Архив   Авторы  

Не нужен нам берег турецкий
Искусство

В прокат выходит картина "Головой о стену", получившая "Золотого медведя" на Берлинском фестивале

В высшей степени странная парочка - два психа, познакомившиеся в дурдоме после неудачной попытки суицида. Бомж Чиит собирает бутылки, пьет, нигде не работает, а двадцатилетняя девчонка Сибел то и дело режет себе вены в знак протеста против давления семьи, которая спит и видит, как бы пристроить ее замуж. За такого же, как ее брат, патриархального турка, изо всех сил старающегося сохранить "национальные традиции" даже здесь, в Германии. А Сибел замуж не хочет, а хочет, черт бы ее побрал, гулять с парнями, нюхать кокаин и болтаться без дела. Для такой отвязной девицы пьяница Чиит - в самый раз. Он не будет заставлять ее рожать каждый год, стирать и готовить, повиноваться и клонить голову. Он даже не будет заставлять ее исполнять "супружеский долг". И Сибел с Чиитом поженятся - почему бы и нет, собственно? Брак-то фиктивный, ни к чему не обязывающий: Сибел теперь может свободно разгуливать по дискотекам, встречаться с мужчинами, а Чииту будет с кем поболтать вечером. Да и стакан воды с похмелья поднесут.

Начавшись как курьез, картина Фатиха Акина (этнического турка, родившегося в Гамбурге) постепенно начинает превращаться в серьезную драму, причем драму со множеством составляющих и оттенков, драму экзистенциальную, где герои все время мечутся в поисках любви и смерти, самих себя и даже собственной родины. Сибел, для которой родной дом в Гамбурге был что тюрьма, переедет в Стамбул и опять попадет в застенок, в круговерть: работа - дом - работа. Чиит, ненавидящий национальные традиции и оторвавшийся от своего народа (по-турецки и то говорит еле-еле), везде чувствует себя чужим - что в Стамбуле, что в Гамбурге. Как говорят социологи, современный человек - в вечном поиске самоидентификации. Кто мы? Откуда мы? И что лучше - оторваться от корней, восстать против архаичных устоев, где личность равна роду, а женщина предназначена исключительно для деторождения и кухни, или припасть к этому роду как к единственному спасению? Нет ответа. Тем более что Фатих Акин весьма нелицеприятно живописует и турков, и немцев, и традиционную восточную семью, и леденящий холод Германии. В отличие от многих политкорректных произведений, где мудрости, "наивности" и одухотворенности Востока противопоставлены прагматизм и бездушность Запада. Ни эллина, ни иудея, все хороши по-своему. В этом смысле "Головой о стену" - новаторская картина, не эксплуатирующая общие места и приятные сердцу эмигрантов благоглупости. Все мы - маргиналы, рассеянные по миру, утерявшие точку опоры в поисках любви и смерти. Что же касается конкретно Сибел, "фатальной" женщины, единственная ее вина состоит в том, что она хочет быть живой, хочет жить каждую секунду, а не подчиняться распорядку, навязанному ей откуда-то сверху - западной ли цивилизацией, восточной ли, все равно. Потому-то Чиит и влюбляется в нее - она сделала его живым, по его же собственному признанию. И дрянная вроде бы девчонка стала его судьбой и единственной любовью, ибо именно Сибел олицетворяет собой саму жизнь посреди пантеона мертвецов. Делающих карьеру, копящих на дом, на машину, на приличную могилу, в конце концов. "Головой о стену" - прежде всего об этом.

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера