации разрешает совет стариков, весьма почитаемый всеми жителями".

У бамбара за точку отсчета берется не один человек, а коллектив, группа людей, а именно каждая конкретная деревня. "Эти люди не ценят время. Не признают пространство. Для них нет верха и низа, причины и следствия. Они дорожат только тесным мирком, в котором живут, и людьми, которые их окружают. Это для них и есть центр Вселенной. Небо и землю бамбара воспринимают как твердь, скорлупки, между которыми существует человек", - объясняет Владимир Арсеньев.

Надо сказать, что привилегия и обязанность людей старшего поколения бамбара - медитация. Но она не похожа на медитации восточного типа. Выглядит это действо так. Перед заходом солнца группа стариков садится на небольшом помосте на площади посреди деревни. Все молчат и лишь изредка перекидываются словами друг с другом. На самом же деле между стариками происходит интенсивный диалог, не облеченный в разговорную форму. Такое молчаливое "общение" люди бамбара считают наиболее гармоничным.

"Жизнь рядом с этими удивительными людьми - а они меня сознательно вовлекали в свою культуру - открыла мне глаза на совершенно иное понимание общества и его законов, - говорит ученый. - Считается, что все народы идут по одной столбовой дороге истории. Кто-то забежал вперед, кто-то отстал, но все движутся к одной цели - прогрессу. Правильно ли это? Может быть, стремиться надо не к прогрессу и мировому превосходству? Не в этом счастье, говорят бамбара. Надо просто жить и радоваться тому, что тебе дана эта жизнь. Ведь вполне можно, ограничившись минимальным набором технических изобретений, полностью обеспечить свое существование. Конечно, технический прогресс не обошел стороной Мали и бамбара. Например, сравнительно недавно они попробовали импортное сгущенное молоко, хотя раньше вполне обходились без него. В современной африканской деревне у некоторых есть даже телевизоры, работающие от солнечных батарей, и мобильные телефоны. Если еще лет двадцать назад они перемещались пешком, а поклажу возили на ослах, сейчас, как цивилизованные люди, ездят на велосипедах".

Впрочем, вестники цивилизации, по словам нашего собеседника, не сильно изменили бамбара. Народу бамбара свойственна разумная достаточность во всем. Они научились обеспечивать себя всем необходимым начиная от одежды и заканчивая орудиями труда и оружием. В деревнях продолжают жить по старинке. Носят хлопчатобумажные глоки (рубашки). Женщины - длинные, мужчины - короткие. Постоянные жилища строят из глины и песка. А на время полевых работ сооружают легкие переносные хижины из циновок. При обработке земель пользуются мотыгами. Но вопреки жизненным тяготам, а может, благодаря им бамбара - очень духовный народ, у которого совсем иная система ценностей, нежели у нас. Бамбара не гонятся за достатком и внешним благополучием, не стремятся к власти. Их жизненное убеждение: "Все хорошее и все плохое, что ты делаешь другому, к тебе вернется". И если для нас это по большому счету отвлеченная фраза, бамбара ею действительно руководствуются. "У них очень тесная взаимосвязь между людьми. Ведь семья у бамбара - это огромное сообщество, в котором может числиться до 150 человек. Биологические отец и мать, благодаря которым человек появился на свет, не играют главной роли в жизни ребенка. Истинным отцом считается старший мужчина в семье. Причем все братья биологического отца - тоже отцы, а их жены - матери", - объясняет ученый.

Конечно, в наши дни дети бамбара, даже в сельской местности, учатся в школах, многие потом поступают в высшие учебные заведения. Но школы и институты, по убеждениям бамбара, неспособны дать человеку весь набор необходимых знаний. Поэтому они в течение жизни проходят несколько ступеней посвящения: сначала - детский союз (Томо), потом - мужской тайный союз кузнецов (Комо), затем - земледельческий или охотничий тайный союз (Коре). Женщины-бамбара существуют как будто отдельно от мужчин, у них своя жизнь, своя субкультура. Но это не значит, что женщины у бамбара принижены. Напротив, у женщин есть свои тайные союзы, которые могут оказывать влияние на мужские. И обязанности мужчин и женщин четко разделены. Например, мужчины работают с металлом, а женщины - только с глиной. Мужчины выращивают зерновые, женщины обрабатывают огород. Успешные женщины занимаются торговлей, и мужчины не имеют права на их заработок. При этом нередко бывает, что женщины гораздо богаче своих мужей.

Сам Владимир Арсеньев был удостоен огромной чести для иноземца - его посвятили в охотничий союз. Как полагает "молодой охотник", который уже может похвастаться амулетом с когтями орла, собственноручно им подстреленного, его приняли в охотничий союз не только из уважения и доверия, но и чтобы не рассказывал о бамбара лишнего. Дело в том, что у африканцев в отличие от европейцев есть этика знания, которая налагает определенные обязательства на посвященного. Ведь вновь открытое знание может оказаться опасным, поэтому люди бамбара к передаче тайных знаний относятся очень осторожно. Тем не менее Владимир Арсеньев уверен, что народ бамбара может научить нас, европейцев, как грамотно строить цивилизованное общество и какой путь дальнейшего развития выбрать: "Если мы хотим быть счастливыми, нам следует поучиться у бамбара маршрутам поиска и обретения гармонии. Ведь истинная гармония утрачивалась нами по мере отдаления от природы, но мы можем попробовать если не вернуться, то хотя бы приблизиться к этому забытому состоянию".

Наталья Дьячкова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера