Архив   Авторы  

Человек из легенды
Искусство

Собрание писем Владимира Немировича-Данченко читается как увлекательный роман

Кажется, ничто в ХХ Веке не переписывалось так основательно, как история Московского Художественного театра. После того как в сталинскую эпоху театр этот был объявлен лучшим и единственным, ни малейших сомнений в монолитности коллектива, в высочайших художественных достоинствах труппы не могло и возникнуть. Но хрущевская оттепель растопила монолит, и заговорили о десятилетиями длившейся ссоре двух руководителей - основателей театра. Свежеизданный "Театральный роман" Михаила Булгакова довершил дело, тут уж всем стало ясно - неладно что-то было в мхатовском королевстве. Общественность азартно делилась: кто за кого. Большинство было, само собой разумеется, за Станиславского. Конфликт руководителей представлялся очевидным - тонкий, ранимый художник и жесткий, властный администратор. Понятно, что творческие люди, на себе испытавшие "силу" власти, предпочли художника. А потом, в конце 70-х, вышел в свет двухтомник избранных писем Немировича-Данченко (составитель В. Я. Виленкин), ставший едва ли не бестселлером. Он снова перевернул наше представление о конфликте и о людях, в нем замешанных. Обнаружилось, что Владимир Немирович-Данченко не только сильный администратор, строитель "лучшего" в СССР театра, но еще и глубоко чувствующий, страдающий человек.

И вот недавно был издан четырехтомник писем Немировича-Данченко. Объемом он раза в три превосходит все ранее известное. Но еще одну существенную разницу между прежним и нынешним изданиями обозначила Инна Соловьева, составитель, редактор и комментатор нового издания. По ее словам, тщательно отобранный двухтомник рисует Немировича-Данченко таким, каким он хотел бы себя видеть, а в четырехтомнике он таков, каким был на самом деле - драматичнейшим персонажем едва ли не в духе Достоевского. Азартный игрок. До самой смерти большой любитель и знаток женского пола. К вопросу о своем месте в истории относился болезненно, полагая, что вся посмертная слава достанется одному Станиславскому. Придирчиво отслеживал все публикации, с карандашом в руках читал рукопись "Моей жизни в искусстве" Станиславского, дотошно указывая на забывчивость по отношению к тому, что было сделано именно им. Самолюбив и уязвим был страшно. Оказалось, что этот сильный, во всем основательный человек невероятно нуждался в одобрении, в похвале и часто, не дождавшись чужих слов, хвалил себя сам - по-детски наивно. В письмах к жене позволял себе позлословить о Станиславском, но и самому К. С. мог написать совершенно открыто: "Вы говорили не раз, что у Вас дурной характер. Нет, Вы слишком снисходительны к себе. Вы - чудовище, а не "дурной характер". А потом в другом письме, другому адресату признаться: "Мы можем не плакать друг о друге, можем стать во враждебные отношения друг к другу, и все-таки ту связь, которая между нами, может разорвать только Бог да смерть. Да и смерть не разорвет". И, как показало время, в этом своем утверждении уж точно был прав.

Четыре тома старых писем читаются как увлекательный роман, с которым жалко расставаться. В наши времена торжествующего масскульта это дорогого стоит.

Марина Зайонц
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера