Архив   Авторы  

Европа минус?
Искусство

"Максидром", открывший сезон рок-фестивалей, ознаменовался скандалом

О том, что над фестивалем сгустились тучи, никто не догадывался. Вначале казалось, что у организаторов просто что-то не заладилось. Охрана отказывалась пропускать журналистов к сцене, несмотря на аккредитацию, музыканты поначалу были отрезаны от прессы. Наконец разразилась гроза. Выскочивший за ограждение Вячеслав Петкун обратился к журналистам: "Как, вы не знаете, что радио "Максимум" больше не существует в прежнем виде?! Все для того, чтобы в эфире остались лишь "фабрики звезд" да народные артисты!" Когда страсти улеглись, выяснилось, что канал отныне будет принадлежать новому владельцу, а его западные партнеры, до сих пор задававшие тон на "Максимуме" и "Максидроме", предпочитают покинуть проект. Неофициальные источники не преминули добавить: за сменой владельца грядет изменение формата, да такое, что от "Максимума" и "Максидрома" останутся одни логотипы. Что греха таить, он и не отличался особой близостью к мировым рок-поп-стандартам, да и вряд ли кто-то был в этом заинтересован. Однако то "светлое будущее", которое ожидает проект теперь, может уронить планку "ниже плинтуса". Злые языки утверждают, что на частоте "Максимума" и под его "вывеской" появится нечто вроде "Русского радио-3" или, как недобро шутили в позапрошлую субботу в "Олимпийском", "Европа минус" (не путать с реально существующей "Европой плюс"). Директор канала Михаил Эйдельман, правда, пока не подтверждает эти мрачные пророчества. Для каждого очевидно, что любой на его месте взвешивал бы каждое слово. Что ж, точки над "и" расставят новые владельцы.

Скандалы под крышей "Максидрома" случались и раньше. В памяти народной остались истерика Маши Макаровой и экстравагантное поведение Жанны Агузаровой, подравшейся со стейдж-менеджером и попытавшейся выступить после закрытия. Однако эксцессы эти были невинны и лишь разнообразили привычное фестивальное меню. Если и случилось в истории этого молодежного формата серьезное потрясение, так это шумное увольнение в 1998 году Михаила Козырева - главного лица на радио "Максимум", а также отца-основателя и идеолога "Максидрома". Конфликт этот уже стал историей. Хотя для будущего музыкальной индустрии он имел самые серьезные последствия, которые ощущаются по сей день. Козырев отомстил обидчикам. Несмотря на грянувший дефолт, он ухитрился создать буквально с нуля успешный музыкальный тренд, представленный "Нашим радио" и фестивалем "Нашествие", явно превосходящим "Максидром" по размаху и лишившим его части аудитории. Правда, устроители "Максидрома" брали, что называется, не числом, а умением. Ведь по части уровня организации, оформления сцены, решения проблемы настройки первому российскому рок-фестивалю по-прежнему не было равных. Так что с 1998 года фестивальная жизнь напоминала битву двух титанов, в то время как пивные "Крылья" и разовые акции вроде "Дискотеки 80-х" выступали в роли декораций для этого поединка. Публика наблюдала за ним затаив дыхание, тем более что хедлайнеры - Земфира и "Мумий Тролль" - в какой-то момент оказались по разные стороны баррикад. Противостояние это продолжалось до 19 июня сего года. И вот теперь все может измениться. Ведь то, что случилось, способно перекроить музыкальную карту страны.

Конечно, реинкарнация музыкального радиоканала сама по себе не такая уж сенсация. В нашем музыкальном эфире выживали далеко не все, радио "Престиж", "Станция 2000" и другие пали жертвами жесточайшей конкуренции. Но предположить, что война форматов погубит весьма перспективный канал, уверенно развивавшийся с 1991 года, никто не мог. Правда, на самом "Максимуме" признавали: с появлением на музыкальной сцене новичков в виде "Фабрики звезд" и ей подобных, а также по причине беспрецедентного подъема "Русского радио", "Русского радио-2" и их дальних родственников рейтинг "Максимума" в последнее время медленно полз вниз - с верных 6 до 5 процентов. Но чтобы вот так вдруг взять и сойти со сцены, должно было произойти что-то особенное. Что именно - будет ясно не сегодня. Однако уже сейчас можно окинуть взглядом расстановку музыкальных сил и попробовать предугадать, как повлияет на нее происходящее.

Расчертить карту основных направлений, близких уму и сердцу отечественного меломана, не так уж сложно. До сих пор неплохие позиции были у молодежного мейнстрима, представленного на "Максимуме". Этот стиль принято называть рокапопсом (термин Ильи Лагутенко), разработан он был в конце 90-х "Мумий Троллем", Земфирой и их эпигонами. Приверженцев этого стиля можно услышать и на "Нашем радио", однако козыревский формат отличается большей всеядностью. Здесь с молодежью мирно уживаются рок-гранды от Шевчука до БГ, любимые теми, кому за 30, и поэты-песенники, сдобрившие свои вирши элементарной звуковой подкладкой (вроде "Танцев минус" или "Смысловых галлюцинаций"). И если "Максидром" четко нацелен на "модную" молодежь, то "Наше радио" предельно демократично, а потому электорат его безбрежен, как радиоэфир. Процветает и ультрапоп, представленный различными каналами от "Динамит FM" до "Европы плюс". На этой эфирной площадке собраны явления как певческие, так и дансинговые, причем невзирая на возраст. Представлены все поколения: от седеющих восьмидесятников до недавней поросли, выращенной в инкубаторах "звездных фабрик", от Киркорова и "Иванушек" до "Тату" и все той же "Фабрики". Не бедствует и лубочный формат. Его надежда и опора - вечный спрос на Пугачеву - Распутину - Розенбаума - Шуфутинского и их бессмертные традиции. Звучит в эфире "Русского радио", "Русского радио-2", радио "Шансон" и т. п. При желании можно выделить и клубно-эстетский стиль, удовлетворяющий запросы философствующей публики. На радио представлен мало, ориентирован на вечные - иногда слишком уж вечные - ценности: музыканты вроде Сергея Калугина могут позволить себе записать за 10 лет всего два номерных альбома.

Интересно, что серьезными по организации и охвату аудитории фестивалями обзавелись только молодежные форматы - остальные ограничиваются радиоротациями и сравнительно скромными акциями. Конечно, "Максидром" и "Нашествие" не сравнить с такими западными гигантами, как "Гластонберри", "Ридинг" или "Роскилд". Однако функции свои они выполняют неплохо и каждый соответствует тому или иному разряду по давно сложившейся мировой классификации. "Максидром" - компактный и рассчитанный на верную, хоть и не слишком многочисленную армию поклонников (порядка 15 тысяч зрителей) - строится как выставка достижений музыкального хозяйства и на Западе был бы отнесен к фестивалям типа "блиц". "Нашествие" же с его гигантизмом и массовостью (до 150 тысяч зрителей и более) - типичный представитель многодневных рок-фестивалей open air, чьим дальним и светлым прообразом был легендарный "Вудсток". Фестиваль такого типа - это музыкальное государство в государстве с вечной проблемой общепита, уборных, бесплатной медпомощи и палаток для ночевки, в которых после отбоя и начинается настоящий рок-н-ролл. Здесь публика не просто слушает, а живет под музыку. Есть еще "Крылья" - не привязанные к одному определенному формату, ориентированные на русский рок и живущие за счет пивной марки. Типичный представитель рекламных фестивалей.

Когда-то Гребенщиков пел: "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли? Ее нет, нет, нетЙ" Ее не было до середины - конца 90-х . И вот она появилась. Приход молодых, модных и требующих себе места под солнцем состоялся именно с появлением каналов - фестивальных устроителей. До этого аудиторию делили друг с другом попсовики и рокеры. Однако слушатели Киркорова, Свиридовой, Газманова и слушатели Цоя, Шевчука, Гребенщикова были из абсолютно разных миров, а потому каждый воспитывал свою паству, возделывал свой огород, и война форматов велась лишь в форме злословия. Редкие явления смешанного жанра вроде "Ногу свело" смотрелись как экзотика. Когда же пришло новое поколение рокапопса, оно решило с ходу дать бой старожилам. Его представители заявили: "Долой музыку бунта! Нам подавай музыку для ушей! Эти старики вечно чем-то недовольны! Они так и будут лабать свой социальный ля-минор, пока их не вынесут со сцены вперед ногами". Мол, чужой век заедают, молодым дорогу не дают. Ату их! И началосьЙ Музыкальные критики новой ориентации выплеснули в прессу теорию о том, что есть такое музыкальное явление - "говнорок". Юрий Шевчук в ответ пообещал давить попсу кованым ботинком и записал песнь-памфлет "Попса" ("Попса! Розовая пасть голодного псаЙ"). Ну а программным директорам все чаще приходилось защищать стариков-бунтарей и разъяснять публике, что "сегодня некоторая довольно отвратительная часть журналистики делает себе имя, уничтожая все то, что сделали эти талантливые и смелые люди еще тогда, когда эти журналисты пешком под стол ходили".

И вот сегодня рокапопс-формат, похоже, может уйти на периферию музыкальной жизни. Что же ожидает публику после возможного перерождения "Максидрома" и "Максимума"? Все зависит от того, единичный ли это факт или тенденция. Если первое - не самый плохой канал просто будет потерян для слушателя, а "Наше радио" приобретет монополию на большую часть молодежной аудитории страны, что в перспективе чревато музыкальным застоем. Что ни говори, а синдром Билла Гейтса еще нигде и никогда не шел на пользу потребителю. Если же закрытие канала связано с резким изменением умонастроений публики или иными вескими причинами, чаша сия не минует и птенцов гнезда Михаила Козырева. Тогда музыкальный лубок и ультрапоп постепенно поделят между собой эфир, а часть публики вновь устремится в русло андеграунда. Музыкальный ландшафт в итоге может вернуться к состоянию конца 80 - начала 90-х, когда на всю страну было лишь два музыкальных тренда. Один - обласканный вниманием обывателя и Госконцерта поп-стандарт в виде ВИА и народных артистов, варящихся в собственном соку. И другой - бунтарский рок, влачащий богемное существование в подвалах и маленьких ДК, нагруженный социальной тематикой и рассчитанный на маргинальную публику с амбициями интеллектуалов.

Евгений Белжеларский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера