Архив   Авторы  

Гений скуки
Искусство

"Имя "Кабаков" в разговоре о русском современном искусстве вспоминают первым. Так же, как, размышляя о западном современном искусстве, сразу же называют Уорхола... Это абсолютно ничего не значит. Можно попасть в музей. Потом точно так же можно оказаться на помойке", - сказал в эксклюзивном интервью "Итогам" художник Илья Кабаков

Заметным художественным событием лета стала выставка Ильи и Эмилии Кабаковых в Государственном Эрмитаже - "Случай в музее" и другие инсталляции". Делали и открывали выставку сами художники, специально для этого приехавшие в Россию, - впервые после пятнадцати лет эмиграции. В Эрмитаже экспонируются всего три тотальные инсталляции: "Случай в музее", "Туалет в углу" и "Жизнь в шкафу". Тотальная инсталляция - конструкция, чаще всего значительная по размерам, воссоздающая некую иллюзорную ситуацию. Этот жанр, придуманный самим Кабаковым, принес ему славу на Западе. Кабаков - непревзойденный мастер в создании иллюзий, он учитывает все мелочи: свет, звук и даже запах. В день открытия выставки Илья Кабаков ответил на вопросы "Итогов".

- Выставка в Эрмитаже не первая ваша выставка в России. В прошлом году была экспозиция в Третьяковской галерее. Однако вы приехали именно в Петербург. Почему?

- В Третьяковке была выставка альбомов, которые легко установить. Приехать туда лично нас никто не просил. Сейчас же предложение о проведении выставки и личном приезде на вернисаж исходило от американского фонда Гуггенхейма. К тому же Эрмитаж - это особая площадка. Для художника всегда важно то пространство, где он выставляется. А пространство Эрмитажа - это пространство самой истории искусств, святое для каждого художника. Слишком велика здесь концентрация великих имен и великих произведений на квадратный метр. Нашей воли в этом приезде практически не было: не художник выбирает площадку, а площадка выбирает художника.

- А почему вы не приезжали в Россию раньше?

- Все эти пятнадцать лет мы очень много работали. У нас нет понятия "отпуск", когда бы мы полностью отключились от работы и поехали отдыхать. Все наши поездки и путешествия связаны с новыми проектами. Конечно, нас часто звали в Россию, говорили: "Приезжайте, посмотрите..." Но что значит "посмотрите"? Увидеть, как все изменилось, невозможно, если ты не живешь в этой стране. А приезжать как турист в страну, где ты жил, даже как-то смешно. Мы же не наивные люди. Мы прекрасно понимаем, что нас очень хорошо примут, будут возить по каким-то торжественным местам, по хорошим ресторанам и так далее. Это не наша жизнь. А вообще всему свое время. Если мы приехали сейчас, значит, время возвращения пришло. Вот и все.

- Выставка, которая сейчас открылась в Эрмитаже, невелика, два из четырех залов кажутся перенасыщенными экспонатами. Это специальный ход?

- Они не перенасыщены. Мы старались сделать очень формалистскую выставку. Так и было задумано.

- Не получается ли так, что если в одном зале находится больше пяти человек, то у них нет возможности рассмотреть инсталляции?

- А инсталляции и не должно смотреть много людей одновременно. В идеале - один человек на одну инсталляцию. Инсталляционное пространство - это диалог один на один. Инсталляция - сцена, а зритель - актер. А на сцене не может одновременно находиться толпа героев, тогда это уже массовка. В театре любой выход актера рассчитан на определенную психологическую реакцию зрителя. У нас все точно так же: мы расставили экспонаты таким образом не случайно. Эффект воздействия каждой инсталляции точно рассчитан.

- Возможна ли установка тотальных инсталляций без участия художника?

- К каждой инсталляции прилагаются подробные схемы, чертежи, объяснения. И, конечно, используя их, можно установить инсталляцию и без участия художника. Но любая выставка, сделанная только кураторами, - мертвая, в ней нет души. Создать баланс пространства тотальной инсталляции кому-то со стороны невероятно сложно. Практически невыполнимо. Хотя иногда лучше не видеть, как твои макеты прибывают к месту выставки. Когда в Эрмитаже открыли ящик с макетом "Дворца проектов", мы чуть не умерли: там горкой лежали его деревянные составляющие. Просто горка бессмысленных и поломанных деревянных палочек. И реставраторы здесь на месте за сутки фактически собрали новый макет.

- А почему так много макетов и всего три инсталляции?

- Инсталляция, собранная вне того помещения, для которого она предназначалась, мертва. Это то же самое, что играть спектакль на стене. А макеты дают представление о нашем творчестве, большая часть которого в России неизвестна. Это некая ретроспектива и уже сделанного, и только задуманного. Можно было бы, конечно, сказать, что инсталляция - это искусство будущего. Но, к сожалению, это будет такой же художественный бред, какой несет каждый художник, пропагандируя свой метод.

- Вы чувствуете себя востребованным, известным художником?

- Это два совершенно разных понятия. Безусловно, любой художник хочет, чтобы его произведения выставлялись. Никто не творит для себя. И оценка внешнего мира очень важна. Но, конечно, не всех и каждого, а определенного круга людей.

- Сегодня "Кабаков" - это некий брэнд, символизирующий современное русское искусство на Западе.

- Это очень сильно сказано, и я не думаю, что это так. Имя "Кабаков" в разговоре о русском современном искусстве вспоминают первым. Так же, как, размышляя о западном современном искусстве, сразу же называют Уорхола. Это совершенно не значит, что другие русские художники на Западе неизвестны.

- Когда-то вы сказали, что "музей - это зона бессмертия". Означает ли это, что сейчас, когда работы художника Кабакова есть во многих музеях мира, он бессмертен?

- Все зависит от ситуации, от времени, от истории. Это абсолютно ничего не значит. Можно попасть в музей. Потом точно так же можно оказаться на помойке. Все меняется.

- Вы говорили когда-то, что жизнь для вас - это прежде всего скука, имея в виду повседневную обыденность и привычный ход вещей. Сегодня же вы назвали свой приезд в Россию сном. Это скучный сон?

- Настроение сна невозможно понять до тех пор, пока не проснешься.

Наталья Филатова, Сергей Тягин (фото)

Врез 1

ДОСЬЕ

Нонконформист

Илья Иосифович Кабаков родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. Окончил Московскую художественную школу при Государственной Третьяковской галерее и Московский художественный институт им. Сурикова. В начале 70-х годов разработал новую художественную форму - "альбом". В альбоме слово соединяется с изображением, а зритель превращается в объект художественного пространства. Впоследствии в творчестве Ильи Кабакова альбомные проекты трансформируются в инсталляцию, в трехмерную композицию из текстов и визуальных образов, в которую погружается зритель.

В Советском Союзе Илья Кабаков, как и многие другие художники-нонконформисты, работал иллюстратором детской литературы. В начале 90-х художник вводит термин "тотальная инсталляция". Инсталляции Кабакова воссоздают и мифологизируют реальность советского быта 60-х годов. Его коммуналки, кухни и туалеты точны до мелочей, но это - некая виртуальная реальность, ведь той советской жизни уже нет, она ушла вместе с детством художника. Тотальные инсталляции приносят Илье Кабакову всемирную славу. Достаточно вспомнить, что в Германии в свое время проходила выставка, озаглавленная "Внутренняя жизнь. Искусство интерьера от Вермеера до Кабакова".

С 1989 года художник живет и работает в Нью-Йорке. Его произведения есть практически во всех крупнейших музеях мира. До последнего времени - кроме российских. Но в декабре Илья и Эмилия Кабаковы (Эмилия - соавтор мужа с 1989 года) подарили Третьяковке на Крымском Валу альбомы "Десять персонажей". В результате выставки "Случай в музее" и другие инсталляции" и у Эрмитажа появился свой Кабаков: художник подарил музею две инсталляции: "Туалет в углу" и "Жизнь в шкафу". Более того, теперь в России можно легально купить "свежего" Кабакова, а не довольствоваться тем, что осталось и было раздарено друзьям и знакомым до отъезда. Московская галерея Stella Art Gallery получила эксклюзивные права на продажу его работ в России у нью-йоркской галереи Kelly. Правда, всего на три года.

По рейтингам журнала Art News Илья Кабаков в последние десятилетия входит в первую десятку лучших современных художников мира.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера