Архив   Авторы  

Мастера варить кашу
Общество

"Не только для меня, для руководителей творческих вузов по всей стране идея исключительно платного образования выглядит сегодня абсурдно. Неужели необходимо из творческих вузов делать отстойник для богатых людей?!" - удивляется ректор РАТИ Марина Хмельницкая

Завершились вступительные экзамены в одном из старейших высших учебных заведений России - Российской Академии театрального искусства, бывшем ГИТИСе. Конкурс на актерские специальности, как и в прежние годы, впечатляет: 80-90 человек на место. В этом году экзамены проходили в разгар дискуссии о судьбе бесплатного высшего образования в России. Не вытеснит ли его полностью образование платное? Своими соображениями о перспективах развития высшего образования с "Итогами" поделилась ректор РАТИ профессор Марина Хмельницкая.

- Марина Юльевна, как вы относитесь к идее перевести все высшее образование в стране на платную основу?

- Мне кажется, наше общество еще не готово к таким глобальным переменам: ни материально, ни психологически. Но если платное образование в театральных вузах все-таки будет введено - не только образование, но и весь российский театр погибнет! Это я говорю с полной ответственностью. Не будет доступного для всех образования - не будет и культуры. Не только для меня, для руководителей творческих вузов по всей стране идея исключительно платного образования выглядит сегодня абсурдно. Неужели необходимо из творческих вузов делать отстойник для богатых людей?! Особенно тревожно, что обсуждения этой проблемы проходят закрыто, келейно, без вынесения на Совет ректоров. Из печати узнаешь о том, что предлагается не только лишить наших граждан права на бесплатное высшее образование, но еще у студентов и аспирантов вузов отобрать компенсационные выплаты на питание и право льготного проезда на транспорте. Последствия этого, особенно в крупных мегаполисах, легко представить. Стипендии-то мизерные. Сами посудите, ведь не от хорошей жизни в РАТИ несколько лет назад возникла идея дважды в день подкармливать студентов бесплатной кашей.

- Как? Обычной кашей? И что - очереди выстраиваются?

- Очереди не выстраиваются. Но части студентов это помогает дотянуть до стипендии, ведь многие ребята иногородние, живут трудно. Так мы хотя бы сняли проблему голодных обмороков, еще недавно стоявшую достаточно остро. И потом: наше обучение, особенно на актерских, режиссерских факультетах, очень затратное в смысле психофизических нагрузок. С девяти утра до одиннадцати вечера ребята в РАТИ. "Движенческие" дисциплины сменяют друг друга: танец, степ, затем вокал, во второй половине дня, как правило, начинаются занятия по мастерству...

- Но ведь в РАТИ есть не только платные студенты, но и целые внебюджетные курсы.

- Вы имеете в виду, что за деньги мы учим, грубо говоря, бездарей? Из ничего делаем актеров? Нет, этого не происходит, механизм иной. Актерских бюджетных мест на всех факультетах только сорок пять. Количество же талантливых абитуриентов в несколько раз больше. Вот недобравшим несколько баллов мы предлагаем платную форму обучения. Кто в состоянии платить, тот платит, кто не имеет такой возможности, приходит на следующий год. Это касается не только актеров, но и театроведов, балетмейстеров, менеджеров... Однако никаких принципиальных различий при наборе и дальнейшем обучении между платными и бесплатными студентами не существует. Все проходят через конкурс, все могут быть впоследствии отчислены за профнепригодность или нарушение дисциплины. Скидок мы никому не делаем.

- Какова на сегодняшний день плата за обучение?

- Секрета здесь нет. Три тысячи у. е. на дневном отделении и полторы тысячи на заочном. За год.

- А соотношение "платников" и "бюджетников"?

- В последние годы это примерно 1 к 3. Слава богу, последние годы количество платных студентов сверху не ограничивают. Мы сами себя ограничиваем: не хватает ни технических, ни материальных возможностей. Кроме того, наша главная задача совсем не в зарабатывании денег. Важно сохранить престиж, профессиональный уровень выпускников.

- В России сегодня существует масса коммерческих творческих вузов. Можно ли говорить о конкуренции?

- Поступать или не поступать в такой вуз - дело финансовых возможностей каждого. Я бы хотела сказать о другом. Безумное количество разного рода театральных учебных заведений ведет, во-первых, к переизбытку специалистов, что в нашем деле очень опасно, а во-вторых - снижает саму планку профессии. Мы знаем, что уровень подготовки не везде достаточно высокий, а дипломы выпускники получают одинаковые.

- С другой стороны, провинциальному таланту сейчас не так-то просто добраться до Москвы, да и жизнь в столице очень дорога.

- Вот поэтому РАТИ в различных городах периодически открывает четырехлетние актерские курсы. Чтобы оправдать поговорку: где родился, там и пригодился. Мы набирали такие курсы в Липецке, Севастополе, Магадане, Сургуте, где, кстати, на их базе недавно был открыт театр. Сегодня такой курс есть в Риге. Я знаю, что по тому же пути пошли и другие театральные школы: дешевле и реалистичнее. Кроме того, на каждом факультете РАТИ сохранены места для представителей бывших советских республик. Хотя от набора национальных студий мы в последние годы отказались: слишком дорого.

- Финансовая проблема по-прежнему существует?

- И стоит очень остро. Государство обеспечивает зарплаты, стипендии, дает некий минимум на остальные расходы. Причем зарплата - это громко сказано: согласно тарифной сетке профессор должен получать 2700 рублей. А что говорить о рядовых преподавателях? Кроме того, мы должны содержать, а случается, что и ремонтировать, учебные помещения. Всего их пять плюс общежитие. В основном эту проблему мы решили, осталось оборудовать студию будущим звукорежиссерам. Но это колоссальные деньги. Будем искать спонсоров. А еще надо "одеть" и "обуть" дипломные спектакли. Ведь это не просто последняя учебная работа, это еще и первый профессиональный спектакль, на который приходят руководители многих театров выбирать "товар".

- Через четыре года этим руководителям будет из кого выбирать? Среди нынешних первокурсников есть будущие Мочаловы?

- Пока сказать поостерегусь - время покажет. Но количественно это был обычный набор: 120 человек на дневное и 60 на заочное отделение. Помимо актерского, у нас еще семь факультетов, студенты учатся по одиннадцати специальностям. Ведь ГИТИС, по сути, огромный комбинат по подготовке не только театральных кадров, драматических и музыкальных, но и балетных, и эстрадных. Мы, кстати, единственное высшее заведение, которое готовит режиссеров эстрады и цирка. А сравнительно недавно открылся еще и факультет сценографии. Процесс выращивания творческой личности трудный, скрупулезный и не терпит массовости. Мы набираем, например, пять режиссеров, и с каждым из них мастер работает плотно, глаза в глаза.

- Но даже это не гарантирует дальнейшей профессиональной успешности ваших выпускников?

- Безусловно. Этот пресловутый КПД! В творческой профессии, по определению рискованной и жестокой, он не может быть просчитан математически. Но если два человека с курса становятся режиссерами, в той или иной степени определяющими театральный процесс, это оправдывает все затраты и усилия.

- И кто из недавних выпускников прославил альма-матер?

- Если бы я назвала только театр "Мастерская П. Фоменко", это уже было бы неплохо, правда? Но есть еще очень популярные сегодня режиссеры Карбаускис и Чусова, Шамиров и Субботина, Самгин, Сенин и Монтвилайте. А из актеров назову Хаматову, Деревянко, Толстоганову, Кузичева, Мотеву, Каравацкую, Усова... Продолжим список?

- Выпускниками могут похвастать и другие театральные вузы. В чем уникальность РАТИ-ГИТИСа?

- Прежде всего ГИТИС - это совершенно фантастическое собрание ведущих мастеров. Здесь преподают Захаров, Фоменко, Хейфец, Андреев, Виктюк, Хазанов, Бертман, Збруев, Бородин, Хомский, Морозов, Шейнцис, Валукин, Крымов, Гаркалин... Даже из этого перечисления видно, что ГИТИС - настоящий театральный Вавилон, объединивший множество абсолютно различных сценических наречий, верований, порой несоединимых творческих систем и т. д. ГИТИС, как театральный космополит, открыт всем современным веяниям, направлениям, при этом он вбирает в себя и школу МХАТа, и "фантастический реализм" Вахтангова, и "биомеханику" Мейерхольда. Таким образом, наши выпускники ориентированы на определенный сценический универсализм и находят себя как в традиционном репертуарном театре, так и в самых сногсшибательных антрепризах.

Кроме того, нам принадлежит ноу-хау: вот уже несколько лет на драматическом, музыкальном и эстрадном факультетах мы набираем совместные режиссерско-актерские курсы. У студентов есть возможность постичь другую профессию как бы изнутри, с азов.

- А в мире ценят гитисовскую уникальность? Российское театральное образование в целом по-прежнему котируется?

- Несомненно. В театральной педагогике мы пока еще не имеем себе равных, наши мастера, и в частности преподаватели ГИТИСа, всегда востребованы, преподают за рубежом во множестве школ, проводят мастер-классы, ставят спектакли в крупнейших театрах, часто обращают в свою веру уже сложившихся артистов. Театральные школы за рубежом очень разные. Во многих странах работают двух-трехгодичные актерские курсы, принимающие всех желающих, от домохозяек до комлексующих юнцов, - только плати деньги. Иногда это забава, приятное времяпрепровождение, своего рода психофизический тренинг. Однако наше театральное образование - не игра. Оно серьезно, ответственно и базируется на общегуманитарном развитии, по широте охвата близком к университетскому.

- В какой степени академии коснется модернизация высшего образования?

- Вы имеете в виду какую-то ломку? Думаю, что разочарую вас. Изменения только ради изменений никому не нужны. Как ректор и преподаватель ГИТИСа с 30-летним стажем я категорически против любых революционных преобразований в характере обучения. Всякая модернизация должна рождаться изнутри, приходить постепенно, как продуманная реакция на требования времени. Убеждена, что ГИТИС, опираясь на свои почтенные 125 лет, уже доказал право учить по собственной, выверенной методике. И ежегодные примерно шеститысячные "набеги" абитуриентов (и это только на актерский факультет!) так или иначе подтверждают авторитет ГИТИСа. А инерционности, дурного нафталинного академизма мы стараемся избежать. Всеми силами.

- Каким образом?

- В сложившуюся традиционную систему обучения все время вводим новые спецкурсы, множество дополнительных занятий по вокалу, сцендвижению - степ, джазтанец. Наши студенты должны владеть всеми средствами выразительности, которыми так любит пользоваться современный театр, особенно столь популярный жанр мюзикла. Конечно, мы нуждаемся в новых педагогах, в "свежей крови". Проблема смены поколений у нас - как, впрочем, и во всех творческих вузах - стоит необычайно остро. Но она не решается одномоментно. Ведь педагогов по спецдисциплинам, таким, как "мастерство актера" или "режиссура", нигде не готовят. Начинающий педагог должен пройти школу "подмастерья" при Мастере.

- Наверное, не каждый успешный актер или режиссер захочет брать на себя такую ответственность? Тем более за достаточно условную плату...

- Тут все очень индивидуально. Я всегда повторяю, что педагогика - не профессия, а внутренняя потребность. Недаром Петр Наумович Фоменко называет занятия в ГИТИСе круглосуточными бдениями. Но вот пришли же к нам в последнее время и Райхельгауз, и Белякович. Продолжают вести курсы востребованные Женовач, Голомазов, Каменькович. Принцип мастерских культивирует особый тип взаимоотношений: доверительный, семейный. Мы вообще стараемся создать в ГИТИСе некую замкнутость: вы заметили, какой внушительный у нас забор, какие строгости на проходной? Пускай все это чуть-чуть оградит молодых людей от безумно жестокой современной жизни, даст возможность им раскрыться в атмосфере понимания и любви. ГИТИС - место, где стремятся прежде всего сказать "да", поддержать любые начинания. Вот бы это сохранить, не растерять в годы всяких бурных перестроек и модернизаций - гитисовский дух прекрасного веселого безумства.

Елена Сизенко
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера