Архив   Авторы  

Особый случай
В России

В административной реформе на фоне других ведомств МЧС является скорее исключением из правил

Административная реформа, уже прокатившаяся по большинству российских ведомств, постучалась и в двери МЧС. Президент Владимир Путин подписал указ N 868, определяющий новую структуру, полномочия и порядок материального обеспечения ведомства Сергея Шойгу. Однако если в подавляющем большинстве других ведомств реформа пошла по пути разделения правоустанавливающих и правоприменительных функций, то реформа МЧС - случай особый.

Ввиду специфики своей деятельности ведомство Сергея Шойгу будет выполнять в комплексе и правоустанавливающие, и правоприменительные функции, а также оказывать так называемые госуслуги. По сути МЧС осталось единым организмом, сохранившим за собой весь объем прежних функций. Кто-то может трактовать это как отход от принципов, заложенных административной реформой, но на самом деле это не отход, а правильно сделанное исключение. Потому что каждый вид деятельности, находящийся в ведении МЧС, имеет свои особенности.

И все же изменения внутри ведомства грядут. Указ президента четко разделяет уровни управления внутри министерства. Дело в том, что сегодня органы регионального управления силами МЧС имеют двойное подчинение. Формально они учреждены субъектами РФ, а руководитель назначается президентом по представлению министра. Финансирование при этом смешанное. В таких условиях высока вероятность нерационального расходования государственных средств, что в конечном счете приводит к снижению эффективности государственной политики в сфере обеспечения безопасности жизни людей. В современных условиях, считают в МЧС, у каждого органа должен быть один хозяин, один учредитель.

"Федеральное министерство, - поясняет первый заместитель министра МЧС Юрий Воробьев, - формирует общую политику в сфере своей ответственности и обеспечивает реагирование на чрезвычайные ситуации и пожары особой сложности на объектах, критически важных для национальной безопасности, и в тех случаях, когда субъект Федерации своими силами и ресурсами справиться не может. Во всех других случаях ответственность ложится на власти субъекта и органы местного самоуправления. Бюджетная политика, естественно, будет соответствовать таким подходам".

Итак, центральные органы МЧС будут решать федеральные задачи. Проблемы же местного уровня перейдут в ведение территориальных органов управления. Простому налогоплательщику, в принципе, все равно, из какого бюджета чиновники получают зарплату. Центр же не может и не должен контролировать все сферы деятельности, что-то надо отдать на местный уровень.

Из этой ситуации ведомство Сергея Шойгу собирается выходить следующим образом. Во все регионы уже разосланы проекты соглашений между федеральным министерством и субъектом Федерации об осуществлении комплекса управленческих работ исключительно через уполномоченный территориальный орган МЧС. Он будет иметь статус федерального, чего раньше не было. Таким образом, считают в МЧС, удастся упорядочить финансирование, которое будет иметь четко целевой характер.

В МЧС считают, что при такой модели управления удастся избежать конфликтных ситуаций, связанных с тем, что на словах глава территориального органа подчиняется министру, а на деле управляет в регионе по своему усмотрению или так, как ему "рекомендует" губернатор. "Соглашение подготовлено таким образом, - говорит Юрий Воробьев, - что в нем можно учесть практически все подобные моменты. Проект документа разослан в регионы именно для того, чтобы их обсудить". Несмотря на то, что соглашение подготовлено в типовой форме, в него можно вносить изменения для того, чтобы учесть специфику того или иного региона, ведь в Якутии одни условия, а в Кабардино-Балкарии - другие.

По указу президента за центральными органами МЧС останутся все надзорные функции: пожарный надзор, надзор за маломерными судами, надзор и контроль в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В МЧС прекрасно понимают, что каждый надзор сам по себе специфичен, и потому одни министерские структуры будут заниматься разработкой правил надзора, а другие - их реализовывать, чтобы не получилось так, что одни и те же чиновники для себя пишут правила, затем сами себя проверяют и сами следят за тем, как они реализуются.

Останется за Центром и обеспечение пожарной безопасности особо важных объектов. Список этих объектов предстоит утвердить в ближайшее время правительству и Совету безопасности РФ. Причем это будут объекты не только оборонного значения, но и культурного наследия, например Кижи - памятник федерального значения.

Планируются изменения и в работе противопожарной службы. Дело в том, что до перехода противопожарных сил в МЧС они фактически делились на федеральные, субъекта Федерации, муниципальные и пожарные части народно-хозяйственных объектов (крупные нефтеперерабатывающие предприятия, например, имеют собственную ведомственную пожарную охрану). До реформы не было четких критериев того, кто и за что отвечает. Теперь за предупреждение и ликвидацию пожаров будут отвечать территории, то есть эти функции становятся прерогативой и ответственностью субъекта РФ. Планируется и перевод сотрудников пожарной охраны на местный бюджет, который, по расчетам МЧС, не потребует от субъектов РФ больших дополнительных расходов. Дело в том, что сегодня из почти 300 тысяч российских пожарных только 80 тысяч финансируются из федерального бюджета, а все остальные уже давно содержатся субъектами, муниципальными образованиями и предприятиями. Кстати, схожая ситуация и со спасателями. По всей стране тех, кто получает зарплату из федерального бюджета, насчитывается 2500 человек.

Функция спасения на водах пока остается за федеральным Центром, но в ближайшем будущем и здесь часть функций планируется передать субъектам РФ. Например, надзор за пляжами. Действительно, какой смысл наблюдать из Москвы за пляжем в Анапе?

Еще одним важным аспектом реформы МЧС стало сокращение штатов и изменение системы оплаты труда. "В этом плане указ для нас неожиданным не был, - говорит Юрий Воробьев. - Более того, мы сами принимали участие в его подготовке. Еще в прошлом году мы выходили с инициативой к президенту и достигли понимания, в том числе в вопросе оплаты труда госслужащих". Как ни крути, низкий уровень оплаты труда чиновников остается серьезной проблемой. О какой борьбе с коррупцией можно говорить, если человек получает, условно говоря, 2500 рублей, а через его руки в то же время проходят миллиарды? Поэтому в МЧС понимали, что уменьшение штата неизбежно, и примерно представляли себе те сокращения, на которые придется пойти министерству в ходе реформы. Естественно, выполнение работы меньшим числом потребует и более правильной организации труда, и высокой квалификации сотрудников, а значит, и повышения уровня их зарплаты. При сокращении численности сотрудников заметно вырастет квартальный фонд заработной платы. Так, например, сейчас ведущий специалист получает 5300 рублей, а после реформирования будет получать 11 тысяч и выше. Зарплата главного специалиста составит более 13 тысяч рублей.

Из одиннадцати заместителей у "чрезвычайного" министра теперь останутся три, а общее число сотрудников центрального аппарата будет сокращено на 20 процентов - с 1039 единиц по штату до 825. "Но главное, - считает Юрий Воробьев, - это то, что произошла оптимизация структуры, то есть качественные изменения, которые в полной мере соответствуют административной реформе".

Количество департаментов в МЧС сократится с 14 до 11, а вместо десяти управлений и двух самостоятельных отделов будет сформировано восемь управлений. Обращает на себя внимание появление новой штатной единицы - главного военного эксперта с правами заместителя министра, хотя в последнее время ходят упорные слухи о необходимости девоенизации спасательного ведомства. Но в самом МЧС считают, что девоенизация - это дело отдаленного будущего. Есть весьма специфические задачи в той сфере деятельности, которую выполняет МЧС. Например, обеспечение защиты населения в военное время и в случае террористических актов. Или жизнеобеспечение в зонах боевых действий и вооруженных конфликтов, а также разминирование и ликвидация последствий радиационных и химических аварий. Так что пока военная компонента продолжает оставаться неотъемлемой частью министерства.

Если говорить в общем, реформа МЧС сочетает в себе делегирование части полномочий регионам с одновременным усилением финансового и административного контроля из Центра. В министерстве считают, что это позволит упорядочить расходование средств и сконцентрироваться на планах развития службы. В перспективе МЧС значится реализация программы мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Региональные программы по управлению рисками чрезвычайных ситуаций уже реализуются во многих субъектах страны, и планируется, что в ближайшие годы мероприятия по развитию систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций будут носить приоритетный характер в работе ведомства.

Григорий Санин

Врез 1

США

Беда федерального значения

Реформа МЧС России - прежде всего четкое разделение ответственности между федеральным министерством и регионами в деле ликвидации последствий чрезвычайных происшествий - в основных чертах напоминает устройство соответствующих служб в США. В 1979 году при президенте Джимми Картере было принято решение объединить пять разных управлений в рамках одной структуры, ответственной за "помощь людям до, во время и после бедствий", - Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям (FEMA). В марте прошлого года FEMA вошло в состав вновь созданного министерства национальной безопасности.

Штат агентства сравнительно невелик - всего 2600 служащих. Еще около 4 тысяч обученных добровольцев значатся в "резерве первой готовности". Штаб-квартира FEMA находится в Вашингтоне, а по стране действуют 10 региональных отделений. Входящее в состав агентства управление противопожарной безопасности США является относительно автономным. Бюджет агентства после 11 сентября 2001 года непрерывно растет и на 2005 год запланирован в размере 7,374 миллиарда долларов. Бригады федеральных спасателей действуют лишь в тех местах, которые объявляются зонами федерального бедствия. С такой просьбой к президенту должен обратиться губернатор соответствующего штата. С начала нынешнего года уже последовало 25 таких обращений, вызванных снежными бурями, торнадо, наводнениями и, главное, пожарами - в одной Калифорнии сейчас бушует семь пожаров федерального значения.

Николай Зимин, Вашингтон

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера